г. Казань
15 сентября 2011 г. |
Дело N А72-196/2009 |
См. также Постановление ФАС ПО от 24 апреля, 17 декабря 2009 г. N А72-196/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Жарова Е.В. (доверенность от 22.12.2010 б/н), Ступак Е.Н. (доверенность от 22.12.2010 б/н),
третьего лица - муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска" - Жарова Е.В. (доверенность от 01.10.2010),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
иных третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Ульяновска"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2011 (судья Захарова Т.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи Серова Е.А., Радушева О.Н.)
по делу N А72-196/2009
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Ульяновска" (ИНН 7325047501, ОГРН 1047300988855) к Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 9 270 882 руб. 15 коп., при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск; муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновск", г. Ульяновск; Департамента социальной защиты населения администрации Ульяновской области, г. Ульяновск; общества с ограниченной ответственностью "Ульяновская региональная компания по реализации газа", г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-2", г. Ульяновск (далее - Управляющая компания), муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска", г. Ульяновск (далее - МУП "ЕРКЦ") обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва (далее - Минфин РФ) к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области, г. Ульяновск (далее - Департамент) о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с 2002 по 2004 г.г. гражданам, имеющим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалером ордена Трудовой Славы", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" в размере 8 399 862 руб. 64 коп.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.06.2009 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.
До вынесения решения по делу судом удовлетворены ходатайства Управляющей компании об увеличении суммы иска до 8 857 652 руб. 29 коп. с определением периода предоставления льгот в 2004 году (8 743 139 руб.79 коп. по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", 31 240 руб. 07 коп. по Закону Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 71 010 руб. 31 коп. по Закону Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", 12 262 руб. 12 коп. по Указу Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны"), о признании в качестве ответчика Российской Федерации в лице Министерства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2009 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Ульяновской области.
Определением от 02.03.2010 суд удовлетворил ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу, приостановил производство по делу N А72-196/2009 до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации заявления Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ульяновской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2009 по настоящему делу.
Определением от 31.03.2010 производство по делу возобновлено.
Определением от 15.06.2010 суд по ходатайству истца назначил по настоящему делу экспертизу с целью получения ответов на вопросы:
1) соответствует ли предъявленная истцом ко взысканию сумма льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставленных на территории Засвияжского района г. Ульяновска в период с июня по декабрь 2004 г. гражданам следующих категорий: ветераны, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, бывшим несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, донорам крови и ее компонентов, первичным документам, подтверждающим право данных граждан на льготы, а также размер полученных ими льгот (скидок в оплате) жилищно-коммунальных услуг?
2) Определить разницу между стоимостью оказанных истцом услуг вышеуказанной льготной категории граждан и следующими суммами: суммой, оплаченной льготной категорией граждан, и перечисленными органами социальной защиты денежными средствами из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные за период с июня по декабрь 2004 г.
Проведение экспертизы было поручено ООО "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу", производство по делу приостановлено до получения результатов из экспертного учреждения.
Определением от 13.11.2010 производство по делу возобновлено.
Определением от 12.01.2011 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Ульяновская региональная компания по реализации газа".
Определением от 25.01.2011 суд удовлетворил ходатайство истца о замене истца на правопреемника, заменил истца - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района"Засвияжье-2" на правопреемника - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Ульяновска".
Определением от 25.01.2011 суд удовлетворил ходатайства истца об увеличении размера исковых требований и об изменении основания иска, истец просил взыскать с ответчика убытки в размере 9 270 882 руб. 15 коп., возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период с июня по декабрь 2004 г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2011 оставлено без изменения.
Истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 06.09.2011 был объявлен перерыв до 14 часов 45 минут 08.09.2011. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке статей 286, 287 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-2" (правопредшественник истца) создано 25.05.2004 (свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица серии 73 N 000750770.
Согласно пункта 2.2 Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-2" основными видами деятельности предприятия, в том числе, являются:
- оказание услуг по эксплуатации и функционированию жилищного фонда, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;
- производство текущего и капитального ремонта жилищного фонда;
- оказание коммунальных и других платных услуг населению;
- производство расчета и сбора платы за наем, техническое обслуживание и предоставленные коммунальные услуги населению, собственникам и арендаторам нежилых помещений, в том числе просроченной задолженности.
Согласно пункта 1.6. Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-2" в структуру предприятия входят следующие участки по эксплуатации и функционированию жилищного фонда: ЖЭУ N 6, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 139; ЖЭУ N 9, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Кузоватовская, 25; ЖЭУ N 10, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 99; ЖЭУ N 25, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Камышинская, д. 12 "б"; ЖЭУ N 27, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Камышинская, д. 19.
Для осуществления своих функций Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-2" заключило договоры: от 01.07.2004 N 1306 на отпуск воды и прием сточных вод с Муниципальным унитарным предприятием "Ульяновскводоканал"; энергоснабжения от 01.06.2004 N 332 с Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Городская теплосеть"; теплоснабжения от 17.06.2004 N 522 с Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Городской теплосервис", от 01.06.2004 N 4514 на вывоз твердых бытовых отходов с Муниципальным унитарным специализированным автотранспортным предприятием по уборке города и осуществляло в 2004 г.. предоставление коммунальных услуг потребителям в Засвияжском районе г. Ульяновска, в том числе гражданам, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг.
01 июня 2004 г. между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье - 2" (Принципал) и Муниципальным унитарным предприятием "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска" (Агент) был заключен агентский договор N 263д, на основании которого Агент обязался по поручению Принципала от его имени и за его счет совершать следующие юридические действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда (Приложение N 1), за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования, вывоз ТБО (по всем участкам), санитарная очистка (выгребные ямы), за отопление жилых домов (от всех теплоисточников), горячее водоснабжение (от всех источников), пользование коллективными антеннами и ПЗУ, пользование электроэнергией (в домах с общим учетом), пользование лифтом, за водоснабжение и водоотведение по тарифам, утвержденным Городской Думой г. Ульяновска и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу.
В течение 2004 г. Управляющая компания несла расходы по приобретению коммунальных ресурсов и по оплате услуг подрядчиков, в то же время перечисляемые МУП "ЕРКЦ" средства, как утверждает истец, полностью не покрывали указанные затраты.
В обоснование заявленных требований о взыскании убытков в размере 9 270 882 руб. 15 коп. истец указывает, что ему не была возмещена стоимость коммунальных услуг, предоставленных гражданам-льготникам в 2004 г.
Сам факт предоставления истцом льгот в указанный период отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр льготников, лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Не оспаривается сторонами и заявленный истцом расчет суммы задолженности по льготам и мерам государственной социальной поддержки, предоставленным в 2004 году на основании вышеуказанных федеральных Законов о социальных выплатах гражданам, включенным в федеральный регистр льготников.
Компенсация затрат, понесенных истцом в связи с оказанием названных услуг льготным категориям граждан, внесенным в федеральный регистр, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Возмещение расходов, установленных федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, исполнение бюджета за соответствующий финансовый год предусмотрено в течение всего года. Узнать о том, что денежных средств на возмещение расходов льготной категории граждан недостаточно, истец мог по истечении соответствующего финансового года, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
Суды при новом рассмотрении дела указали, что в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Следовательно, о нарушении права на компенсацию льгот истец должен был узнать с 01.01.2005. С учетом положений статьи 196 ГК РФ срок исковой давности по требованиям истца в рамках настоящего дела за 2004 год истекает 01.01.2008.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судами при новом рассмотрении дела не выполнены указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 17.12.2009 относительно правовой оценки платежей, произведенных в пределах срока исковой давности, свидетельствующих о перерыве течения срока исковой давности.
Вместе с тем, согласно статье 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Между тем судами не учтено, что ответчиком совершались действия, свидетельствующие о признании долга за указанный период, в связи с чем, течение срока исковой давности прервано, что подтверждается платежными поручениями от 23.12.2005 N 360, от 04.07.2006 N 544, от 05.07.2006 N 543, 567, 568, 569, от 27.07.2006 N 652, от 25.08.2006 N 481, которые имеются в материалах дела.
Следовательно, течение срока исковой давности по возмещению платы, не полученной истцом, начинается с 25.08.2006, срок исковой давности истекает 25.08.2009. На момент обращения истца с иском в арбитражный суд 12.01.2009, срок исковой давности не истек.
Данные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А72-197/2009 от 17.06.2011.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанции необоснованно сослались на пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", поскольку в данном случае приоритет имеют нормы бюджетного законодательства как нормы специальные, а не общие нормы гражданского законодательства об обязательствах.
Таким образом, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, перечислив МУП "ЕРКЦ г. Ульяновска" субвенции, предусмотренные в счет погашения кредиторской задолженности за коммунальные услуги, оказанные в 2004 году в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральными Законами о социальных выплатах, фактически совершило действия, свидетельствующие о признании долга за указанные периоды, а поэтому течение срока исковой давности было прервано.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2010 по делу N А72-195/2009 (Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2010 N ВАС-5518/10 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2010 по делу N 72-198/2009 (Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2010 N ВАС-5406/10 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2010 по делу N А72-193/2009 (Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2010 N ВАС-5517/10 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Выводы судебных инстанций о том, что компенсация предоставленных истцом льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации, органы социальной защиты не наделены соответствующими полномочиями от имени Российской Федерации, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку Управление федерального казначейства по Ульяновской области является федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 "Положения о федеральном казначействе", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, федеральное казначейство осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенного лимита бюджетных обязательств.
Пунктом 2.5 приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 (ред. от 06.02.2004) "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" финансирование социальных выплат и льгот в соответствии с федеральным законодательством предусматривалось исключительно за счет средств федерального бюджета.
Принимая Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", государство в статьях 46, 47 этого закона предусмотрело субсидии и субвенции, направляемые из федерального бюджета на финансирование расходов по Законам о социальных выплатах и льготах, установив следующий порядок их распределения: предоставление субсидий и субвенций осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства. Органы федерального казначейства перечисляют субвенции на балансовый счет 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" не позднее следующего дня после их зачисления на счет органа федерального казначейства, и в течение следующего рабочего дня уведомляют финансовые органы субъектов Российской Федерации о поступлении указанных средств. Субсидии и субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Аналогичные положения предусматривались и статьей 40 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".
Из справки первого заместителя главы г. Ульяновска, следует, что в 2005-2007 годах кассовое исполнение местного бюджета г. Ульяновска осуществлялось Финансовым управлением мэрии г. Ульяновска. Управление федерального казначейства по Ульяновской области в 2005-2007 годах не осуществляло операций по кассовому исполнению расходов местного бюджета г. Ульяновска. Управление федерального казначейства по Ульяновской области перечисляло расчётно-кассовому центру средства федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством, за коммунальные услуги, оказанные в 2003-2004 годах.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Возмещение расходов, установленных федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. В статьях 46, 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", статье 40 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" также не предусматривалось помесячное финансирование выплат и льгот, предусмотренных Законами о социальных выплатах.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В силу статьи 1071 ГК РФ от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, убытки в сумме 9 270 888 руб. 29 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации в пользу Управляющей компании.
Выводы судебных инстанций о непринятии платежного поручения от 17.08.2006 N 510 о погашении долга в сумме 334 043 руб. 76 коп. являются ошибочными, поскольку истцом исковые требования были уменьшены на эту сумму, и сумма иска, подлежащая взысканию, составила 9 270 882 руб. 15 руб.
Ссылка судебных инстанций на акт сверки кредиторской задолженности при расчете суммы иска отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данному обстоятельству дана оценка в постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу от 17.12.2009.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2011 по делу N А72-196/2009 отменить.
Исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Ульяновска" удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Ульяновска" убытки в сумме 9 270 882 руб. 15 коп.
В соответствии с настоящим постановлением Арбитражному суду Ульяновской области распределить судебные расходы по делу N А72-196/2009 за рассмотрение в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях.
Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возмещение расходов, установленных федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. В статьях 46, 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", статье 40 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" также не предусматривалось помесячное финансирование выплат и льгот, предусмотренных Законами о социальных выплатах.
...
В силу статьи 1071 ГК РФ от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
...
Ссылка судебных инстанций на акт сверки кредиторской задолженности при расчете суммы иска отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данному обстоятельству дана оценка в постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу от 17.12.2009.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2011 г. N Ф06-6993/11 по делу N А72-196/2009
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2155/10
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2155/10
09.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7529/12
15.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7515/12
17.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2155/10
15.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6993/11
12.05.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3399/11
10.02.2011 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-196/09
05.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2155/10
11.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2155/10
17.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А72-196/2009
24.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А72-196/2009
19.01.2009 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-196/09