Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. N 11АП-1209/2011
14 марта 2011 г. |
Дело N А49-6852/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Щепетихин В.Н., доверенность от 12.07.2010 года,
от администрации г.Пензы - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения" - не явился, извещен,
от Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г.Пензы - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Ларионова Дениса Александровича
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 декабря 2010 г. по делу N А49-6852/2010 (судья Земцова М.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Ларионова Дениса Александровича, г. Пенза,
к администрации г.Пензы, г. Пенза,
третьи лица:
Общество с ограниченной ответственностью "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения", г. Пенза,
Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г.Пензы, г. Пенза,
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ларионов Денис Александрович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Пензы, выраженного в письме от 06.08.2010г. N 8-890, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:01007006:88 площадью 121 кв.м. в собственность за плату, а также о понуждении ответчика принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка в собственность за плату.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.12.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что замечания органа местного самоуправления, выраженные в письме N 8-890 от 06.08.2010г. по представленным заявителем копиям документов являются законными и обоснованными, поскольку порядок обращения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка регулируется Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 г. N 1096-50/4.
Ответчик не принимал решения об отказе в предоставлении земельного участка. По существу заявление о предоставлении земельного участка не рассмотрено.
Не согласившись с выводами суда, ИП Ларионов Д.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования о признании незаконным отказа администрации г. Пензы в предоставлении Ларионову Денису Александровичу земельного участка кадастровый номер 58:29:01007006:88 площадью 121 кв.м. в собственность за плату, выраженного в письме администрации г. Пензы от 06.08.2010 года N 8-890, и обязать администрацию г. Пензы принять решение о предоставлении указанного земельного участка.
В апелляционной жалобе указывает, что положения ст. 36 ЗК РФ и приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370 не требуют от заявителей предоставление в соответствующие органы именно надлежаще заверенных копий.
Положения ст. 36 ЗК РФ и приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. N 370 не требуют от заявителя прямого личного участия (либо участия представителя) для подачи заявления о выкупе земельного участка.
Порядок деятельности так называемой службы "одного окна" администрации г. Пензы, не урегулирован и не регламентирован ни одним муниципальным правовым актом города Пензы; отсутствует определение и самого понятия службы "одно окно".
Ларионовым Д.А. в копиях в администрацию г. Пензы были сданы лишь паспорт гражданина РФ и свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, иные необходимые документы были сданы в оригиналах, что подтверждается описью вложения от 23.07.2010 года, имеющейся в материалах дела, и полностью соответствует положениям приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. N 370.
В судебном заседании представитель ИП Ларионова Д.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Третье лицо - ООО "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения" в судебное заседание не явилось.
Согласно части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещения направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) или по месту жительства гражданина. Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, если в соответствии с федеральным законом в учредительных документах не установлено иное.
Пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Судебное извещение, направленное по имеющемуся в деле адресу, вернулось с отметкой "организация не значится", что с учетом изложенного выше свидетельствует о надлежащем извещении ООО "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения".
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 02.03.2010 г. до 09 час. 45 мин. 09.03.2010 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИП Ларионова Д.А., оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель Ларионов Д.А. является собственником нежилого здания площадью 114, 7 кв.м., расположенного по адресу: г.Пенза, ул. Ладожская, 1"Б", на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 05.02.2010 г. (л.д. 17). Данный объект недвижимости заявитель приобрел у ООО "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения".
Указанное нежилое здание находится на земельном участке площадью 121 кв.м. с кадастровым номером 5829:01007006:88 и расположено примерно в 100 м по направлению на юг от ориентира жилого здания, расположенного за пределами участка по адресу: г.Пенза, ул. Ладожская, 1 (л.д. 14).
Указанный земельный участок был предоставлен ООО "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения" в аренду на неопределенный срок постановлением главы администрации г.Пензы 19.05.2004 г. N 992/3 на основании договора аренды N5518 от 01.07.2004 г. (л.д.67-73).
В ответ на это заявление администрация г.Пензы направила предпринимателю письмо N 8-890 от 06.08.2010 г. (л.д.6-7), где указала, что принять решение о подготовке документов о предоставлении земельного участка по адресу: город Пенза, ул. Ладожская, 1 в собственность невозможно, при этом Ларионову Д.А. предложено обратиться в службу одного окна администрации г.Пензы с подлинниками документов, направленных заявителем в администрацию 23.07.2010, со ссылкой на решение Пензенской городской Думы от 31.10.2008 N 1096-50/4 (л.д. 6-7).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных ИП Ларионовым Д.А. требований о признании отказа администрации г.Пензы в предоставлении указанного земельного участка в собственность суд первой инстанции исходил из того, что Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 г. N 1096-50/4 установлено, что для предоставления в собственность либо в аренду земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, граждане или юридические лица, являющиеся собственниками таких объектов (далее - заявитель), обращаются в администрацию города Пензы с соответствующим заявлением на имя главы администрации города Пензы.
К заявлению прилагаются копии следующих документов:
- документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
- документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- кадастрового паспорта земельного участка;
- документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Одновременно с копиями вышеперечисленных документов заявитель представляет их подлинники для сверки. После сверки подлинники документов возвращаются заявителю.
Суд указал, что поскольку к заявлению были приложены незаверенные надлежащим образом копии документов, то замечания органа местного самоуправления, выраженные в письме N 8-890 от 06.08.2010 г. по представленным заявителем копиям документов, являются законными и обоснованными.
Кроме того, суд указал на то, что ответчик не принимал решения об отказе в предоставлении земельного участка. По существу заявление о предоставлении земельного участка не рассмотрено
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии с положением части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При этом, исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370 установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в соответствии с которым вместе с заявлением прилагается также:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В. 1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре);
- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Таким образом, положения ст. 36 ЗК РФ и приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370 не требуют от заявителей предоставление в соответствующие органы именно надлежаще заверенных копий.
Кроме того, положения ст. 36 ЗК РФ и приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. N 370 не требуют от заявителя прямого личного участия (либо участия представителя) для подачи заявления о выкупе земельного участка.
Указание на необходимость осуществления именно нотариального свидетельствования верности копий прилагаемых заявителем документов в приказе Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. N 370 отсутствует.
В соответствии с указанными требованиями Ларионовым Д.А. и были направлены документы заказным письмом с уведомлением и описью вложения в администрацию г. Пензы в полном соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. N 370, что подтверждается описью вложения от 23.07.2010 года, имеющейся в материалах дела.
Ссылка суда на Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам, утвержденное решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008г. N 1096-50/4, является необоснованной, так как городская дума не является согласно ст.36 Земельного кодекса РФ органом, к компетенции которого отнесено установление перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.
Согласно указанной норме Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
А исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Таким образом, вывод суда о том, что замечания органа местного самоуправления, выраженные в письме N 8-890 от 06.08.2010 г. по представленным заявителем копиям документов, являются законными и обоснованными, не соответствует обстоятельствам дела.
Кроме того, неверным является вывод суда о том, что ответчик не принимал решения об отказе в предоставлении земельного участка, по существу заявление о предоставлении земельного участка не рассмотрено, поскольку, как указано в обжалуемом письме администрации г. Пензы от 06.08.2010 года N 8-890, принять решение о подготовке документов о предоставлении земельного участка по адресу: город Пенза, ул. Ладожская, 1 в собственность невозможно.
Следовательно, со стороны администрации имело место действие (решение) в виде письма от 06.08.2010 года N 8-890, заявление Ларионова Д.А. письмом по существу рассмотрено, и указанное решение содержало прямой отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенного, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, решение согласно подпункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ следует отменить и заявленные ИП Ларионовым Денисом Александровичем требования удовлетворить.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 декабря 2010 года по делу N А49-6852/2010 отменить.
Заявленные индивидуальным предпринимателем Ларионовым Денисом Александровичем требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Пензы, выраженный в письме от 06.08.2010 г. N 8-890, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:01007006:88 площадью 121 кв.м. в собственность за плату.
Администрации г. Пензы в месячный срок принять решение о предоставлении Ларионову Денису Александровичу земельного участка с кадастровым номером 58:29:01007006:88 площадью 121 кв.м. в собственность.
Взыскать с администрации г. Пензы в пользу индивидуального предпринимателя Ларионова Дениса Александровича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ларионову Денису Александровичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 900 руб., перечисленную по чеку-ордеру от 21.01.2011 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2457/2009-15
Истец: ОАО "КМАпроектжилстрой"
Ответчик: ООО "Эстейт Сити"
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14981/11
25.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5129/11
14.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1209/2011
22.12.2010 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6852/10