г. Казань
25 августа 2011 г. |
Дело N А12-19288/2010 |
См. также Постановление ФАС ПО от 9 июня 2011 г. N А12-19288/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Темешовой Н.В., доверенность от 06.10.2010 N 7,
третьего лица - закрытого акционерного общества "Тандер" - Сафошкина М.С., доверенность от 28.12.2010 N 2-4/507,
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норби", г. Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 (председательствующий судья Дубровина О.А., Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-19288/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Норби", г. Волгоград, к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, закрытое акционерное общество "Тандер", г. Краснодар, о:
- признании незаконным распоряжения администрации Городищенского муниципального района от 25.01.2010 N 24-р "О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка";
- признании незаконными действий комитета по управлению муниципальным имуществом, администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по обращению с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о внесении соответствующих изменений в государственный кадастровый учет относительно земельного участка с кадастровым номером 34:03:23 00 02:0128;
- обязании администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области произвести мероприятия по преобразованию земельного участка с кадастровым номером 34:03:230002:186, общей площадью 1934 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский район, раб. пос. Городище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, 5, во вновь образуемый земельный участок с границами ранее существовавшего земельного участка площадью 2000 кв. м, имевшего кадастровый номер 34:03:23 00 02:0128, включая соответствующее обращение в орган кадастрового учета с предоставлением в последний всех необходимых документов;
- о взыскании с ответчиков в пользу общества с ограниченной ответственностью "Норби" государственной пошлины, уплаченную заявителем по настоящему делу в размере 2000 (две тысячи) рублей и государственную пошлину, уплаченную заявителем за подачу заявления об обеспечении иска (по настоящему делу) в размере 2000 (две тысячи) рублей, всего в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.12.2010 удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Норби" (далее - ООО "Норби"). Суд признал недействительным и несоответствующим статьям 15, 17, 55 Конституции Российской Федерации, статьям 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" распоряжение администрации Городищенского муниципального района N 24-р от 25.01.2010 года "О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка"; незаконными и не соответствующими статьям 15, 17, 55 Конституции Российской Федерации, статьям 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в проведении мероприятий по снятию земельного участка с кадастровым номером 34:03:23:0002:0128 с государственного кадастрового учета и обращении с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области) о внесении соответствующих изменений в государственный кадастровый учет.
Суд обязал Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области провести мероприятия по восстановлению спорного земельного участка на государственном кадастровом учете, а именно: обратиться в федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о кадастровом учете земельного участка площадью 0,2 га, кадастровый номер 34:03:23:0002:0128, расположенного по пр. им. В.И. Ленина в р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 решение арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2010 по делу N А12-19288/2010 отменено в связи с непривлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица закрытого акционерного общества "Тандер".
Суд отказал ООО "Норби" в удовлетворении заявленных требований о:
- признании незаконным распоряжения администрации Городищенского муниципального района от 25.01.2010 N 24-р "О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка";
- признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом, администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация) по обращению с заявлением в Управление Росреестра по Волгоградской области о внесении соответствующих изменений в государственный кадастровый учет относительно земельного участка с кадастровым номером 34:03:23 00 02:0128;
- обязании администрации и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области произвести мероприятия по преобразованию земельного участка с кадастровым номером 34:03:230002:186, общей площадью 1934 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, раб. пос. Городище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, 5, во вновь образуемый земельный участок с границами ранее существовавшего земельного участка площадью 2000 кв. м, имевшего кадастровый номер 34:03:23 00 02:0128, включая соответствующее обращение в орган кадастрового учета с предоставлением в последний всех необходимых документов;
- о взыскании с ответчиков в пользу ООО "Норби" государственной пошлины, уплаченную заявителем по настоящему делу в размере 2000 рублей и государственную пошлину, уплаченную заявителем за подачу заявления об обеспечении иска (по настоящему делу) в размере 2000 рублей, всего в сумме 4000 рублей.
В кассационной жалобе ООО "Норби" просит отменить постановление арбитражного апелляционного суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, передать дело на новое рассмотрение.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованного судебного акта, находит его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Управлением Росреестра по Волгоградской области 05.02.2010 решением N 934 был снят с кадастрового учета земельный участок площадью 0,2 га с кадастровым номером 34:03:23 00 02:0128, ранее - 02.11.2006, предварительно согласованный ООО "Норби" постановлением главы администрации N 1094.
Спорный земельный участок, как выше указано, снят с учета в соответствии с распоряжением администрации от 25.01.2010 N 24-р "О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка". Согласно преамбуле распоряжения одним из оснований его принятия явилось окончание срока действия постановления главы администрации от 02.11.2006 N 1094 "О предварительном согласовании места размещения продовольственного магазина "Радеж" в р.п. Городище", которым ООО "Норби" предварительно согласовано место размещения магазина на земельном участке площадью 0,2 га.
Другим основанием принятия распоряжения явилось решение Городищенской городской Думы от 16.12.2009 N 83 "Об отказе в согласии предоставления в аренду земельного участка ООО "Норби" в р.п. Городище для строительства продовольственного магазина торговой сети "Радеж".
Постановлением главы администрации от 02.11.2006 N 1094 ООО "Норби" предварительно согласовано место размещения продовольственного магазина "Радеж" на земельном участке для проведения работ по формированию земельного участка, государственного кадастрового учета, разработки проектной документации на строительство продовольственного магазина.
ООО "Норби" произвело межевание и государственный кадастровый учет земельного участка, в результате чего земельному участку был присвоен кадастровый номер 34:03:23 00 02:0128.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет. При этом Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления продлять срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, также как не установлено оснований для такого продления.
Продление срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта является правом органа местного самоуправления, осуществляющего предоставление земельных участков, при этом пропуск установленного законом трехгодичного срока не порождает обязанности уполномоченного органа решить вопрос о его продлении.
Редакцией Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период спорных правоотношений, было предусмотрено, что решение о предварительном согласовании является основанием последующего предоставления земельного участка.
В сентябре 2009 года ООО "Норби" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного Кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Однако в нарушение данной нормы права администрация данное решение в двухнедельный срок не приняла.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.11.2009 по делу N А12-22207/2009 признано незаконным бездействие администрации выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО "Норби" в аренду земельного участка площадью 0,2 га, кадастровый номер 34:03:23 00 02:0128, вид разрешенного использования - земли под зданиями (строениями), сооружениями, расположенного по пр. Ленина в р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области под строительство продовольственного магазина, как не соответствующее требованиям статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
С целью устранения нарушенного права и законных интересов заявителя суд обязал администрацию в срок не позднее двух недель принять решение по заявлению ООО "Норби" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,2 га, кадастровый номер 34:03:23 00 02:0128, вид разрешенного использования - земли под зданиями (строениями), сооружениями, расположенного по пр. Ленина в р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области под строительство продовольственного магазина.
Решением суда установлено, что после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет ООО "Норби" 07.09.2009 обратилось к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство продовольственного магазина.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по делу N А12-22207/2009 администрация обратилась в Городищенскую районную Думу Волгоградской области (далее - Дума) с просьбой дать согласие о предоставление земельного участка в аренду ООО "Норби".
Получение данного согласия предусмотрено пунктом 1.10. статьи 5 Положения N 691 от 27.03.2009, согласно которому к полномочиям Думы отнесены вопросы дачи согласия администрации на предоставление земельных участков в аренду для строительства объектов на территории Городищенского муниципального района.
Дума 16.12.2009 вынесла решение N 83 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Администрация 13.01.2010 направила в адрес ООО "Норби" извещение о невозможности предоставления данного земельного участка в аренду, мотивировав отсутствием согласия Думы (решение от 16.12.2009 N 83).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2010 по делу N А12-3432/2010 решение Городищенской районной Думы Волгоградской области от 16.12.2009 N 83 признано незаконным и суд в порядке восстановления нарушенного ООО "Норби" права обязал Думу принять решение о согласовании ООО "Норби" в предоставлении в аренду спорного земельного участка с уникальным кадастровым номером 34:03:23 00 02:0128.
Решение суда оставлено без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 27.05.2010, постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 01.09.2010.
В материалы дела истцом представлены доказательства об обращении общества 30.09.2009, 19.11.2009 с заявлениями о продлении срока действия постановления администрации Городищенского района Волгоградской области от 02.11.2006 N 1094, в удовлетворении которых было отказано ответчиком.
Арбитражный апелляционный суд указав на то, что данные отказы обществом не были обжалованы, срок действия предварительного согласования места размещения продовольственного магазина истек, и истец утратил право на приобретение земельного участка в установленном законом порядке, на момент принятия оспариваемого распоряжения администрации решение Городищенской городской Думы от 16.12.2009 N 83 являлось действующим, пришел к выводу, что права ООО "Норби" оспариваемым распоряжением и действиями не могут быть нарушены.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд не дал правовую оценку тому обстоятельству, что в случае признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, мог ли этот акт иметь правовые последствия с момента принятия, если законность оспариваемого ненормативного акта проверена судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене, или в связи с возникновением обстоятельств, в соответствии с которыми действие оспариваемого ненормативного правового акта должно быть прекращено, но лишь в том случае, если указанным актом были нарушены законные права и интересы заявителя.
Решение Городищенской районной Думы Волгоградской области от 16.12.2009 N 83 признано незаконным решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2010 по делу N А12-3432/2010 исходя из обстоятельств на дату его принятия.
Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти.
Исходя из смысла данной правовой нормы обязанность исполнения судебного акта лежит на ответчике независимо от совершения истцом действий по принудительному исполнению судебного решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14.12.2010 N 8893/10).
Названные обстоятельства не были приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Выводы суда о применении норм права не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 по делу N А12-19288/2010 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд не дал правовую оценку тому обстоятельству, что в случае признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, мог ли этот акт иметь правовые последствия с момента принятия, если законность оспариваемого ненормативного акта проверена судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене, или в связи с возникновением обстоятельств, в соответствии с которыми действие оспариваемого ненормативного правового акта должно быть прекращено, но лишь в том случае, если указанным актом были нарушены законные права и интересы заявителя.
...
Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.
...
Исходя из смысла данной правовой нормы обязанность исполнения судебного акта лежит на ответчике независимо от совершения истцом действий по принудительному исполнению судебного решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14.12.2010 N 8893/10)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2011 г. N Ф06-7086/11 по делу N А12-19288/2010
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2013 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-19288/10
06.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7246/12
03.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1719/12
21.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-225/12
05.12.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7816/11
27.10.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7816/11
25.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7086/11
09.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4371/11
06.05.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-159/11
29.11.2010 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-19288/10