г. Казань |
|
21 сентября 2012 г. |
Дело N А55-1601/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Тарасовой Т.В., доверенность от 10.09.2012 N 50/41,
первого ответчика - Ряшенцева И.Н., доверенность от 15.03.2012 N 04/009,
второго ответчика - Скляр Т.В., доверенность от 23.07.2012 N 12-22/0049, Быкова В.С., доверенность от 24.08.2012 N 12-22/0060,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Волгоцеммаш", г. Тольятти (ИНН 6320001928, ОГРН 1026302004134), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2012 (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-1601/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании недействительными решений от 17.08.2010 N 13-09/3260/1394/9962 и от 03.11.2010 N 03-15/28418, с участием третьего лица: Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата по Самарской области", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгоцеммаш" (далее - ОАО "Волгоцеммаш", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 17.08.2010 N 13-09/3260/1394/9962, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление, УФНС по Самарской области) о признании недействительным решения от 03.11.2010 N 03-15/28418.
Как установлено судами, основанием для принятия инспекцией оспариваемого решения явился вывод о занижении обществом суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2009 год, в размере 9 824 348 руб. (9 621 648 руб. + 871 143 руб.) - (627 560 руб. + 40 883 руб.) в связи с исключением налогоплательщиком из налогооблагаемой базы земельных участков с кадастровыми номерами: 63:09:305025:523, 63:09:301167:1184, 63:09:301167:1124, 63:09:301167:770, 63:09:301167:698, 63:09:301166:530, 63:09:301166:507, 63:09:301155:521, 63:09:301153:538, 63:09:301153:531.
Решением Управления от 03.11.2010 N 03-15/28418 решение инспекции от 17.08.2010 N 13-09/3260/1394/9962 по апелляционной жалобе налогоплательщика оставлено без изменения.
Полагая, что решения налогового органа и Управления не соответствуют законодательству о налогах и сборах, нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 были отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решение инспекции от 17.08.2010 N 13-09/3260/1394/9962, решение Управления от 03.11.2010 N 03-15/28418 в части доначисления земельного налога в сумме 7 082 508 руб., а также начисления соответствующих сумм пеней и штрафа. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В свою очередь, инспекция и Управление обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить обжалуемые судебные акты в части удовлетворения заявления общества.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещено, ходатайства не заявлены.
В судебном заседании 11.09.2012 по инициативе суда кассационной инстанции в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09 часов 55 минут 18.09.2012.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа пришел к следующему.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - постановление от 23.07.2009 N 54) разъяснено, что согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса данные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 постановления от 23.07.2009 N 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть с момента внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на этот земельный участок.
Судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:301167:1184, 63:09:301167:770; 63:09:301167:698, 63:09:301166:530, 63:09:301166:507; 63:09:301155:521 63:09:301153:538, 63:09:301153:531 сформированы, существуют как объект права, так как поставлены на кадастровый учет, право постоянного (бессрочного) пользования за обществом на данные земельные участки подтверждается соответствующими свидетельствами - от 29.12.1989 N 371254; от 28.12.1989 N 529466; от 28.12.1989 N 371252; от 24.01.1984 N 286628; от 18.02.1991 N 371358; от 11.12.1989 N 529465; от 08.10.1976 без номера.
Записи о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Волгоцеммаш" в установленном законом порядке на указанные спорные участки внесены 15.02.2011. Документов, подтверждающих изъятие спорных участков у общества, прекращение его права на них ранее 15.02.2011 материалы дела не содержат и суду не представлено.
Следовательно, позиция судов о правомерности доначисления по спорным земельным участкам земельного налога соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации и основана на материалах дела.
Учитывая, что установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Волгоцеммаш" в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов по указанным эпизодам.
Признавая недействительным решение инспекции в части начисления налоговых обязательств по земельному участку с кадастровым номером 63:09:305025:523, суды с учетом установленного пришли к выводу о том, что данный земельный участок относится к землям лесного фонда и не признается объектом налогообложения.
При этом суды руководствовались подпунктом 4 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Возражения инспекции по данному эпизоду о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Удовлетворяя заявление общества по эпизоду доначисления земельного налога (начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации) по земельному участку с кадастровым номером 63:09:301167:1124, суды исходили из того, что свидетельство от 03.03.1994 N 17637 о праве постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок признано утратившим силу распоряжением мэра города Тольятти от 09.11.2004 N 2714/1р, следовательно, право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок у общества также считается прекращенным.
Между тем, судами не дана всесторонняя оценка обстоятельствам, на которые ссылается налоговый орган в подтверждение обоснованности своих выводов о правомерности начисления налоговых обязательств по данному земельному участку.
Налоговый орган указывает, что право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124 подтверждается свидетельством от 29.12.1989 N 371254, при этом ссылается на письмо ФТУ ЗКП по Самарской области от 05.05.2010 N 17018. Налоговый орган считает ошибочным довод налогоплательщика о том, что право постоянною (бессрочного) пользования на этот спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124 подтверждается свидетельством от 03.03.1994 N 17637, поскольку, по его мнению, свидетельством от 03.03.1994 N 17637 подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1043, по которому начисления налоговых обязательств не производилось.
Данные обстоятельства отражены инспекцией и в оспариваемом его решении.
Инспекция также указывает, что ее выводы, изложенные в оспариваемом решении, основаны на анализе документов, имеющихся в материалах арбитражного дела.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении спора суд должен дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Тем не менее, в нарушение положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не дана всесторонняя правовая оценка доказательствам, свидетельствующим, по мнению налогового органа, об обоснованности принятия решения по доначислению земельного налога по спорному эпизоду, и соответствующим доводам налогового органа, установленные проверкой обстоятельства судом в полном объеме не исследованы.
Таким образом, учитывая, что в части, касающейся доначисления земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по земельному участку с кадастровым номером 63:09:301167:1124, судом не исследованы все существенные для принятия правильного решения по делу обстоятельства, доказательствам, на которые ссылается налоговый орган в обоснование своих возражений, не дана всесторонняя правовая оценка, обжалуемые судебные акты в указанной части подлежат отмене, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать все выявленные налоговой проверкой обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, оценить все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять законный и обоснованный судебный акт, исходя из норм действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 по делу N А55-1601/2011 о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области от 17.08.2010 N 13-09/3260/1394/9962 и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 03.11.2010 N 03-15/28418 в части доначисления земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций по земельному участку с кадастровым номером 63:09:301167:1124 отменить.
Дело N А55-1601/2011 в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса данные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 постановления от 23.07.2009 N 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
...
Признавая недействительным решение инспекции в части начисления налоговых обязательств по земельному участку с кадастровым номером 63:09:305025:523, суды с учетом установленного пришли к выводу о том, что данный земельный участок относится к землям лесного фонда и не признается объектом налогообложения.
При этом суды руководствовались подпунктом 4 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Удовлетворяя заявление общества по эпизоду доначисления земельного налога (начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации) по земельному участку с кадастровым номером 63:09:301167:1124, суды исходили из того, что свидетельство от 03.03.1994 N 17637 о праве постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок признано утратившим силу распоряжением мэра города Тольятти от 09.11.2004 N 2714/1р, следовательно, право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок у общества также считается прекращенным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2012 г. N Ф06-7034/12 по делу N А55-1601/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5180/13
11.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1601/11
21.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7034/12
09.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3518/12
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1601/11
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1601/11
15.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9544/11
05.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7609/11