14 июня 2011 г. |
Дело N А65-28553/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
Хафизова А.Р. (доверенности от 13.01.2010, от 11.01.2011 N 4, от 24.01.2011 N 176) - представителя главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительного комитета Тукаевского муниципального района, палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района,
Гайфуллиной Л.М. (доверенность от 10.11.2010) - представителя главы крестьянского фермерского хозяйства Минеханова М.И.,
представители ООО Агрофирма "Тимерхан" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08.06.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2011 по делу N А65-28553/2010 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1639031685, ОГРН 1051667007039), г.Набережные Челны Республики Татарстан, главы крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича (ИНН 165000027651), д.Старые Ерыклы Тукаевского района Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием третьих лиц - ООО Агрофирма "Тимерхан" (ИНН 1639038345, ОГРН 1081682000839), с.Мелекес Тукаевского района Республики Татарстан, исполнительного комитета Тукаевского муниципального района (ИНН 1639031830, ОГРН 1061682000016), г.Набережные Челны Республики Татарстан, палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района (ИНН 1639032008, ОГРН 1061682001820), г.Набережные Челны Республики Татарстан, об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и Глава крестьянского фермерского хозяйства (КФК) Минеханов Минталип Исмагилович обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 11.11.2010 по делу N 06-419/2010.
В качестве третьих лиц в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан" (далее - Агрофирма), Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палата имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Решением от 05.04.2011 по делу N А65-28553/2010 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявленные требования и обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган просил отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению антимонопольного органа, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Глава КФК Минеханов М.И. в отзыве апелляционную жалобу отклонил и просил оставить обжалуемое судебное решение без изменения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ходатайство Агрофирмы об отложении рассмотрения дела на более поздний срок в связи с рассмотрением в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа 16.06.2011 кассационной жалобы Агрофирмы на решение суда первой инстанции от 29.10.2010 по делу N А65-5662/2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 21.03.2011 по тому же делу.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что ходатайство Агрофирмы не обусловлено ее намерением представить дополнительные доказательства и пояснения по настоящему делу. В случае, если обстоятельства, устанавливаемые по делу N А65-5662/2010, имеют преюдициальное значение для настоящего дела, то отмена судом кассационной инстанции судебных актов судов первой и апелляционной инстанций по указанному делу может послужить основанием для пересмотра судебных актов по настоящему делу по новым обстоятельствам (пункт 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Агрофирмы и антимонопольного органа, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представители Главы Тукаевского муниципального района, исполнительного комитета Тукаевского муниципального района, Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района, главы КФК Минеханова М.И. апелляционную жалобу отклонили, считая, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 27.11.2009 в газете "Светлый путь" за N 140-141 Советом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан было опубликовано информационное сообщение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 210 га для сельхозпроизводства из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение.
Постановлением Главы Тукаевского муниципального района от 30.12.2009 N 1746 Минеханову М.И. в соответствии с его заявлением, поданным на основании указанного информационного сообщения, был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение, общей площадью 2098503 кв.м, с кадастровым номером 16:39:000000:410, для сельскохозяйственного производства.
Агрофирма обратилось в антимонопольный орган с жалобой на незаконные действия органов местного самоуправления Тукаевского муниципального района Республики Татарстан при выделении земельных участков для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения. По утверждению Агрофирмы, она подавала в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района заявление от 01.12.2009 N 45 о предоставлении в аренду земельного участка, однако ответ на это заявление получен не был.
По результатам проведенной проверки антимонопольный орган принял решение от 11.11.2010 по делу N 06-419/2010, которым признал Главу Тукаевского муниципального района нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части предоставления КФХ Минеханова М.И. земельного участка с нарушением установленного законом порядка.
На основании этого решения антимонопольный орган выдал Главе Тукаевского муниципального района предписание от 11.11.2010 по делу N 06-419/2010 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и о необходимости представить документы, подтверждающие исполнение данного предписания.
Суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа незаконными.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
В пункте 2 статьи 34 ЗК РФ указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Республики Татарстан органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
В части 3 статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" указано, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, администрация муниципального образования, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 2 статьи 32 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Пунктами 3 и 4 статьи 39 Устава муниципального образования Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан предусмотрено, что Глава района подписывает и обнародует правовые акты, принятые Советом района, а также издает правовые акты в пределах своих полномочий.
На основании статьи 34 ЗК РФ решением Совета Тукаевского муниципального района от 28.05.2008 N 24/13 утвержден Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на территории Тукаевского муниципального района (опубликовано в газете "Светлый путь" от 24.06.2008 N 76 (4930).
Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что заявление о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подается на имя Главы Тукаевского муниципального района.
Из материалов дела следует, что Минеханов М.И. обратился к Главе Тукаевского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка с соблюдением установленного порядка.
По настоящему делу Агрофирма не представила надлежащих доказательств обращения в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района (или к Главе Тукаевского муниципального района) с заявлением от 01.12.2009 N 45 о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2010 по делу N А65-5662/2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011, Агрофирме отказано в удовлетворении требований к Главе Тукаевского муниципального района, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района, Совету Тукаевского муниципального района, Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района, КФК Минеханова М.И. о признании незаконным бездействия руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района по нерассмотрению заявления Агрофирмы от 01.12.2009 о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 210 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение; об обязании Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района принять решение о предоставлении Агрофирме в аренду земельного участка площадью 2098503 кв.м с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, расположенного по указанному адресу; об обязании заключить договор аренды на указанный земельный участок, направив проект договора; о признании недействительным постановления Главы Тукаевского муниципального района от 30.12.2009 N 1746 о предоставлении в аренду Минеханову М.И. земельного участка площадью 2098503 кв.м с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, расположенного по указанному адресу; о признании недействительным договора аренды земельного участка от 30.12.2009 N 376/09-н, заключенного между Советом Тукаевского муниципального района и Минехановым М.И.
При рассмотрении дела N А65-5662/2010 суды первой и апелляционной инстанций установили, что в установленном порядке Агрофирма не обращалась к Главе Тукаевского муниципального района о предоставлении в аренду из земель сельскохозяйственного назначения указанного земельного участка.
С учетом этого обстоятельства суды сделали выводы о том, что у Агрофирмы не имеется правовых оснований утверждать о наличии у нее законных интересов в отношении спорного земельного участка, довод Агрофирмы о том, что Глава Тукаевского муниципального района не вправе был распоряжаться спорным земельным участком, не соответствует нормам земельного законодательства, а постановление Главы Тукаевского муниципального района от 30.12.2009 N 1746 о предоставлении в аренду Минеханову М.И. земельного участка не нарушает права и законные интересы Агрофирмы.
В силу положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведенные обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Ссылка антимонопольного органа на то, что он не участвовал в деле N А65-5662/2010, не может быть принята во внимание.
В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2008 N 6125/08 по делу N А45-18874/06-30/504 указано, что формулировка в части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "в котором участвуют те же лица" не означает полного тождества составов заинтересованных субъектов в прежнем и новом арбитражном процессе.
Таким образом, по настоящему делу не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что постановление Главы Тукаевского муниципального района от 30.12.2009 N 1746 о предоставлении Минеханову М.И. в аренду указанного земельного участка не соответствует вышеприведенным правовым нормам, принято Главой Тукаевского муниципального района с превышением своих полномочий и нарушает права и законные интересы Агрофирмы.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).
Как правильно указано судом первой инстанции, для квалификации действий (бездействия), предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, обязательно выявление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем по настоящему делу антимонопольный орган не доказал, что принятие Главой Тукаевского муниципального района постановления от 30.12.2009 N 1746 о предоставлении Минеханову М.И. в аренду указанного земельного участка вызвало наступление определенных негативных последствий для конкуренции, которые привели или могли привести к устранению либо недопущению конкуренции, устранению с рынка хозяйствующих субъектов, созданию дискриминационных условий на указанном рынке.
Следовательно, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные антимонопольным органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 апреля 2011 года по делу N А65-28553/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28553/2010
Истец: Глава крестьянского фермерского хозяйства Минеханов Минталип Исмагилович, Тукаевский район, дер. Старые Ерыклы, Глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района, ООО "Агрофирма "Тимерхан", Палата имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3729/13
14.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2073/13
27.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-28553/10
13.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7416/11
14.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5488/11