г. Казань
20 октября 2011 г. |
Дело N А57-14482/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
истца - Мурзовой И.Н. (доверенность от 02.09.2011 N 890),
ответчика - Илюшиной О.В. (доверенность от 11.01.2011 N 1-53),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного бюджетного учреждения Пензенской области "Аэропорт города Пензы" и открытого акционерного общества "Саратовские авиалинии"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 (председательствующий судья Бирченко А.Н., судьи Грабко О.В., Жаткина С.А.)
по делу N А57-14482/2010
по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Пензенской области "Аэропорт города Пензы" (ОГРН 1095836000413, ИНН 5837039563) к открытому акционерному обществу "Саратовские авиалинии" (ОГРН 1026402677652, ИНН 6452008711) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Пензенской области "Аэропорт города Пензы" (далее - истец, ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к открытому акционерному обществу "Саратовские авиалинии" (далее - ответчик, ОАО "Саратовские авиалинии") о взыскании задолженности по оплате услуг по договору от 15.04.2008 N 3/06-08 в размере 3 067 760 руб. 67 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 решение суда первой инстанции отменено. С ОАО "Саратовские авиалинии" в пользу ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" взыскана задолженность по оплате услуг по договору от 15.04.2008 N 3/06-08 на предоставление услуг по обслуживанию воздушного судна в аэропорту г. Пензы в размере 950 915 руб. 97 коп. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции в части отказа в иске, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в части отказанных истцу требований о взыскании задолженности в размере 2 116 844 руб. 70 коп. и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик также обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Считает неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о представлении истцом достаточных доказательств, подтверждающих факт передачи при реорганизации государственного учреждения "Транспортное управление Правительства Пензенской области" дебиторской задолженности в размере 3 067 760 руб. 67 коп. в отношении ОАО "Саратовские авиалинии".
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв до 12.10.2011 до 15 часов 00 минут, далее до 13.10.2011 до 13 часов 10 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, считает его подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.04.2008 между ОАО "Саратовские авиалинии" (перевозчик) и государственным учреждением "Транспортное управление Правительства Пензенской области" (транспортное управление) заключен договор N 3/06-08 на предоставление услуг по обслуживанию воздушного судна в аэропорту г. Пензы (с последующими дополнениями), предметом которого является оказание услуг по обслуживанию воздушных судов перевозчика, выполняющего регулярные и чартерные рейсы на воздушных судах ЯК-42, ЯК-40 в аэропорту г. Пензы.
В соответствии с пунктом 3.1 договора перевозчик обязан: в 10-дневный срок с момента подписания договора согласовать письменно информацию о выполняемых рейсах, выполнять рейсы в строгом соответствии с расписанием, согласованным с транспортным управлением, в случае прекращения полетов, отмены рейсов, изменения частоты выполнения рейса, замены типа самолета, маршрута следования рейса и других изменений в расписании предупреждать транспортное управление (аэропорт) не менее чем за пять дней до начала продажи авиабилетов, передавать своевременную информацию о времени выполнения рейсов и фактическом их движении, по прилету в а/п Пенза передавать в службы аэропорта перевозочную документацию о прибывших пассажирах, почте, грузе и платном багаже (СЗВ), ин формацию о максимальной взлетной массе ВС, центровочные данные, перед вылетом из а/п Пенза подтверждать предоставление услуг транспортному управлением, подписывать акты по форме "С", принимать от группы сборов - под роспись в карточке первичного учета, от дежурной по оформлению сопроводительной документации - пакеты со служебными документами под роспись в сводно-загрузочной ведомости, обеспечивать присутствие своего представителя при производстве погрузочно-разгрузочных работ на ВС для передачи материальной ответственности и решения спорных вопросов в случае обнаружения нарушений упаковки багажа, груза, почты или их недостачи, обеспечивать соответствие фактической коммерческой загрузки своих ВС загрузки указанной в перевозочной документации, а также обеспечивать контроль за размещением на борту ВС, производить техническое обслуживание ВС, согласно регламента, оформлять документацию на ТО, своевременно предоставлять дубликат карты-наряда на ТО ВС "Аэропорт Пенза" и документацию на услуги "Аэропорт Пенза".
Согласно пункту 4.1 договора расчеты между сторонами производятся в рублях в форме ежемесячной предоплаты путем перечисления денежных средств на расчетный счет транспортного управления не позднее трех банковских дней до начала месяца. Разница между предоплатой и фактическим количеством предоставленных услуг учитывается при дальнейших расчетах. В платежных документах перевозчик указывает о месячной предоплате.
Моментом оплаты услуг и других расходов считается дата поступления денежных средств на расчетный счет транспортного управления и иной указанный транспортным управлением счет (пункт 4.2 договора).
Порядок оплаты за предоставленные услуги по обслуживанию ВС перевозчика определяется в приложениях к настоящему договору (пункт 4.3 договора).
Стоимость услуг определяется по фактически выполненным объемам и ценам, зарегистрированным в ЦРТ (в соответствии с положением ФАС 54/И от 15.12.1994) и в прейскурантах тарифов и цен транспортного управления, действующим на день оказания услуг. При изменении ценообразующих факторов цены на услуги изменяются и отражаются транспортным управлением в выставляемых счетах-фактурах (пункт 4.4 договора).
Согласно пункту 4.5 договора в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, транспортное управление направляет в адрес перевозчика акт выполненных работ по стоимости фактически предоставленных услуг в отчетном месяце и счет- фактуру на оказанные услуги. До 10 числа месяца, следующего за отчетным транспортное управление направляет перевозчику акт сверки взаимных расчетов. Перевозчик в течение 5 календарных дней с даты получения акта выполненных работ рассматривает, подписывает, скрепляет его печатью и возвращает один экземпляр или мотивированное возражение транспортному управлению.
Срок действия договора стороны предусмотрели с момента подписания и до 15.04.2009 (пункт 7.1 договора).
Как установлено судами и следует из материалов дела, указанный договор фактически прекратил свое действие 31.12.2008, так как перевозчик прекратил программу по выполнению регулярных авиарейсов из аэропорта г. Пензы.
Согласно пункту 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно приказу Федеральной авиационной службы России "О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации" от 11.10.1996 N 71 (в редакции приказов Федеральной авиационной службы России от 24.03.1997 N 53, от 30.04.1997 N 91) - приложение N 3 "Порядок оформления производства расчетов для взимания сборов, тарифов и цен за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации" расчеты за обслуживание воздушных судов в аэропортах осуществляются между авиакомпаниями, авиапредприятиями, другими владельцами, арендаторами и эксплуатантами воздушных судов Российской Федерации, имеющими свидетельство эксплуатанта, независимо от форм собственности и авиапредприятиями, в состав которых входят аэропорты, и самостоятельными аэропортами Российской Федерации независимо от форм собственности, имеющими сертификаты и лицензии на обслуживание воздушных судов, а также авиапредприятиями, авиакомпаниями, другими предприятиями и организациями Российской Федерации независимо от форм собственности, имеющими сертификаты и лицензии на выполнение работ (услуг) по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах. Расчеты производятся в безналичном порядке (платежными поручениями, лимитированными чековыми книжками, расчетными чеками и т.п.) или наличными, в порядке, установленном законодательством.
Для проведения расчетов за обслуживание воздушных судов в аэропортах по каждому вылетающему судну производится оформление акта за выполненные работы (услуги) по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов по форме "С".
Акт заверяется представителями аэропорта (предприятия по наземному обслуживанию) и эксплуатанта воздушных судов, если иное не предусмотрено договором на обслуживание.
В случае необходимости акт оформляется отдельно по прилету и по вылету воздушного судна.
По работам (услугам), не предусмотренным в форме "С", либо при проведении аэропортом (предприятием по наземному обслуживанию) расчетов только по отдельным комплексам работ (услуг) (аэропортовому обслуживанию, либо обеспечению авиаГСМ, либо обеспечению бортпитанием и др.) расчеты за обслуживание воздушного судна могут производиться в действующем порядке, на основе соответствующих первичных документов, оформленных на стандартных бланках (сводных загрузочных ведомостей, требований на заправку, накладных и т.п.), без оформления актов по форме "С".
В период с 15.04.2008 по 31.12.2008 перевозчик регулярно выполнял программу авиарейсов по маршрутам Пенза-Москва-Пенза, Пенза-Санкт-Петербург-Пенза, Пенза-Сочи-Пенза, Пенза-Саратов-Пенза. За данный период транспортное управление оказывало услуги перевозчику согласно условиям пункта 2.1 договора.
По условиям пункта 2.2 договора транспортное управление осуществляло учет оказанных услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию перевозчика и по каждому вылетающему судну производилось оформление актов по форме "С", которые подписывались представителями эксплуатанта воздушного судна и транспортного управления (аэропортом).
Учет гостиничных услуг, предоставляемых перевозчику, осуществлялся на основании актов оказанных услуг, подписанных обеими сторонами и расчетами оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету по форме N 7-Г, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении форм строгой отчетности" от 13.12.1993 N 121.
Согласно условиям договора транспортное управление взимало с перевозчика плату за оказание гостиничных услуг в размере 35% от полной стоимости. На период действия договора полная стоимость проживания в гостинице аэропорта г. Пензы за сутки составляла 1500 руб. с человека, соответственно начислялась стоимость из расчета 35% - 525 руб., что отражено в расчетах оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету по форме N 7-Г.
Кроме того, во исполнение договора транспортное управление в октябре и в декабре 2008 года предоставляло перевозчику жидкость И-М (противоводокристализационная жидкость) согласно актам от 31.10.2008 N 781 на сумму 770 руб. и от 31.12.2008 N 900 на сумму 1099 руб. с выставлением счетов-фактур от 31.10.2008 N 781 и от 31.12.2008 N 900 на общую сумму 1869 руб., которые ответчиком не оплачены.
Таким образом, за предоставленные услуги по наземному и аэропортовому обслуживанию ВС перевозчика, за услуги по проживанию в гостинице и предоставлению жидкости И-М в рамках договора, согласно представленному истцом расчету, за перевозчиком числится задолженность в размере 1 395 299 руб. 67 коп.
Также, во исполнение договора перевозчик передавал транспортному управлению на хранение собственное авиатопливо для целей последующей заправки ВС, в случае отсутствия у перевозчика собственного топлива. Заправка осуществлялась по требованиям перевозчика авиатопливом транспортного управления.
Согласно товарной накладной от 28.07.2008 N 542 перевозчиком получен авиакеросин ТС-1 в количестве 57,4 тонны на сумму 1 998 094 руб. На указанную сумму выставлен счет-фактура от 28.07.2008 N 542, который оплачен частично на сумму 350 000 руб. платежным поручением от 04.09.2008 N 636. Оставшаяся сумма в размере 31 648 094 руб. ни на счет транспортного управления ни на счет ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" от ответчика не поступила.
По товарной накладной от 12.08.2008 N 585 перевозчиком получен авиакеросин ТС-1 в количестве 0,7 тонны на сумму 24 367 руб. На указанную сумму истцом выставлен счет-фактура от 12.08.2008 N 585, который не оплачен полностью.
Согласно представленному расчету, за перевозчиком числится задолженность за авиакеросин ТС-1 в размере 1 672 461 руб.
Согласно пункту 3.5 договора перевозчик взял обязательство по оплате услуг в рамках данного договора в полном объеме.
Объем оплаты перевозчиком услуг за аэропортовое и наземное обслуживание регулярных авиарейсов, отраженное в каждом акте формы "С" - "За выполненные работы (услуги) по аэропортовому и наземному обслуживанию", зависел от декадной средней загрузки воздушного судна, согласно приложению N 1 к договору. Так, при пассажирской загрузке воздушного судна менее 70% за декаду перевозчику предоставлялась 100-процентная льгота от стоимости аэропортовых сборов и сборов за наземное обслуживание.
Во исполнение пункта 4.5 договора транспортным управлением периодически подготавливались и направлялись в адрес перевозчика обобщенные акты по всем выполненным работам (услугам), включая оказанные услуги по актам формы "С" за аэропортовое и наземное обслуживание, по стоимости фактически предоставленных услуг в отчетном месяце и счета-фактуры за оказанные услуги.
В летний период 2008 года перевозчиком осуществлялись авиарейсы по маршрутам Пенза-Москва-Пенза, Пенза-Санкт-Петербург-Пенза, Пенза-Сочи-Пенза, Пенза-Саратов-Пенза на ВС ЯК-42 вместимостью 120 пассажирских мест. С конца лета 2008 года пассажиропоток стал снижаться, соответственно, стала уменьшаться и загрузка ВС.
01 сентября 2008 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору, предмет договора был дополнен типами ВС АН-24 (вместимостью 48-52 пассажирских места) и АН-26-100 (вместимостью 41 пассажирское место).
В целях обеспечения регулярных рейсов в аэропорту г. Пензы с 01.10.2008 по 31.12.2008 программу по выполнению регулярных авиарейсов для ОАО "Саратовские авиалинии" по маршруту Пенза-Москва(ДМД)-Пенза выполняла авиакомпания ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ" на ВС АН-26 и ЯК-40, по расписанию, заявленному и согласованному ОАО "Саратовские авиалинии".
В соответствии с пунктом 1.1 "Порядка формирования и использования номеров рейсов российских авиакомпаний при УВД и обеспечении полетов", утвержденного приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 30.111999 N 119 "Об утверждении и введении в действие порядка формирования и использования номеров рейсов российских авиакомпаний при УВД к обеспечении полетов" каждой зарегистрированной в Российской Федерации авиакомпании при оформлении свидетельства эксплуатанта (перерегистрации) назначается двухсимвольный код и устанавливается официальное название и Радиотелефонный позывной. Поэтому, ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ" выполняло программу регулярных рейсов в интересах ОАО "Саратовские авиалинии" в аэропорту г. Пензы под нумерацией рейсов, присвоенной ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ" (двухсимвольный код авиакомпании "ГЕ").
Соответственно, акты за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 за оказанные услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию в аэропорту г. Пензы (форма "С") во исполнение приказа Федеральной авиационной службы России "О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации" от 11.10.1996 N 71 заверялись представителями аэропорта г. Пензы и представителем эксплуатанта воздушных судов (ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ").
Продажа авиабилетов на рейсы Пенза-Москва(ДМД)-Пенза за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 была заявлена ОАО "Саратовские авиалинии" и открыта заблаговременно.
ОАО "Саратовские авиалинии" имеет двухсимвольный код "6В", который отражен в расчетах средней декадной загрузки ВС перевозчика за период с 01.10.2008 по 31.12.2008, подписанных руководителями транспортного управления и ОАО "Саратовские авиалинии". Доходы от продажи авиабилетов на данные авиарейсы за указанный период получены ОАО "Саратовские авиалинии", что подтверждается письмом ООО "Пензенское агентство воздушных сообщений" от 13.10.2010 N 63.
За период с 01.10.2008 по 31.12.2008 в рамках договора транспортным управлением и перевозчиком (ОАО "Саратовские авиалинии") ежедекадно составлялись и подписывались расчеты средней декадной загрузки ВС эксплуатанта (ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ"), выполняющего программу регулярных рейсов в аэропорту г. Пензы для ОАО "Саратовские авиалинии".
Во исполнение постановления Правительства Пензенской области от 10.11.2008 N 746-пП "О реорганизации государственного учреждения "Транспортное управление Правительства Пензенской области" 10.02.2009 было образовано юридическое лицо - ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" путем выделения из государственного учреждения "Транспортное управление Правительства Пензенской области.
Отменяя решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.2011 по настоящему делу, и, частично удовлетворяя заявленные истцом требования, судом апелляционной инстанции установлено, что на основании разделительного баланса, в соответствии с пунктом 4 статьи 58 ГК РФ, который отражает передачу активов и обязательств в порядке правопреемства, по состоянию на 01.01.2009 ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" была передана дебиторская задолженность по договору от 15.04.2008 N 3/06-08 за оказанные услуги по обслуживанию воздушного судна в аэропорту г. Пензы в размере 3 067 760 руб. 67 коп.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод суда апелляционной инстанции о наличии достаточных доказательств, подтверждающих передачу дебиторской задолженности по договору от 15.04.2008 N 3/06-08 за оказанные услуги по обслуживанию воздушного судна в аэропорту г. Пензы в размере 3 067 760 руб. 67 коп. истцу по настоящему делу сделан на основании всестороннего и полного исследования доказательств по настоящему делу и не противоречащит положениям пункта 4 статьи 58 ГК РФ, статье 59 ГК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
В силу пункта 2 статьи 59 ГК РФ непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Между тем, ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" зарегистрировано уполномоченным органом в установленном законом порядке, регистрация названного юридического лица не оспорена.
Таким образом, довод заявителя кассационной жалобы - ОАО "Саратовские авиалинии" об отсутствии доказательств передачи дебиторской задолженности в заявленном истцом размере ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" при реорганизации Государственного учреждения "Транспортное управление Правительства Пензенской области", суд кассационной инстанции считает необоснованным.
Довод заявителя жалобы - ОАО "Саратовские авиалинии" о необоснованном приобщении судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств к материалам настоящего дела, как основание для отмены оспариваемого постановления судебной коллегией также не может быть принят, исходя из следующего.
На запрос Двенадцатого арбитражного апелляционного суда (определение от 18.05.2011) истец представил подлинные документы для обозрения и копии в материалы дела о реорганизации государственного учреждения "Транспортное управление Правительства Пензенской области": разделительный баланс государственного учреждения "Транспортное управление Правительства Пензенской области" и ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" от 01.01.2009, утвержденный председателем Правительства Пензенской области, акты приема-передачи основных средств, материально-производственных запасов, акты приемки-передачи зданий (сооружений), акты приемки-передачи товарно-материальных ценностей, акты приемки-передачи автотранспортных средств, акты приемки-передачи объектов основных средств, расшифровка кредиторской задолженности, передаваемой ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы", расшифровка дебиторской задолженности, передаваемой ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы", акт приема-передачи от 09.02.2009.
Исходя из представленных документов суд апелляционной инстанции сделал вывод, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт того, что ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" при реорганизации государственного учреждения "Транспортное управление Правительства Пензенской области" была передана дебиторская задолженность в размере 3 152 195 руб. 26 коп. в отношении ОАО "Саратовские авиалинии".
В силу статьей 286, 287 АПК РФ полномочий для переоценки данного вывода суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, в силу пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Истребуя предъявленную ко взысканию сумму, истец считает, что за оказанные услуги в рамках договора в период с июля 2008 года до 31.12.2008, за перевозчиком имеется задолженность на сумму в 3 067 760 руб. 67 коп., которая ни на счет транспортного управления, ни на счет ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" не поступала.
Суд апелляционной инстанции, полагая, что иск ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" подлежит удовлетворению в размере 950 915 руб. 97 коп., исходил из правомерности заявленных истцом требований о взыскании денежных средств по актам от 19.08.2008 N 600 на сумму 64 852 руб. 32 коп., от 20.08.2008 N 605 на сумму 31 511 руб. 51 коп., от 31.08.2008 N 622 на сумму 243 075 руб., от 29.09.2008 N 679 на сумму 134 112 руб. 22 коп., от 30.09.2008 N 680 на сумму 137 025 руб., от 30.09.2008 N 689 на сумму 3675 руб., от 07.10.2008 N 716 на сумму 24 000 руб., от 07.10.2008 N 717 на сумму 29 395 руб. 92 коп., от 20.10.2008 N 735 на сумму 53 550 руб., от 27.10.2008 N 749 на сумму 21 000 руб., от 31.10.2008 N 761 на сумму 15 750 руб., от 31.10.2008 N 781 на сумму 770 руб., от 30.11.2008 N 833 на сумму 80 325 руб., от 03.12.2008 N 840 на сумму 6300 руб., от 31.12.2008 N 892 на сумму 104 475 руб., от 31.12.2008 N 900 на сумму 1099 руб.
При этом суд пришел к выводу о необоснованности требований истца в остальной части.
В обоснование выводов об отсутствии оснований для взыскания задолженности в размере 2 116 844 руб. 70 коп., суд апелляционной инстанции указал, что условия договора от 15.04.2008 N 3/06-08, заключенного между правопредшественником истца и ответчиком по настоящему делу не распространялись на ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ".
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что ответчик не уполномочивал истца на обслуживание воздушных судов каких-либо иных авиакомпаний, в том числе ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ", и не предоставлял гарантий и обязательств по оплате данного вида аэропортовых услуг. Истец, согласно выводам суда апелляционной инстанции, не представил доказательств взаимосвязи договоров, от 29.09.2008 N 153-ТАГ с дополнительными соглашениями от 29.09.2008 N 1 и от 03.10.2008 N 2, от 09.10.2008 N 154-ТАГ с дополнительным соглашением от 13.10.2008 N 1, от 22.10.2008 N 155-ТАГ с дополнительными соглашениями от 31.10.2008 N 1 и от 05.11.2008 N 2, от 06.11.2008 N 156-ТАГ с дополнительным соглашением от 21.11.2008 N 1, заключенных между ОАО "Саратовские авиалинии" и ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ", с договором от 15.04.2008 N 3/06-08.
Исходя из вышеизложенного судебная коллегия суда апелляционной инстанции указала на отсутствие оснований, в том числе, для удовлетворения требований истца по оплате гостиничных услуг, предоставляемых аэропортом г.Пенза работникам ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ" в период с 01.10.2008 по 31.12.2008.
Отказывая во взыскании стоимости авиакеросина, поставленного по товарным накладным от 28.07.2008 N 542 и от 12.08.2008 N 585, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие заключенного между истцом и ответчиком по настоящему делу договора купли-продажи. По мнению суда, представленная накладная от 28.07.2008 N 542 не подтверждает передачу истцом - ГБУ ПО "Аэропорт г.Пензы" ответчику указанного в ней товара во исполнение спорного договора. В накладной организацией-грузоотправителем обозначено ГУ "Транспортное управление Правительства Пензенской области".
Между тем, в постановлении суда апелляционной инстанции имеются следующие противоречия.
Делая вывод об отсутствии взаимосвязи вышеназванных договоров, заключенных между ОАО "Саратовские авиалинии" и ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ", и указывая на отсутствие оснований для удовлетворения требований об оплате гостиничных услуг, предоставляемых аэропортом г.Пенза работникам ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ", суд, тем не менее, удовлетворил требования истца о взыскании денежных средств по актам об оказании услуг по проживанию в гостинице работников ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ" (акт от 20.10.2008 N 735, акт от 31.10.2008 N 761, акт от 30.11.2008 N 833, акт от 03.12.2008 N 840).
Руководствуясь положениями статьи 271 АПК РФ, суду апелляционной инстанции следовало также оценить довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено, что ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы" было образовано лишь 10.02.2009, соответственно в накладных от 28.07.2008 N 542 и от 12.08.2008 N 585 в качестве передающей стороны обоснованно указано государственное учреждение "Транспортное управление Правительства Пензенской области" - правопредшественник ГБУ ПО "Аэропорт города Пензы".
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости авиакеросина, суд апелляционной инстанции указал на пункт 3 Приложения N 1 к договору N 3/06-8 от 15.04.2008, которым предусмотрено, что транспортным управлением перевозчику предоставляется 100% льгота от стоимости услуг по заправке ВС.
Однако, в нарушение положений пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не указал мотивы, по которым не принял во внимание довод заявителя апелляционной жалобы о том, что указанным пунктом договора льгота была предоставлена лишь на услуги по заправке ВС, а не льгота при исчислении стоимости авиакеросина.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны при не полном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, в связи с чем, обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать изложенные выше обстоятельства, установить с учетом совокупности имеющихся в материалах дела доказательств лицо, которому были оказаны услуги при обслуживании судов ОАО "АК ТРАНСАВИА-ГАРАНТИЯ", в зависимости от установленного разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А57-14482/2010 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьей 286, 287 АПК РФ полномочий для переоценки данного вывода суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, в силу пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
...
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости авиакеросина, суд апелляционной инстанции указал на пункт 3 Приложения N 1 к договору N 3/06-8 от 15.04.2008, которым предусмотрено, что транспортным управлением перевозчику предоставляется 100% льгота от стоимости услуг по заправке ВС.
Однако, в нарушение положений пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не указал мотивы, по которым не принял во внимание довод заявителя апелляционной жалобы о том, что указанным пунктом договора льгота была предоставлена лишь на услуги по заправке ВС, а не льгота при исчислении стоимости авиакеросина."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2011 г. N Ф06-8917/11 по делу N А57-14482/2010
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2012 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14482/10
02.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2723/12
15.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9293/11
20.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8917/11
27.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2735/11
14.02.2011 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14482/10