г. Казань
13 сентября 2011 г. |
Дело N А65-28553/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя (главы крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича) - Гайфуллиной Л.М., доверенность от 10.11.2009,
ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан) - Хуснутдиновой А.И., доверенность от 31.10.2010 N АГ-06/16214,
в отсутствие:
заявителя (главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан) - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.03.2011 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Морозов В.А.)
по делу N А65-28553/2010
по заявлению главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН: 1639031685 ОГРН: 1051667007039), г. Набережные Челны Республики Татарстан, главы крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича (ИНН: 165000027651), деревня Старые Ерыклы Тукаевского района Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан" (ИНН: 1639038345 ОГРН: 1081682000839), село Мелекес Тукаевского района Республики Татарстан, исполнительного комитета Тукаевского муниципального района (ИНН: 1639031830 ОГРН: 1061682000016), г. Набережные Челны Республики Татарстан, палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района (ИНН: 1639032008 ОГРН: 1061682001820), г. Набережные Челны Республики Татарстан, об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и Глава крестьянского фермерского хозяйства (далее - КФК) Минеханов Минталип Исмагилович обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 11.11.2010 по делу N 06-419/2010.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.12.2010 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан" (далее - ООО Агрофирма "Тимерхан", Агрофирма), Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палата имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Решением суда первой инстанции от 05.04.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
ООО Агрофирма "Тимерхан", в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой и апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан также представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Глава КФК Минеханов М.И., в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой и апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения
В судебном заседании представитель Минеханова Минталипа Исмагиловича представил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до принятия решения Арбитражным судом Республики Татарстан по делу N А65-5662/2010. Рассмотрев указанное ходатайство, суд кассационной инстанции не находит его подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит, что состоявшиеся по данному делу судебные акты подлежат отмене по пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Советом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан размещено извещение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 210 га для сельхозпроизводства из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение.
Данное извещение размещено в газете "Светлый путь" от 27.11.2009 N 140-141.
Постановлением Главы Тукаевского муниципального района от 30.12.2009 N 1746 Минеханову М.И. в соответствии с его заявлением, поданным на основании указанного информационного сообщения, был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение, общей площадью 2 098 503 кв.м., с кадастровым номером 16:39:000000:410, для сельскохозяйственного производства.
Согласно материалам дела Агрофирма обратилось в антимонопольный орган с жалобой на незаконные действия органов местного самоуправления Тукаевского муниципального района Республики Татарстан при выделении земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку Агрофирмой подано в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района заявление от 01.12.2009 N 45 о предоставлении в аренду земельного участка, однако ответ на это заявление получен не был.
По результатам проведенной проверки антимонопольный орган принял решение от 11.11.2010 по делу N 06-419/2010, которым признал Главу Тукаевского муниципального района нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части предоставления КФХ Минеханова М.И. земельного участка с нарушением установленного законом порядка.
На основании указанного решения, ответчиком было выдано предписание от 11.11.2010 по делу N 06-419/2010 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и о необходимости представить документы, подтверждающие исполнение данного предписания.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителей в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) гражданам, изъявившим желание вести КФХ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, федеральным законом о КФХ.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Статьей 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании акта органа местного самоуправления.
Из содержания данной статьи следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Суды первой и апелляционной инстанции, признавая оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа незаконными, исходили из того, что во исполнение требований статьи 34 ЗК РФ решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 28.05.2008 N 24/13 был утвержден Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на территории Тукаевского муниципального района (далее - Порядок предоставления земельных участков). Согласно данному положению заявления о предоставлении земельного участка подаются на имя главы Тукаевского муниципального района. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
При этом судами указано, что ООО "Агрофирма "Тимерхан" не представило надлежащих доказательств обращения в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района (или к Главе Тукаевского муниципального района) с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, сославшись на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по делу N А65-5662/2010.
Однако из материалов дела усматривается, что ООО "Агрофирма "Тимерхан" обратилось с заявлением от 01.12.2009 N 45 (от 01.12.2009 исходящий N 46.) в адрес руководителя Исполнительного комитета, которое зарегистрировано Палатой имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района 01.12.2009 за N 583 (т. 2, л. 79).
При вынесении судебных актов по настоящему делу суды приняли во внимание судебные акты по делу N А65-5662/2010, которыми ООО "Агрофирма "Тимерхан" отказано в удовлетворении требований к Главе Тукаевского муниципального района, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района, Совету Тукаевского муниципального района, Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района, КФК Минеханова М.И. о признании незаконным бездействия руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района по нерассмотрению заявления Агрофирмы от 01.12.2009 о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 210 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение; об обязании Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района принять решение о предоставлении Агрофирме в аренду земельного участка площадью 2098503 кв.м с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, расположенного по указанному адресу; об обязании заключить договор аренды на указанный земельный участок, направив проект договора; о признании недействительным постановления Главы Тукаевского муниципального района от 30.12.2009 N1746 о предоставлении в аренду Минеханову М.И. земельного участка площадью 2098503 кв.м с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, расположенного по указанному адресу; о признании недействительным договора аренды земельного участка от 30.12.2009 N376/09-н, заключенного между Советом Тукаевского муниципального района и Минехановым М.И.
При рассмотрении дела N А65-5662/2010 суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводы о том, что у Агрофирмы не имеется правовых оснований утверждать о наличии у ООО "Агрофирма "Тимерхан" законных интересов в отношении спорного земельного участка, довод Агрофирмы о том, что Глава Тукаевского муниципального района не вправе был распоряжаться спорным земельным участком, не соответствует нормам земельного законодательства, а постановление Главы Тукаевского муниципального района от 30.12.2009 N 1746 о предоставлении в аренду Минеханову М.И. земельного участка не нарушает права и законные интересы Агрофирмы.
Однако постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по делу N А65-5662/2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Отменяя судебные акты по делу N А65-5662/2010, суд кассационной инстанции указал на необходимость установления полномочий Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района, в том числе в части регистрации заявлений о предоставлении земельных участков с учетом наличия в материалах дела уведомления от 30.12.2009, подтверждающего полномочия Палаты по рассмотрению подобных заявок.
Указанные обстоятельства являются существенными и для настоящего дела и их необходимо учесть суду при новом рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).
Таким образом, органы местного самоуправления не вправе совершать действия, приводящие к ограничению конкуренции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанции не установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора.
В связи с изложенным судебная коллегия состоявшиеся судебные акты находит подлежащими отмене и направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью устранения вышеуказанных нарушений, надлежащего исследования и оценки совершенных заявителями действий с точки зрения соответствия их нормам антимонопольного законодательства, а также с целью вынесения решения по делу, основанного на правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 по делу N А65-28553/2010 отменить.
Направить дело N А65-28553/2010 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции, признавая оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа незаконными, исходили из того, что во исполнение требований статьи 34 ЗК РФ решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 28.05.2008 N 24/13 был утвержден Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на территории Тукаевского муниципального района (далее - Порядок предоставления земельных участков). Согласно данному положению заявления о предоставлении земельного участка подаются на имя главы Тукаевского муниципального района. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
...
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 сентября 2011 г. N Ф06-7416/11 по делу N А65-28553/2010 хозяйство - ИНН - предоставление в аренду)
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3729/13
14.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2073/13
27.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-28553/10
13.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7416/11
14.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5488/11