г. Казань |
|
12 января 2012 г. |
Дело N А12-7622/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Ананьева Р.В.,
без участия лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Антонова О.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-7622/2011
по исковому заявлению Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области к администрации городского округа - город-герой Волгоград, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании права собственности, с участием третьих лиц: государственного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной детский санаторий N 3", муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 330 Красноармейского района города Волгограда", Комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации Волгограда (далее - ответчик), Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент) о признании права собственности Волгоградской области на здание общей площадью 2 578 кв. м, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиморская, д. 24.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.08.2011 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 данное решение отменено, в иске отказано.
Апелляционный суд указал, что в государственную собственность передавалось только движимое имущество и, следовательно, у Волгоградской области не возникло право собственности на здание, в котором находилось муниципальное учреждение здравоохранения "Детский санаторий N 1" (далее - МУЗ "Детский санаторий N 1"), расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиморская, д. 24.
В кассационной жалобе Комитет просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 отменить, в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что истец в силу прямого указания закона является собственником спорного здания, поскольку в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) если имущество используется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными субъектом Российской Федерации, для целей, установленных в данном Федеральном законе, оно подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что поскольку здание используется учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации, то оно не может являться муниципальной собственностью.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения исполнительного комитета Красноармейского районного совета депутатов трудящихся от 27.08.1974 N 17/668 и приказа по Красноармейскому райздравотделу от 27.10.1974 N 36 с 01.10.1974 на базе здания детских яслей N 35 был открыт детский соматический санаторий, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Голубева, д. 6а.
Распоряжением администрации Красноармейского района города Волгограда от 23.11.1993 N 1760-р был зарегистрирован Детский кардиоревматологический санаторий - муниципальное медицинское учреждение.
В соответствии с приказом Комитета по здравоохранению администрации города Волгограда от 26.12.1994 N 256, распоряжением администрации Красноармейского района города Волгограда от 17.02.1995 N 209-р Детский кардиоревматологический санаторий - муниципальное медицинское учреждение было перерегистрировано в муниципальное медицинское учреждение "Детский кардиоревматологический санаторий N 1" (далее - ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1").
26.01.1995 между Комитетом и ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1" был заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, в том числе и здания расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Голубева, д. 6а.
Распоряжением администрации Красноармейского района города Волгограда от 06.08.1997 N 738 Детский кардиоревматологический санаторий N 1 был перерегистрирован в ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1".
09.04.2001 администрация ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1" обратилась в Департамент с заявкой о передаче в пользование одного из зданий находящихся на балансе у муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 330 Красноармейского района г. Волгограда" (далее - МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 330") расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиморская, д. 24, так как здание санатория расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Голубева, д. 6а, находится в аварийном состоянии.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 34 АА N 900928 за МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 330" зарегистрировано право оперативного управления зданием площадью 2 578 кв. м, инвентарный номер 009854, литера "А", расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиморская, д. 24.
25.09.2002 между Департаментом и ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1" был заключен договор на безвозмездное пользование муниципальным имуществом, передаваемым ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1".
По условиям данного договора ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1" было передано в безвозмездное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиморская, д. 24, являющееся муниципальной собственностью.
На основании распоряжения Департамента от 19.09.2002 N 1254р "О безвозмездной передаче недвижимого имущества" здание, находящееся по адресу: г. Волгоград, ул. Голубева, д. 6а, было передано на баланс муниципального медицинского учреждения "Больница N 24".
В связи с приведением устава в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.1999 N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1" был перерегистрирован в МУЗ "Детский санаторий N 1".
02.11.2005 Волгоградский городской совет народных депутатов принял постановление N 23/450 "О даче согласия на безвозмездную передачу в государственную собственность Волгоградской области муниципальных учреждений и иного имущества", касающегося учреждений по социальному обслуживанию муниципального сектора.
На основании данного постановления в государственную собственность Волгоградской области было принято МУЗ "Детский санаторий N 1", что подтверждается постановлением главы администрации Волгограда от 14.12.2005 N 2613, постановлением главы администрации Волгоградской области от 27.12.2005 г.. N 1414 и распоряжением Комитета от 28.12.2005 N 871-р.
На базе переданного в государственную собственность имущества МУЗ "Детский санаторий N 1" было создано государственное учреждение здравоохранения "Волгоградский областной детский санаторий N 3" (далее - ГУЗ "Волгоградский областной детский санаторий N 3").
Спорное здание расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиморская д. 24, было передано ГУЗ "Волгоградский областной детский санаторий N 3" по договору на безвозмездное пользование муниципальным имуществом от 25.07.2006 N 8/100Б, срок действия которого был определен до случая ликвидации одной из сторон.
09.03.2010 ГУЗ "Волгоградский областной детский санаторий N 3" получило уведомление Департамента от 04.03.2010 N 2454 о том, что Департамент отказывается от договора от 25.07.2006 N 8/100Б и предлагает заключить договор аренды от 29.04.2010 N 8/2641-10 на год с последующим освобождением помещения.
29.04.2010 между Департаментом и ГУЗ "Волгоградский областной детский санаторий N 3" был заключен договор аренды N 8/2641-10 спорного здания.
Посчитав, что с передачей МУЗ "Детский санаторий N 1" в государственную собственность Волгоградской области было передано и право на спорное здание, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции, исходил из того, что имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого в силу прямого указания закона на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска апелляционный суд, указал, что пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрен порядок рассмотрения уполномоченным органом возможности передачи имущества, так как передача имущества возможна исключительно с согласия органа местного самоуправления по акту приема-передачи.
Апелляционный суд установил, что из сводного перечня муниципального имущества Волгограда, передаваемого в собственность Волгоградской области не следует, что спорное здание передается в государственную собственность, и указал, что письмом от 17.04.2004 N 05-и/1991 администрация Волгограда отказалась передавать спорное здание в собственность Волгоградской области.
При этом апелляционный суд исходил из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-п, в определении Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-о, согласно которым передача имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в принудительном порядке не допускается.
Коллегия выводы апелляционной инстанции находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12.10.2005 N 129-ФЗ, органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным данным Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления уполномоченному органу. Статья 154 названного Закона содержит прямой запрет на передачу в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации муниципального имущества, не включенного в такое предложение.
Из конституционно-правового смысла положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, изложенного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, следует, что права собственника находятся под защитой статьи 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случае лишения их имущества и при реализации процедуры разграничения государственной и муниципальной собственности путем осуществления безвозмездной передачи муниципального имущества в федеральную собственность и государственную собственность субъектов Российской Федерации, поскольку предполагается необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, достижения договоренности между передающей и принимающей сторонами и не допускается принудительное отчуждение имущества.
Из материалов дела следует, что ответчик возражает против передачи спорного нежилого помещения в государственную собственность Волгоградской области, что свидетельствует об отсутствии волеизъявления органов местного самоуправления на передачу спорного нежилого помещения в собственность субъекта Российской Федерации.
Письмом от 17.04.2009 N 05-и/1991 администрация Волгограда отказала в передаче спорного объекта в собственность Волгоградской области, указанный отказ заявителем в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обжалован.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что апелляционный суд правомерно в удовлетворении иска отказал и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2010 по делу N А55-33675/2009, и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2011 N ВАС-12351/11 по делу N А50-18727/2010.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 по делу N А12-7622/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из конституционно-правового смысла положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, изложенного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, следует, что права собственника находятся под защитой статьи 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случае лишения их имущества и при реализации процедуры разграничения государственной и муниципальной собственности путем осуществления безвозмездной передачи муниципального имущества в федеральную собственность и государственную собственность субъектов Российской Федерации, поскольку предполагается необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, достижения договоренности между передающей и принимающей сторонами и не допускается принудительное отчуждение имущества.
...
Письмом от 17.04.2009 N 05-и/1991 администрация Волгограда отказала в передаче спорного объекта в собственность Волгоградской области, указанный отказ заявителем в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обжалован.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что апелляционный суд правомерно в удовлетворении иска отказал и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2010 по делу N А55-33675/2009, и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2011 N ВАС-12351/11 по делу N А50-18727/2010."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 января 2012 г. N Ф06-11660/11 по делу N А12-7622/2011