г. Казань |
|
01 июля 2014 г. |
Дело N А55-21649/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Королевой Н.Н., Нафиковой Р.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2014 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Романенко С.Ш.) по делу N А55-21649/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134) к обществу с ограниченной ответственностью "Секрет" (ОГРН 1036300886280) о взыскании 3 708 190 руб. 78 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Секрет" (далее - ООО "Секрет", ответчик) о взыскании 3 708 190,78 руб., из которых 2 717 974,88 руб. основного долга и 990 215,90 руб. пени.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2014 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Секрет" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскано 632 443,17 руб., из которых 519 816,31 руб. основного долга, 112 626,86 руб. пени. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 решение суда первой инстанции изменено.
С ответчика в пользу истца взыскано 782 899,79 руб., из которых 551 005,30 руб. долг и 231 894,49 руб. пени. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в кассационном порядке, Министерство строительства Самарской области просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению Министерства, расчет арендной платы истцом произведен правомерно в соответствии с постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008.
Данное постановление было предметом проверки, решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и от 20.06.2011 постановление N 308 признано не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту. Таким образом, имеются основания для удовлетворения иска в полном размере согласно расчету Министерства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, 13.07.2009 года между Министерством строительства Самарской области (арендодатель) и ООО "Секрет" (арендатор) заключен договор N 503 аренды земельного участка площадью 6 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Губанова, д. 9, с кадастровым номером 63:01:0708002:526, для строительства многоэтажного паркинга.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 20.10.2009.
Согласно пункту 3.1 по соглашению сторон условия договора применяются к отношениям, возникшими между сторонами с 07.04.2009.
В соответствии с пунктом 4.4 договора арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору аренды послужило основанием для обращения истца с заявленным иском в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего иска судебные инстанции правомерно исходили из Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Постановления N 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, земельный участок площадью предоставлен ответчику для строительства паркинга с предварительным согласованием места размещения объекта на основании Приказа Министерства строительства Самарской области N 369-п от 23.09.2008.
Министерство просит взыскать с Департамента задолженность по арендным платежам по указанному договору аренды за период с 01.01.2012 по 26.09.2012 в сумме 2 717 974,88 руб.
При исчислении размера арендной платы истец исходил из положений договора и Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для жилищного строительства, утвержденной постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008, с учетом постановления Правительства Самарской области от 21.01.2009 N 1.
Вместе с тем, судебные инстанции, с учетом установленных фактических обстоятельств, спорного периода и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, правомерно пришли к выводу, что размер задолженности должен быть исчислен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в размере 2% кадастровой стоимости земельного участка в год.
При этом, расчет задолженности по арендной плате произведен судом первой инстанции без учета пункта 8 Правил определения размера арендной платы, согласно которому арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер уровня инфляции, установленный в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Губанова, д. 9 с кадастровым номером 63:01:0708002:526 составляет 23 862 630,3 руб. (5 184,26 * 4 602,90).
Следовательно, размер арендной платы за использование земельного участка в год составляет 1 193 131,52 руб. (23 862 630,35 руб. * 5%.), соответственно в месяц размер арендной платы составляет 35 175 540 руб.
Судом апелляционной инстанции задолженность по арендной плате за период с 01.01.2012 по 26.09.2012 правильно определена в размере 551 005,30 руб. (497 147,60 руб. + 53 857,70 руб.), с учетом применения коэффициентов инфляции, установленных Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013, 2014 годов".
Расчет арендной платы, определенный истцом на основании Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 за период с 01.01.2012 по 26.09.2012 в сумме 2 717 974 руб. 78 коп., признан не подлежащим применению, так как не отвечает экономической обоснованности и не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в части взыскания арендной платы за период с 01.01.2012 по 26.09.2012 в размере 551 005,30 руб., поскольку оно принято при правильном применении норм материального права.
Исходя из установленного размера задолженности по арендной плате, согласованных сторонами сроков ее внесения, неустойки за каждый день просрочки платежа из расчета 0,3% от просроченной суммы за период с 11.01.2012 по 26.09.2012, суд апелляционной инстанции правомерно установил ее согласно пункту 7.3 договора в размере 231 894,49 руб.
Ответчик в суде первой инстанции заявил о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом положений статей 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующих разъяснений, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции установил, что в данном случае размер пени соразмерен последствиям нарушения обязательства, поскольку ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательств.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для снижения взыскиваемой неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено также и судом первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу N А55-21649/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответчик в суде первой инстанции заявил о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом положений статей 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующих разъяснений, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции установил, что в данном случае размер пени соразмерен последствиям нарушения обязательства, поскольку ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательств.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для снижения взыскиваемой неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено также и судом первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 июля 2014 г. N Ф06-12251/13 по делу N А55-21649/2013
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12251/2013
09.04.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3121/14
27.02.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3130/14
17.01.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21649/13