г. Казань |
|
15 ноября 2011 г. |
Дело N А55-1601/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Тарасовой Т.В., доверенность от 13.04.2011 N 50/18,
ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области - Ряшенцевой И.Н., доверенность от 06.05.2009 N 04/30,
ответчика - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Суркина С.А., доверенность от 08.06.2011,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волгоцеммаш", г. Тольятти (ИНН 6320001928, ОГРН 1026302004134),
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2011 (судья - Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 (председательствующий судья - Марчик Н.Ю., судьи: Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-1601/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоцеммаш", г. Тольятти (ИНН 6320001928, ОГРН 1026302004134), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, о признании недействительными решений,
с участием третьего лица - федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгоцеммаш" (далее - заявитель, ОАО "Волгоцеммаш", общество) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области (далее - первый ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 17.08.2010 N 13-09/3260/9962, к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - второй ответчик, Управление) о признании недействительным решения от 03.11.2010 N 03-15/28418.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Волгоцеммаш", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ОАО "Волгоцеммаш" 29.03.2010 предоставило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год, где в качестве объектов налогообложения заявило 14 земельных участков.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет ОАО "Волгоцеммаш", отражаемая в Разделе 1 по строке 030 составила 627 560 руб. по КБК 18210606022041000110 и 40 883 руб. по КБК 18210606012041000110.
Налоговый орган, получив ответы на запросы от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области от 05.05.2010 N 17018; от Территориального отдела N 2 Управления Роснедвижимости по Самарской области от 13.04.2010 N 02-09-73/Т-693; от Управления земельных ресурсов мэрии городского округа Тольятти от 23.04.2010 N 1607/5.2, установил, что у ОАО "Волгоцеммаш" во владении находится 26 земельных участков.
На основании анализа сведений, предоставленных регистрирующими органами и возражений ОАО "Волгоцеммаш", инспекция определила сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, отражаемую в Разделе 1 по строке 030 в размере 9 621 648 руб. по КБК 18210606022041000110 и 871 143 руб. по КБК 18210606012041000110.
По мнению инспекции, обществом была занижена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2009 год в размере 9 824 348 руб. (9 621 648 руб. + 871 143 руб.) - (627 560 руб. + 40 883 руб.) в связи с невключением ОАО "Волгоцеммаш" в налоговую базу кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 63:09:305025:523, 63:09:301167:1184, 63:09:301167:1124, 63:09:301167:770, 63:09:301167:698, 63:09:301166:530, 63:09:301166:507, 63:09:301155:521, 63:09:301153:538, 63:09:301153:531, 63:09:301155:518.
При вынесении оспариваемого решения инспекция согласилась с возражениями ОАО "Волгоцеммаш" по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:09:302053:44, площадью 1 820 100 кв. м; 63:09:301167:1043, площадью 9300 кв. м.
ОАО "Волгоцеммаш" не согласно с решением инспекции, считая необоснованным включение налоговым органом в налоговую базу кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 63:09:305025:523, 63:09:301167:1184, 63:09:301167:1124, 63:09:301167:770, 63:09:301167:698, 63:09:301166:530, 63:09:301166:507, 63:09:301155:521, 63:09:301153:538, 63:09:301153:531 (всего 10 участков).
Управление решением от 03.11.2010 N 03-15/28418 утвердило решение инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.08.2010 N 13-09/3260/9962.
Заявитель, не согласившись с вынесенными налоговыми органами решениями, обратился в арбитражный суд, судебными актами которого в удовлетворении заявленных требований отказано.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дела, связанных с взиманием земельного налога" согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:301167:1184, 63:09:301167:1124, 63:09:301167:770, 63:09:301167:698, 63:09:301166:530, 63:09:301166:507, 63:09:301155:521, 63:09:301153:538, 63:09:301153:531 были выделены под строительство социальных объектов государственному предприятию - ПО "Волгоцеммаш" в 1976, 1979, 1984, 1989, 1991 гг.
Судебными инстанциями указано, что право постоянного (бессрочного) пользования общества на все спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:305025:523, 63:09:301167:1184, 63:09:301167:1124, 63:09:301167:770, 63:09:301167:698, 63:09:301166:530, 63:09:301166:507, 63:09:301155:521, 63:09:301153:538, 63:09:301153:531 в 2009 году не было прекращено, что подтверждено полученными в ходе проверки ответами органов, осуществляющих кадастровый учет, на запросы налогового органа, а также - представленными суду 12.05.2011 сведениями ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
Между тем, в материалах дела имеется распоряжение мэра города Тольятти от 09.11.2004 N 2714/1р, из которого следует, что признано утратившим силу свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок от 03.03.1994 N 17637, выданное ПО "Волгоцеммаш" (том 1, л.д.46).
Данное распоряжение не исследовано судами и ему не дана надлежащая оценка.
Кроме того, судами не проверены доводы заявителя о том, что на земельном участке с кадастровым номером 63:09:301153:538 построен детский сад, который передан в муниципальную собственность в соответствии с постановлением главы администрации Самарской области от 10.02.1995 N 40. На земельных участках с кадастровыми номерами 63:09:301166:530, 63:09:301155:521, 63:09:301153:531 были построены жилые дома, которые переданы в муниципальную собственность постановлениями главы администрации Самарской области от 10.02.1995 N 40 и администрации города Тольятти от 05.12.1994, в связи с чем, по мнению общества, право на указанные земельные участки было прекращено.
Также не дана оценка доводу общества о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:305025:523 было отказано Самарской областной регистрационной палатой (извещение от 27.10.2000 N 25-3300) в регистрации права.
Кроме того, по утверждению заявителя, данный земельный участок относится к лесному фонду, что также не проверено судебными инстанциями и данному доводу не дана оценка.
Судами также не исследован вопрос о том, сформированы ли спорные земельные участки, поскольку, как указывает общество, кадастровой палатой были представлены выписки, из которых нельзя определить место их нахождения.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо дать надлежащую оценку всем доказательствам по делу и всем доводам налогоплательщика в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 по делу N А55-1601/2011 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
...
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2011 г. N Ф06-9544/11 по делу N А55-1601/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5180/13
11.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1601/11
21.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7034/12
09.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3518/12
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1601/11
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1601/11
15.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9544/11
05.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7609/11