г. Казань
06 октября 2011 г. |
Дело N А65-20875/2009 |
См. также Постановление ФАС ПО от 18 января 2010 г. N А65-20875/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Константинова А.С., доверенность от 28.01.2011 N 138,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Чистопольский рыбзавод" - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2011 (судья Камалиев Р.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Селиверстова Н.А., Шадрина О.Е.)
по делу N А65-20875/2009
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН: 1021602866405 ИНН: 1653003714) к Средневолжскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН: 1076316004445 ИНН: 6316121764) г. Самара, обществу с ограниченной ответственностью "Чистопольский рыбзавод" (ОГРН: 1021607554077 ИНН: 1652006871) Республика Татарстан, г. Чистополь, при участии третьего лица - Федерального государственного учреждения "Средневолжрыбвод", Самарская область, г. Самара, о признании дополнительного соглашения от 03.12.2007 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - заявитель, антимонопольный орган) с иском к Средневолжскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - Средневолжское территориальное управление Росрыболовства) и обществ у с ограниченной ответственностью "Чистопольский рыбзавод" (далее - ООО "Чистопольский рыбзавод") о признании недействительным заключенного ответчиками дополнительного соглашения от 03.12.2007 к договору пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2010 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2010 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган с судебными актами не согласился и подал кассационную жалобу, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Средневолжское территориальное управление Росрыболовства в отзыве на кассационную жалобу с доводами жалобы не согласилось и просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Антимонопольный орган, ООО "Чистопольский рыбзавод", третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие вышеуказанных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.03.2002 Федеральное государственное учреждение "Средневолжрыбвод" (правопредшественник Средневолжского территориального управления Росрыболовства) (орган рыбоохраны) заключило с ООО "Чистопольский рыбзавод" (пользователь участка) договор на отвод рыбопромыслового водоема, участка сроком на 5 лет.
Согласно упомянутому договору орган рыбоохраны сдал, а пользователь участка принял в бесплатное пользование рыбопромысловый водоем, участок, определенный в паспорте.
В последующем 16.12.2005 данный договор переоформлен посредством заключения между Федеральным государственным учреждением "Средневолжрыбвод" и ООО "Чистопольский рыбзавод" договора пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства сроком действия до 01.03.2007 (далее - договор от 16.12.2005).
В соответствие с данным договором ФГУ "Средневолжрыбвод" предоставляет за плату пользователю рыбопромысловый участок для промышленного рыболовства, сведения о рыбопромысловом участке: площадь 9000 га, границы: Куйбышевское водохранилище: от линии поселка Вандовка - Бельский Затон до линии поселка Тукай - граница Чистопольского и Алексеевского района, за исключением участков рыбодобытчиков Чистопольского района, срок пользования до 01.03.2007.
В пункте 9.1. договора стороны установили, что изменения и дополнения настоящего договора действительны лишь тогда, когда они совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными представителями сторон и скреплены печатями сторон.
Дополнительными соглашениями от 01.03.2007 и от 03.12.2007 договор от 16.12.2005 продлен до даты подписания договора с победителем конкурса на рыбопромысловый участок.
Дополнительным соглашением от 03.12.2007 стороны привели договор от 16.12.2005, переоформленный на основе договора от 01.03.2002, в соответствие с требованиями статьи 18 Закона о рыболовстве.
Согласно дополнительному соглашению от 03.12.2007 пользование водными биоресурсами осуществляется в пределах рыбопромыслового участка в соответствии с пунктом 1.2. договора от 16.12.2005.
Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до момента заключения договора с победителем конкурса на рыбопромысловый участок (пункт 1.4. дополнительного соглашения от 03.12.2007).
Полагая, что в действиях Средневолжского территориального управления Росрыболовства имели место признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), а в действиях обоих ответчиков - признаки нарушения статьи 16 Закона N 135-ФЗ, установленные в ходе рассмотрения дела от 02.06.2009 N 15тр/04 о нарушении антимонопольного законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды предыдущих инстанций, отказывая заявителю в удовлетворении требований паровмерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ запрещает федеральным органам исполнительной власти принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статьей 16 Закона N 135 запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление ими согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения) (далее - Закон N 166-ФЗ) основанием для предоставления юридическому лицу рыбопромыслового участка является, в частности, договор пользования рыбопромысловым участком, заключенный между федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и юридическим лицом.
Согласно статье 41 Закона N 166-ФЗ конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона N 166 договор, на основании которого юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу данного Закона (до 03.01.2005), подлежит переоформлению без проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком. Льготный порядок действовал до 01.01.2008.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Земельный кодекс Российской Федерации" договор, на основании которого юридическому лицу согласно статье 39 Закона N 166-ФЗ был предоставлен рыбопромысловый участок, подлежит приведению в соответствии с требованиями статьи 18 этого Закона до 01.01.2008.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 166-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату рассмотрения спора) предусмотрено, что перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Судами установлено, что договор пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 сроком действия до 01.03.2007 между Федеральным государственным учреждением "Средневолжрыбвод" и ООО "Чистопольский рыбзавод" заключен в порядке переоформления заключенного теми же лицами, что первоначальный договор от 01.03.2002.
В период заключения дополнительных соглашений к договору от 16.12.2005 указанный перечень рыбопромысловых участков на территории Республики Татарстан отсутствовал.
Перечень рыбопромысловых участков утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Республики Татарстан от 06.03.2008 N 113/2-пр. В связи с этим проведение конкурса на право заключения договоров пользования рыбопромысловыми участками на территории Республики Татарстан не могло быть осуществлено в период заключения дополнительного соглашения от 03.12.2007 к договору от 16.12.2005, так как отсутствовал предмет конкурса.
Таким образом, в действиях управления Росрыболовства по заключению дополнительного соглашения к договору, отсутствовали признаки нарушения Закона N 135-ФЗ, выразившегося в предоставлении предпринимателю рыбопромыслового участка без проведения конкурса на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
Федеральным законом от 06.12.2007 N 333-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2008 внесены изменения в Закон N 166-ФЗ, в частности, статьи 39-41 Закона признаны утратившими силу, а также предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 33.3 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора" утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил организаторами конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решение о проведении конкурса принимает Федеральное агентство по рыболовству и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, с апреля 2008 года полномочия по проведению конкурса и заключению договоров переданы органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ антимонопольный орган не представил доказательств наличия в действиях управления Росрыболовства нарушений, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу водных биологических ресурсов на территории Республики Татарстан.
Таким образом, в действиях управления Росрыболовства отсутствуют признаки нарушения Закона N 135-ФЗ, выразившегося в предоставлении предпринимателю рыбопромыслового участка без проведения конкурса на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2009 по делу N А65-22711/2009, решение и предписание управления от 02.06.2009 N 15тр/04 признаны незаконными.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ выводы Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-22711/2009 имеют преюдициальное значение для рассмотрения спора.
Таким образом, судами сделан правильный вывод, что оспариваемое антимонопольным органом дополнительные соглашение от 03.12 2007 к договору пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 соответствуют требованиям закона, правовых оснований для признания его недействительным не имеется.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах, им не противоречат и в силу статьи 286 АПК РФ переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для изменения либо отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 по делу N А65-20875/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 статьи 18 Закона N 166-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату рассмотрения спора) предусмотрено, что перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
...
Федеральным законом от 06.12.2007 N 333-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2008 внесены изменения в Закон N 166-ФЗ, в частности, статьи 39-41 Закона признаны утратившими силу, а также предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 33.3 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора" утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил организаторами конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 октября 2011 г. N Ф06-8101/11 по делу N А65-20875/2009
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4575/10
06.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8101/11
02.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4566/11
08.02.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14866/2010
18.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-20875/2009
16.11.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9888/2009