г. Казань
23 июня 2011 г. |
Дело N А12-24776/2009 |
См. также Постановление ФАС ПО от 27 октября 2010 г. N А12-24776/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
ответчика - Скворцовой А.Н., доверенность от 14.01.2011 N 19/1,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волгоградской городской детско-юношеской спортивно-туристической общественной организации "Алые паруса"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2011 (судья Суханова А.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Антонова О.И., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-24776/2009
по исковому заявлению Волгоградской городской детско-юношеской спортивно-туристической общественной организации "Алые паруса" к открытому акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" о взыскании 30 463,72 руб., с участием третьего лица: Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградская городская детско-юношеская спортивно-туристическая общественная организация "Алые Паруса" (далее - Общественная организация, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", Общество, ответчик) о взыскании 30 463,72 руб. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области (далее - Управление по тарифам).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2010 указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
По результатам нового рассмотрения решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011, иск удовлетворен частично: с ОАО "Волгоградэнергосбыт" в пользу Общественной организации взыскано 21 225,51 руб. неосновательного обогащения. В удовлетворении требования о взыскании 9238,21 руб. неосновательного обогащения отказано.
Общественная организация не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя жалобы, к детским оздоровительным центрам льготный тариф на электрическую энергию должен применяться круглый год независимо от времени фактического пребывания детей в лагере.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Общественная организация и третье лицо надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От истца поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с тем, что по заявлению Общественной организации о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства по причине взимания с детских лагерей разной платы за электроэнергию Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение которого назначено на 17.06.2011. Истец считает, что решение антимонопольного органа имеет отношение к настоящему делу и может быть представлено им в суд в качестве доказательства по делу.
На основании пункта 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Пунктом 3 статьи 286 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку согласно процессуальным нормам о полномочиях кассационной инстанции, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не вправе рассматривать новые доказательства, не исследованные в суде первой и апелляционной инстанций.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 01.12.2006 между ОАО "Волгоградэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) и Общественной организацией (Покупатель) заключен договор энергоснабжения N 4039086, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Покупателю в точках поставки, а Покупатель - принять и оплатить полученную электрическую энергию в порядке, предусмотренном договором.
Договор вступает в силу с даты его подписания, действует по 31.12.2007 и считается продленным на один год на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении (пункт 11.1 договора).
В указанный договор 19.11.2007, 24.03.2008, 01.11.2008 сторонами вносились изменения и дополнения.
Согласно пункту 6.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2007) расчеты за потребленную энергию осуществляются в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, и Правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007 N 166-э/1, по регулируемым тарифам и нерегулируемым ценам. Регулируемые тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и являются обязательными для сторон по договору. Нерегулируемые цены рассчитываются Гарантирующим поставщиком.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и сторонами не оспаривается фактическое наличие между ними правоотношений в рамках вышеуказанного договора, а также фактическое осуществление ответчиком поставки электроэнергии, а истцом - ее принятие и оплата на основании выставленных счетов-фактур и двусторонних актов приема-передачи энергии. Спор между сторонами по объему поставленной в период с января по октябрь 2009 года электроэнергии отсутствует. Истец потреблял электрическую энергию для нужд базы отдыха "Калач-на-Дону", расположенной по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, находящейся в общей долевой собственности у истца (2/20 долей) и двух физических лиц (по 9/20 у каждого).
Истец, обращаясь с иском о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 30 463,72 руб., составляющего разницу в примененных тарифах за период с 01.01.2009 по 30.10.2009, указал, что к нему, как к организации, осуществляющей функции детского оздоровительного центра, при расчете стоимости потребленной энергии должен был применяться тариф, установленный для населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно положениям Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), действовавшего в спорный период, тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию.
Статьей 6 Федерального закона N 41-ФЗ установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельного (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Правила регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, пунктом 26 которых предусмотрено, что применение льготных тарифов на электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке. Пунктом 27 данных Методических указаний определены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности) и ко 2 группе "население" отнесены граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к категории "население" потребители.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" к организациям отдыха детей и их оздоровления относятся детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Из разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, данного в письме от 23.06.2005 N 2889-ВС), следует, что детские лагеря относятся к оздоровительным учреждениям.
Постановлением Управления по тарифам от 10.12.2008 N 41/1 были установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей Волгоградской области на 2009 год, в Примечании к которому указаны потребители, приравненные к категории "население", в том числе детские оздоровительные центры.
Исходя из буквального толкования данного Примечания, судебные инстанции пришли к выводу о том, что применение тарифа, установленного для группы потребителей "население", уполномоченным органом напрямую связывается с фактическим проживанием населения в жилом фонде, пребыванием детей в приютах, домах ребенка, детских оздоровительных центрах, то есть с пользованием электрической энергией в бытовых целях.
Согласно договору аренды 18/20 долей базы отдыха "Калач-на-Дону" от 02.01.2009 собственники предоставили в аренду истцу 18/20 долей этой базы сроком до 31.12.2009 для оздоровления детей и подростков, проведения спортивных и туристических мероприятий, а истец (арендатор) обязался оплатить потребленную электрическую энергию и услуги телефонной связи (пункт 3.6 договора), отремонтировать базу отдыха перед началом летнего сезона (пункт 3.5. договора).
Истцом 27.05.2009 получено санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, согласно которому детский оздоровительный лагерь "Алые паруса" (сезонное загородное оздоровительное учреждение) соответствует государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам. Срок действия заключения установлен до 01.09.2009.
В материалы дела истцом представлены доказательства того, в летний период 2009 года им было организовано и проведено оздоровление детей в лагере: заключены и исполнены муниципальные контракты, произведена приемка работ по организации отдыха, проведена оплата.
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что деятельность истца, направленная на организацию отдыха и досуга детей, их фактическое нахождение в оздоровительном лагере носит сезонный характер (летний период).
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств фактического нахождения в лагере "Алые паруса" на оздоровлении детей в период с января по май и с сентября по октябрь 2009 года, наличия разрешений уполномоченных органов на проведение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь статьями 1102, 1103 ГК РФ, правомерно посчитали обоснованными требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения за период с июня по август 2009 года, в которые к истцу должен применяться тариф на электрическую энергию для группы потребителей "население", в сумме 21 225,51 руб., рассчитанной как разница между начисленной ответчиком оплатой и стоимостью электрической энергии, рассчитанной по тарифу для группы потребителей "население".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов и направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы установленных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
В связи с принятием настоящего постановления с истца подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, поскольку ему при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу N А12-24776/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Волгоградской городской детско-юношеской спортивно-туристической общественной организации "Алые паруса" государственную пошлину в размере 2000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств фактического нахождения в лагере "Алые паруса" на оздоровлении детей в период с января по май и с сентября по октябрь 2009 года, наличия разрешений уполномоченных органов на проведение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь статьями 1102, 1103 ГК РФ, правомерно посчитали обоснованными требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения за период с июня по август 2009 года, в которые к истцу должен применяться тариф на электрическую энергию для группы потребителей "население", в сумме 21 225,51 руб., рассчитанной как разница между начисленной ответчиком оплатой и стоимостью электрической энергии, рассчитанной по тарифу для группы потребителей "население".
...
В связи с принятием настоящего постановления с истца подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, поскольку ему при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2011 г. N Ф06-4722/11 по делу N А12-24776/2009
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4722/11
21.04.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2225/11
13.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16157/10
17.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16157/10
27.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-24776/2009