г. Казань
01 сентября 2011 г. |
Дело N А55-24572/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Герасимовой Е.П., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
истца - Явкина А.В., по доверенности от 29.09.2009 б/н,
ответчика - Коневской А.Ю., по доверенности от 16.12.2010 N МФ-13-07/2547,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2011 (судья Носова Г.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2011 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи: Липкинд Е.Я., Радушева О.Н.)
по делу N А55-24572/2010
по заявлению муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г. Тольятти к Управлению Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара о взыскании суммы ущерба,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Тольяттинское троллейбусное управление" (далее - троллейбусное предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании 11 220 216 рублей 21 копейки ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области, из которых: 4 992 935 рублей 81 копейку - с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 6 227 280 рублей 40 копеек - с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2011 иск удовлетворен частично. Взыскано в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление" с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области 2 960 465 рублей 20 копеек, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва за счет казны Российской Федерации 3 801 084 рублей 41 копеек. В остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2011 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Самарской области просит вышеуказанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение.
Проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, троллейбусное предприятие является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров г. Тольятти по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий г. Тольятти.
Согласно положениям Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями. Вместе с тем, данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан", согласно которому с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 рублей, с 01.08.2007 в размере, не превышающем 250 рублей, а с 01.07.2008 в размере, не превышающем 270 рублей для:
- лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
- лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- лиц, указанных в части 2 статьи 16, части 2 статьи 25, в подпунктах 1-10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- лиц, указанных в статьях 2-7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
- лиц, указанных в абзацах 1-3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
- лиц, указанных в пунктах 1-2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
- лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
- лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
- лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
- родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
- лиц, сопровождающих инвалидов I группы, для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
С 01.03.2005 установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской областью, для следующих категорий граждан :
- военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не в ходивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на при фронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
С 01.07.2008 стоимость ЕСПБ на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области для лиц, указанных в абзацах со второго по тринадцатый настоящего пункта, установлена в размере, не превышающем 270 руб. (в редакции постановления Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 251).
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 26.12.2008 N 3241-1/п установлена стоимость проезда по проездному месячному билету для граждан на два вида транспорта в размере 720 рублей.
В 2010 году проездные билеты на два вида транспорта в г. Тольятти не вводились (за исключением проездной документации для студентов вузов (дневных отделений и для учащихся колледжей (техникумов), технических лицеев (училищ), школ, гимназий; при этом действовали социальные карты жителя Самарской области (Постановление Правительства Самарской области от 29.03.2007 N 31 "Об утверждении положения о социальной карте жителя Самарской области").
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 15.01.2010 N 48-п/1 в 2010 году утверждена стоимость проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении в размере 12 рублей за одну поездку (автобус/троллейбус).
Истцу возмещены убытки, вызванные перевозкой льготной категории граждан за декабрь 2009 года и первое полугодие 2010 года по социальной карте жителя Самарской области и за первое полугодие 2010 года по ЕСПБ.
Убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам с казны публично-правовых образований - Российской Федерации и Самарской области, истцу не возмещены.
Истцом в материалы дела представлены: ежемесячные отчеты Почты России о реализации ЕСПБ за спорный период; справки Почты России о реализации ЕСПБ за спорный период; платежные поручения о перечислении денежных средств Почты России на общую сумму 9 731 034 рублей; договора субсидии от 08.04.2010, от 17.02.2010 между Мэрией г.о. Тольятти и истцом; договор от 01.08.2009 между ООО "Процессинговый центр пассажирского транспорта" и истцом в редакции приложений к нему N 1-4, расчеты ущерба, другие документы.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 указанного постановления субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:
- гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;
- транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;
- транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
Данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод, о том, что согласно статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению как за счет казны субъекта Российской Федерации (в размере убытков от предоставления льгот региональным льготникам - гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области), так и за счет казны Российской Федерации (убытки, возникшие в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов).
Размер ущерба включает размер убытков за первое полугодие 2010 года от применения ЕСПБ, исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших средств из бюджетов и стоимости не льготного проездного билета (не включая сумму вознаграждения Почтамту Российской Федерации в размере 3%); при применении социальных карт за декабрь 2009 года и первое полугодие 2010 года, исходя из количества поездок и фактического зачисления на социальную карту из стоимости 12 рублей за поездку.
Представителями публично-правовых образований в настоящем процессе являются Министерство управления финансами Самарской области и Министерство финансов Российской Федерации.
Несостоятельной является ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что расчет убытков неполученной платы от льготных категорий пассажиров должен исчисляться исходя из иного способа расчета (30 поездок в месяц; 17,3 поездок в месяц).
Возмещение данных убытков отнесено к расходным обязательствам соответствующих бюджетов, в зависимости от того, нормативными актами какого уровня установлены соответствующие льготы.
В рассматриваемом случае предъявленные истцом расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер.
Размер убытков рассчитан истцом, исходя из 60 поездок на один ЕСПБ.
При продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов, дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях) (п. 54 Порядка).
Взысканию от применения ЕСПБ подлежит сумма исходя из расчета стоимости 50 поездок за спорный период с 01.01.2010 по 01.07.2010 для граждан (количество проданных билетов х 600 рублей, сумма перечисленная почтой х на % транспортной работы).
Убытки истца от применения ЕСПБ должны рассчитываться исходя из 50 поездок в месяц, а не из 60 поездок в месяц как утверждает истец.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации , пришли к обоснованному выводу, что предъявленные истцом расходы от применения социальных карт являются реальным ущербом и подлежат взысканию в заявленном истцом размере, исходя из количества поездок и фактического зачисления на социальную карту из стоимости 12 рублей за поездку, и правомерно взыскал с ответчиков понесенные убытки.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном взыскании убытков несостоятельны, как не основанные на нормах действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2011 по делу N А55-24572/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод, о том, что согласно статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению как за счет казны субъекта Российской Федерации (в размере убытков от предоставления льгот региональным льготникам - гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области), так и за счет казны Российской Федерации (убытки, возникшие в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов).
...
В рассматриваемом случае предъявленные истцом расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
...
Убытки истца от применения ЕСПБ должны рассчитываться исходя из 50 поездок в месяц, а не из 60 поездок в месяц как утверждает истец.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации , пришли к обоснованному выводу, что предъявленные истцом расходы от применения социальных карт являются реальным ущербом и подлежат взысканию в заявленном истцом размере, исходя из количества поездок и фактического зачисления на социальную карту из стоимости 12 рублей за поездку, и правомерно взыскал с ответчиков понесенные убытки."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 сентября 2011 г. N Ф06-7214/11 по делу N А55-24572/2010