г. Казань |
|
01 ноября 2011 г. |
Дело N А55-5931/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителя:
ответчика - Захватова А.Ю., доверенность от 14.12.2010 N 03-004/18090,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области, г. Нефтегорск,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2011 (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., Захарова Е.И., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-5931/2011
по заявлению Межрайонного отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по муниципальному району Богатовский Самарской области, село Богатое, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области о признании недействительным решения от 02.12.2010 N 5819 08-031/18031,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратился Межрайонный отдел вневедомственной охраны при ОВД по муниципальному району Богатовский Самарской области (далее - заявитель, ответчик) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области N 8 (далее - налоговый орган) в части требования об уплате недоимки по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2010 года в размере 762 307 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в размере 17 442 руб., внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2011 заявление заявителя удовлетворено, решение налогового органа от 24.01.2011 N 6003 08-031/00715 в части требования об уплате недоимки по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2010 года в размере 762 307 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в размере 17 442 руб., внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить и принять по данному делу новый судебный акт.
Заявитель не согласен с доводами ответчика и просит оставить судебные акты без изменения по основаниям указанным в отзыве.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Суд рассмотрел кассационную жалобу без участия заявителя на основании статьи 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав объяснения представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, пришла к следующим выводам.
Как установлено судами, и следует из материалов дела налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 года.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте налоговой проверки от 10.12.2010 N 08-031/03463 по результатам рассмотрения акта и возражений к нему, налоговый орган принял решение от 24.01.2011 N 600308-031/00715 об отказе в привлечении к налоговой ответственности заявителя за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 762 307 руб., а также пени в размере 17 442 руб.
Основанием для начисления вышеуказанных сумм послужил вывод проверяющих о занижении заявителем, в нарушение пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в связи с невключением в нее выручки, полученной от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц.
Арбитражные суды предыдущих инстанций правомерно указали, что Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из статьи 35 были исключены положения о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" в Положение N 589 были внесены изменения, согласно которым из пункта 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме этого, утратил силу пункт 11 данного Положения, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80% от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров. Положение о централизованном резервном фонде утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией Положения N 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5% превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (пункт 10 Положения N 589).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В статье 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Однако суды сделали вывод об отсутствии у заявителя обязанности по уплате налогов с сумм доходов, получаемых по договорам по охране имущества без учета того, что из смысла вышеуказанных норм следует, что до перечисления указанных средств в бюджет необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).
Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел оказывают услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе.
Таким образом, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ.
Ссылаясь на положения статей 252, 321.1 НК РФ суды сделали вывод, что расходы заявителя превысили доходы, что исключает возникновение налогооблагаемой прибыли.
За проверяемый период согласно сметы доходов за 2010 год, заявитель получил доходы в размере 3 799 000 руб., а согласно сметы расходов расходы составили 3 932 972.57 руб.
Таким образом, суды определили налогооблагаемую базу исключив из нее расходы, полученные заявителем из бюджета.
Согласно пункта 1 статьи 321.1 НК РФ (действовавшей до 01.01.2011) налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Таким образом, налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 321.1 НК РФ).
При определении налогооблагаемой базы суды не установили сумму фактически полученного дохода по договорам от реализации услуг по охране и сумм фактически понесенных затрат, связанных с исполнением данных договоров в соответствии с требованиями статьи 321.1. НК РФ. При определении налогооблагаемой базы необходимо принять во внимание целевое финансирования заявителя.
При таких данных, принятые по делу судебные акты не могут быть признаны правильными и подлежат отмене.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, правильно определить налогооблагаемую базу, установить возможность удержания налога и в соответствии с требованиями закона принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 по делу N А55-5931/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на положения статей 252, 321.1 НК РФ суды сделали вывод, что расходы заявителя превысили доходы, что исключает возникновение налогооблагаемой прибыли.
...
Согласно пункта 1 статьи 321.1 НК РФ (действовавшей до 01.01.2011) налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Таким образом, налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 321.1 НК РФ).
При определении налогооблагаемой базы суды не установили сумму фактически полученного дохода по договорам от реализации услуг по охране и сумм фактически понесенных затрат, связанных с исполнением данных договоров в соответствии с требованиями статьи 321.1. НК РФ. При определении налогооблагаемой базы необходимо принять во внимание целевое финансирования заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. N Ф06-8748/11 по делу N А55-5931/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2013 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-5931/11
21.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18357/12
23.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18357/12
29.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18357/12
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4368/12
19.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3374/12
15.02.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5931/11
01.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8748/11
09.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8106/11