г. Казань
25 июля 2011 г. |
Дело N А49-6852/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
ответчика - Депутатова А.С., главный специалист отдела по земельным правоотношениям правового управления, доверенность от 12.04.2011 N 1-14-496,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Пензы
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А49-6852/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Ларионова Дениса Александровича, г. Пенза (ОГРН 310583719000047) к администрации г. Пензы (ИНН 5836010360, ОГРН 1025801358945) об оспаривании ненормативного правового акта, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения" (ИНН 5834023822, ОГРН 1025801109509) Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы (ИНН 5836013675, ОГРН 1095836002481),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ларионов Денис Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Пензы (далее - ответчик, администрация) выраженного в письме от 06.08.2010 N 8-890, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:01007006:88 площадью 121 кв.м в собственность за плату, а также о понуждении ответчика принять решение о предоставлении предпринимателю указанного земельного участка в собственность за плату.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик не принимал решения об отказе в предоставлении земельного участка, по существу заявление предпринимателя не рассмотрено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011, решение суда первой инстанции отменено. Заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Признан незаконным отказ ответчика, выраженный в письме от 06.08.2010 N 8-890, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:01007006:88 площадью 121 кв.м в собственность за плату. Суд обязал администрацию в месячный срок принять решение о предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 58:29:01007006:88 площадью 121 кв.м в собственность.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Предприниматель и общество с ограниченной ответственностью "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения" (далее - ООО "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения"), Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприниматель на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 05.02.2010 является собственником нежилого здания площадью 114,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 1"Б", который приобрел у ООО "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения".
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 5829:01007006:88, площадью 121 кв.м., находящимся примерно в 100 м по направлению на юг от ориентира жилого здания, расположенного за пределами участка по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 1.
Названный земельный участок ранее был предоставлен ООО "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения" в аренду на неопределенный срок постановлением администрации от 19.05.2004 N 992/3 на основании договора аренды от 01.07.2004 N 5518.
Предприниматель обратился к администрации г. Пензы с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:01007006:88 площадью 121 кв.м в собственность за плату по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в неявочном порядке, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
К заявлению предприниматель приложил пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов), а также пунктом 2 статьи 1 Положения "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 N 1096-50/4 (далее - решение Пензенской городской Думы от 31.10.2008 N 1096-50/4).
Письмом от 06.08.2010 N 8-890 администрация г. Пензы со ссылкой на решение Пензенской городской Думы от 31.10.2008 N 1096-50/4 сообщила предпринимателю о невозможности принятия решения о подготовке документов о предоставлении земельного участка по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 1 в собственность. Предложила предпринимателю обратиться в службу "одного окна" администрации с подлинниками документов, копии которых были направлены в администрацию посредством почтового отправления 23.07.2010.
Полагая, что администрация г. Пензы незаконно уклоняется от предоставления земельного участка, и тем самым нарушает права и интересы истца, предприниматель обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отменяя решение суда, и, удовлетворяя иск, апелляционный суд пришел к выводу о том, что администрация г. Пензы необоснованно, в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации отказала в рассмотрении заявления о предоставлении названного участка в собственность предпринимателя, который имеет право на приватизацию этого участка, занятого принадлежащими ему объектом недвижимости.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным, соответствующим нормам материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Указанный Перечень документов утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в части 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу, что предприниматель, как собственник объекта недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке под названным объектом и предназначенный для его эксплуатации, выполнил требования части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил в администрацию г. Пензы полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. Администрация г. Пензы в нарушение требований части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный названной нормой срок не приняла решения о предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению предпринимателя и не направила в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в нарушение части 2 статьи 1 решения Пензенской городской Думы от 31.10.2008 N 1096-50/4 предприниматель одновременно с копиями направленных по почте документов не представил их подлинников для сверки, был предметом оценки суда апелляционной инстанции, и правомерно им отклонен как несостоятельный.
Как обоснованно указано судом, Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. При этом исполнительным органам государственной власти или органам местного самоуправления не предоставлено права требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных названным Перечнем.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный
участок, а именно:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре);
- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Требования о предоставлении в соответствующие органы вместе с копиями документов их подлинников, а также надлежаще заверенных копий, прямого личного участия (либо участия представителя) для подачи заявления о выкупе земельного участка, положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 не содержат.
Указание на необходимость осуществления именно нотариального свидетельствования верности копий прилагаемых заявителем документов в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 отсутствует.
Описью вложения от 23.07.2010, имеющейся в материалах дела, подтверждается, что документы представлены предпринимателем в строгом соответствии с указанными требованиями.
Кроме этого, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что решением от 21.04.2011 N 596-27/5 Пензенская городская Дума внесла изменения в ранее принятое решение от 31.10.2008 N 1096-50/4, согласно которым перечень истребуемых документов приведен в соответствии с требованиями федерального законодательства - приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 и из него исключены положения об обязательности представления вместе с копиями их подлинников для сверки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено апелляционным судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 по делу N А49-6852/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Пензы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"участок, а именно:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре);
...
Требования о предоставлении в соответствующие органы вместе с копиями документов их подлинников, а также надлежаще заверенных копий, прямого личного участия (либо участия представителя) для подачи заявления о выкупе земельного участка, положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 не содержат.
Указание на необходимость осуществления именно нотариального свидетельствования верности копий прилагаемых заявителем документов в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 отсутствует.
Описью вложения от 23.07.2010, имеющейся в материалах дела, подтверждается, что документы представлены предпринимателем в строгом соответствии с указанными требованиями.
Кроме этого, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что решением от 21.04.2011 N 596-27/5 Пензенская городская Дума внесла изменения в ранее принятое решение от 31.10.2008 N 1096-50/4, согласно которым перечень истребуемых документов приведен в соответствии с требованиями федерального законодательства - приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 и из него исключены положения об обязательности представления вместе с копиями их подлинников для сверки."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2011 г. N Ф06-5129/11 по делу N А49-6852/2010
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14981/11
25.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5129/11
14.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1209/2011
22.12.2010 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6852/10