г. Казань |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А12-5131/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
при участии:
истца - Кузьмина А.В., доверенность от 25.04.2011 N 1-С,
третьего лица (Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда) - Жукалова М.А., доверенность от 10.11.2011 N Д-11/11,
третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс") - Иванова Е.А., доверенность от 21.12.2010 N 558/10
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Желдоркомплекс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2011 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-5131/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Желдоркомплекс", г. Волгоград, к администрации Волгограда об оспаривании постановления, с участием третьих лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград, общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс", г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось закрытое акционерное общество "Желдоркомплекс" (далее - ЗАО "Желдоркомплекс") к администрации Волгограда (далее - администрация) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании постановления главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, выносимых на торги по продаже права аренды земельных участков" (учетные номера 8-92-11 8-92-12, 8-92-13, 8-92-14, 8-92-15) недействующим.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ЗАО "Желдоркомплекс" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, ЗАО "Желдоркомплекс" постановлением главы Волгограда от 17.02.2010 N 357 предоставлен в аренду сроком на 15 лет земельный участок (кадастровый N 34:34:080137:137, учетный N 8-171-9) площадью 27 792 кв. м из земель населенных пунктов для эксплуатации подъездных железнодорожных путей участка N 3 ЗАО "Желдоркомплекс" по ул. 40 лет ВЛКСМ в Красноармейском районе г. Волгограда.
Постановлением главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, выносимых на торги по продаже права аренды земельных участков для строительства выставочного парка железнодорожных путей вдоль юго-западной границы станции Татьянка в Красноармейском районе (учетные номера 8-92-11 8-92-12, 8-92-13, 8-92-14, 8-92-15).
ЗАО "Желдоркомплекс", полагая, что постановление главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 принято с нарушением норм действующего законодательства обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно отклонили доводы ЗАО "Желдоркомплекс" о возможности проверки законности решения арбитражным судом в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 принято в целях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые сведения для осуществления государственного кадастрового учета. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, содержащаяся в оспариваемом постановлении информация об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории не может рассматриваться в качестве устанавливающей обязательные для неопределенного круга лиц правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение, что является обязательным признаком нормативного правового акта, поэтому не может рассматриваться в качестве такового.
Доводы ЗАО "Желдоркомплекс" о несоответствии оспариваемого постановления действующему законодательству суд также правомерно посчитал ошибочным.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По смыслу названной нормы схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда объект недвижимости находится на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет.
Согласно общему правилу части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием либо без предварительного согласования места размещения объекта. Принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта должно предшествовать проведение работ по формированию земельного участка выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
Вопросы о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде рассматриваются комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, осуществляющей свою работу на основании постановления администрации Волгограда от 11.06.2004 N 791 и в соответствии с Положением указанным ранее.
11 сентября 2008 г. N 10673-08 в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Транс" о возможности предоставления для строительства выставочного парка железнодорожных путей земельного участка ориентировочной площадью 75 000 кв. м, расположенного на западной границе железнодорожной станции Татьянка в Красноармейском районе г. Волгограда.
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда 29.01.2009 по результатам рассмотрения поступившего заявления принято положительное решение о возможности формирования земельного участка для строительства объекта, о чем общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Транс" было уведомлено письмом от 19.02.2009 N арт.1497-09.
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда 27.08.2009 по результатам рассмотрения заявлений общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Транс" (от 07.08.2009 N 8440-09), с учетом обращения ЗАО "Желдоркомплекс" (от 10.08.2009 N 8486-09) в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации было принято решение - сформировать земельный участок для предоставления путем проведения торгов.
В порядке, установленном разделом 3 положения о порядке предоставления земельных участков для строительства объектов в Волгограде (далее - Положение) комитет обеспечил подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - СРЗУ) силами специализированной организации. Границы и размеры земельных участков были установлены с учетом красных линий регулирования застройки, фактического использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных, противопожарных, санитарных и иных норм и правил. При этом требования к оформлению СРЗУ действующим законодательством не установлены (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.08.2008 N 11013-ИМ/Д23).
Постановлением главы Волгограда от 03.09.2010 N 2239 была утверждена СРЗУ, выносимых на торги по продаже права аренды земельных участков для строительства выставочного парка железнодорожных путей вдоль юго-западной границы станции Татьянка в Красноармейском районе.
Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда был проведен аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для целей строительства объектов нежилого назначения. В лот N 9 были включены 5 земельных участков. Основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков были указаны как строительство выставочного парка железнодорожных путей.
Информационное сообщение о проведении Комитетом по градостроительству и архитектуре аукционных торгов от 10.12.2010 N 12 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства объектов нежилого назначения опубликовано в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" 23.10.2010 и размещено на сайте www.volgadmin.ru.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными. При решении вопроса о признании торгов недействительными должны быть учтены обстоятельства дела, наличие нарушений прав и законных интересов заинтересованных лиц и другие возможные последствия проведенных торгов.
Порядок организации и проведения аукциона по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определен статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации и Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства от 11.11.2002 N 808.
При этом ни в Земельном кодексе Российской Федерации, ни в Правилах организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, не установлен порядок формирования лотов, следовательно, органы местного самоуправления вправе формировать их самостоятельно с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и архитектурно-градостроительной политики.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу N А12-5131/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Желдоркомплекс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными. При решении вопроса о признании торгов недействительными должны быть учтены обстоятельства дела, наличие нарушений прав и законных интересов заинтересованных лиц и другие возможные последствия проведенных торгов.
Порядок организации и проведения аукциона по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определен статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации и Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства от 11.11.2002 N 808.
При этом ни в Земельном кодексе Российской Федерации, ни в Правилах организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, не установлен порядок формирования лотов, следовательно, органы местного самоуправления вправе формировать их самостоятельно с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и архитектурно-градостроительной политики."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2011 г. N Ф06-10109/11 по делу N А12-5131/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11665/12
07.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8367/12
13.08.2012 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-5131/11
07.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17271/11
16.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17271/11
19.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17271/11
22.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10109/11
31.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5772/11