г. Казань
11 октября 2011 г. |
Дело N А12-2616/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - Радченко В.А., доверенность от 01.10.2010 N 262,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2011 (судья Болдырев Н.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 (председательствующий судья Грабко О.В., судьи Жаткина С.А., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-2616/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания", г. Волгоград, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград, о признании права собственности, при участии третьих лиц: администрации Волгоградской области, г. Волгоград, администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, г. Волгоград, Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград, Управления по недропользованию в Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2011 удовлетворены исковые требования открытого акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - ОАО "РИТЭК") о признании права собственности по итогам приватизации государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" на скважину N 2 Сергеевскую-нефтяную, расположенную в Быковском районе на территории Побединского сельского поселения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области) просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, решением Комитета по управлению имуществом Волгоградской области от 20.05.1994 N 292 "О преобразовании государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" в акционерное общество открытого типа "Нижневолжснефть" утвержден план приватизации государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть", а также утвержден акт оценки стоимости имущества государственно-производственного объединения "Нижневолжскнефть" по состоянию на 01.06.1992.
Согласно пункту 5 решения Комитета по управлению имуществом Волгоградской области от 20.05.1994 N 292 в виде вклада в уставный капитал образовательного акционерного общества "Нижневолжскнефть" внесено имущество государственного производственного объединения "Нижневолжснефть" на сумму 1 344 717 000 руб.
В акте оценки стоимости имущества (приложение N 1 к плану приватизации) пообъектный перечень государственного имущества, внесенного в уставный капитал образованного акционерного общества отсутствует. В акте оценки стоимости имущества среди сооружений названы скважины с указанием первоначальной (балансовой) стоимостью, фактического физического износа, остаточной стоимостью.
С момента постановки скважины N 2 Сергеевской-нефтяной, расположенной в Быковском районе на территории Побединского сельского поселения, на бухгалтерский учет и по настоящее время ОАО "РИТЭК" несет бремя ее содержания.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, Указом Президента Российской Федерации от 17.11.1992 N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" и распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 24.02.1993 N 350-р "О приватизации и преобразовании в акционерные общества государственных предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности" государственные предприятия, производственные и научно-производственные объединения по добыче, переработке и транспорту нефти и нефтепродуктообеспечению подлежали приватизации путем преобразования в акционерные общества открытого типа.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица (абзац третий пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В приложении N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547 в Приложениях к плану приватизации, являющемуся его неотъемлемой частью, указывается перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, и иных объектов, не подлежащих приватизации либо для которых установлен иной режим приватизации, передаваемых акционерному обществу по договору.
В соответствии с пунктом 7 решения Комитета по управлению имуществом Волгоградской области от 20.05.1994 N 292 "О преобразовании государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" в акционерное общество открытого типа "Нижневолжскнефть" утвержден пообъектный перечень государственного имущества государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть", для которого действующим законодательством предусмотрены ограничения и установлен особый режим приватизации и которое передано по договору на баланс образованного акционерного общества.
Спорное имущество в названном перечне государственного имущества государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" не указано.
Названное имущество находится на балансе истца, который несет бремя затрат по его содержанию. Инвентарная карточка на данное имущество свидетельствует о владении им истцом на момент приватизации.
В акте оценки стоимости имущества (приложение N 1 к плану приватизации) пообъектный перечень государственного имущества, внесенного в уставный капитал образованного акционерного общества отсутствует, но в акте оценки стоимости имущества среди сооружений названы скважины с указанием первоначальной (балансовой) стоимостью.
Доказательств иного, равно как и доказательств того, что объекты выбывали из владения и пользования ОАО "РИТЭК", в материалы дела не представлено.
Поскольку судом установлено, что спорная скважина не относилась к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также к объектам, не подлежавшим приватизации, и не была включена в соответствующий перечень, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2004 N 1448-р и правомерно признано, что указанный объект, находившийся на балансе названного государственного предприятия, который относился к его имущественному комплексу, вошел в уставный капитал акционерного общества, созданного в процессе приватизации имущественного комплекса упомянутого государственного предприятия.
Спорный объект использовался в деятельности государственного предприятия и используется созданным на его базе акционерным обществом, из его владения не выбывал. Истец уплачивает соответствующие налоги за это имущество. Земельный участок под спорным объектом находится в арендном пользовании истца на основании договора аренды от 26.11.2010 N 121/10R0030, заключенного с администрацией Николаевского муниципального района Волгоградской области.
В процессе разрешения возникшего спора суд, оценив представленные истцом в обоснование заявленного иска документы, признал их в качестве доказательств, подтверждающих возникновение права собственности на спорный объект.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
Доводам заявителя кассационной жалобы судом дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 по делу N А12-2616/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица (абзац третий пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
...
В приложении N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547 в Приложениях к плану приватизации, являющемуся его неотъемлемой частью, указывается перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, и иных объектов, не подлежащих приватизации либо для которых установлен иной режим приватизации, передаваемых акционерному обществу по договору."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2011 г. N Ф06-8028/11 по делу N А12-2616/2011