г. Саратов |
|
21 октября 2011 г. |
Дело N А12-7622/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей - Антоновой О.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривороговой А.М.
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области - Квасница С.Е. по доверенности от 11.10.2011 N 237, выданной сроком на один год,
от государственного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной детский санаторий N 3" - Сазанова А.К. на основании приказа от 28.03.2006 N 301, полномочия переданы на неопределенный срок,
от Администрации Волгограда - Качуренко С.А. по доверенности от 28.06.2011 N 05-ид/93,
от Департамента муниципального имущества администрации Волгограда - не явился, извещен надлежащим образом,
от муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 330 Красноармейского района г. Волгограда" - не явился, извещен надлежащим образом,
от комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Волгограда, департамента муниципального имущества администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 августа 2011 года по делу N А12-7622/2011 (судья Литвин С.Н.)
по иску комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области
к администрации городского округа - город-герой Волгоград, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда
третьи лица: государственное учреждение здравоохранения "Волгоградский областной детский санаторий N 3", муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 330 Красноармейского района г. Волгограда", комитет по здравоохранению администрации Волгоградской области
о признании права собственности
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации Волгограда (далее - администрация), Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда (далее - департамент) о признании права собственности Волгоградской области на здание общей площадью 2578 кв.м., расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиморская, д. 24.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09 августа 2011 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, администрация обжаловала его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 августа 2011 года отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
Департамент также не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, в иске отказать.
Администрация и департамент считают оспариваемое решение незаконным и необоснованным, и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Красноармейского районного совета депутатов трудящихся от 27.08.1974г. N 17/668 и приказа по Красноармейскому райздравотделу от 27 октября 1974 г. N 36 с 01.10.1974г. на базе здания детских яслей N 35 был открыт детский соматический санаторий в по адресу: 400082, г. Волгоград, ул. Голубева 6а.
Распоряжением Администрации Красноармейского района г. Волгограда от 23.11.93г. N 1760-р был зарегистрирован Детский кардиоревматологический санаторий-муниципальное медицинское учреждение.
В соответствии с приказом Комитета по здравоохранению Администрации г. Волгограда от 26.12.1994 г. N 256, распоряжением Администрации Красноармейского района г. Волгограда от 17.02.1995 г.. N 209-р Детский кардиоревматологический санаторий - муниципальное медицинское учреждение был перерегистрирован в муниципальное медицинское учреждение Детский кардиоревматологический санаторий N1.
26.01.1995 г.. между Комитетом по управлению имуществом Администрации Волгограда и муниципальным медицинским учреждением Детский кардиоревматологический санаторий N 1 был заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, в том числе и здания находящегося по адресу: 400082, ул. Голубева 6а.
Распоряжением Администрации Красноармейского района г. Волгограда от 06.08.97г. N 738 Детский кардиоревматологический санаторий N1 был перерегистрирован в муниципальное медицинское учреждение "Детский кардиоревматологический санаторий N 1".
09.04.2001 г. администрация муниципального медицинского учреждения "Детский кардиоревматологический санаторий N 1" обратилась в департамент с заявкой о передаче в пользование одного из зданий находящихся на балансе у ДОУ N 330 по адресу: Волгоград, 400080, ул. Пятиморская д. 24, так как здание санатория по адресу: 400082, ул. Голубева 6а, находится в аварийном состоянии.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 34 АА N 900928 за ДОУ N 330 Красноармейского района г. Волгограда зарегистрировано право оперативного управления зданием площадью 2578 кв.м., инвентарный номер 009854, литер А, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиморская, 24.
25.09.2002 между департаментом и ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1" был заключен договор на безвозмездное пользование муниципальным имуществом, передаваемым ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1".
По условиям данного договора ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1" было передано в безвозмездное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиморская, 24, являющееся муниципальной собственностью.
На основании распоряжения департамента от 19.09.2002 г.. N 1254р "О безвозмездной передаче недвижимого имущества" здание, находящееся по адресу: г. Волгоград, 400082, ул. Голубева, 6а, было передано на баланс муниципального медицинского учреждения "Больница N 24".
В связи с приведением устава в соответствие с Гражданским кодексом РФ и приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г.. N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" ММУ "Детский кардиоревматологический санаторий N 1" был перерегистрирован в муниципальное учреждение здравоохранения "Детский санаторий N 1".
02.11.2005 Волгоградский городской совет народных депутатов принял постановление N 23/450 "О даче согласия на безвозмездную передачу в государственную собственность Волгоградской области муниципальных учреждений и иного имущества", касающегося учреждений по социальному обслуживанию муниципального сектора.
На основании данного постановления в государственную собственность Волгоградской области было принято муниципальное учреждение здравоохранения "Детский санаторий N 1", что подтверждается постановлением главы Администрации Волгограда от 14.12.2005 г.. N 2613, постановлением главы Администрации Волгоградской области от 27.12.2005 г.. N 1414 и распоряжениями КУГИ от 28.12.2005 г.. N 871-р.
На базе переданного в государственную собственность имущества МУЗ "Детский санаторий N 1" было создано государственное учреждение здравоохранения "Волгоградский областной детский санаторий N 3".
Спорное здание по адресу: г. Волгоград, 400080, ул. Пятиморская д. 24, было передано ГУЗ "Волгоградский областной детский санаторий N 3" по договору на безвозмездное пользование муниципальным имуществом от 25.07.2006 г.. N 8/100Б, срок действия которого был определен до случая ликвидации одной из сторон.
09.03.2010 г.. передано ГУЗ "Волгоградский областной детский санаторий N 3" получил уведомление департамента от 04.03.2010 г.. N 2454 о том, что департамент отказывается от договора N 8/100Б от 25.07.2006 г.. и предлагает заключить договор аренды N 8/2641-10 от 29.04.2010 г.. на год с последующим освобождением помещения.
29.04.2010 между департаментом и ГУЗ "Волгоградский областной детский санаторий N 3" был заключен договор аренды N 8/2641-10 спорного здания.
Посчитав, что с передачей МУЗ "Детский санаторий N 1" в государственную собственность Волгоградской области было передано и право на спорное здание, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции, исходил из того, что имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого в силу прямого указания закона на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, решение о передаче имущества является основанием возникновения права.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при принятии решения не учел следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права. Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания заинтересованным лицом спорной вещью на заявленном им праве.
Экономической основой местного самоуправления является собственность, которая в соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации признается и защищается равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Разграничение собственности по уровням государственной и муниципальной власти осуществляется в целях обеспечения каждого уровня власти тем имуществом, которое необходимо для осуществления функций, отнесенных к компетенции соответствующего уровня власти.
Частью 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При этом федеральным законодателем регламентирован порядок передачи имущества от одного публично-правового образования к другому в процессе разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти.
Согласно статье 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ и пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления уполномоченному органу.
В силу пункта 3 части 8 статьи 85 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
В ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ указано, что решение о передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
На основании принятого в 2005 году постановления о даче согласия на безвозмездную передачу в государственную собственность муниципальных учреждений МУЗ "Детский санаторий N 1" был передан в государственную собственность Волгоградской области.
Из сводного перечня муниципального имущества Волгограда, передаваемого в государственную собственность Волгоградской области видно, что передача касалась только движимого имущества. В свою очередь, здание, в котором находилось МУЗ "Детский санаторий N 1", в государственную собственность передано не было.
Кроме того, письмом от 17.04.2009 г.. N 05-и/1991 администрация отказалась передавать спорное здание в собственность Волгоградской области.
Таким образом, решение о передаче спорного имущества в государственную собственность Волгоградской области не принималось.
В процессе передачи в государственную собственность МУЗ "Детский санаторий N 1" как имущественного комплекса, здание в котором находился санаторий не могло быть передано Волгоградской области, поскольку МУЗ "Детский санаторий N 1" на тот момент владело зданием на договорной основе.
Следовательно, у Волгоградской области не возникло право собственности на спорный объект недвижимости.
Указанные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П права собственника находятся под защитой статьи 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случаях лишения их имущества.
Кроме того, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (часть 1 статьи 132).
При этом определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О установлено, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"), устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил безусловную необходимость наличия волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации.
Поскольку решение о передаче спорного недвижимого имущества в государственную собственность не принималось и муниципалитет выразил свое не согласие на такую передачу, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.
Следовательно, решение суда первой инстанции следует отменить, в иске - отказать.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 августа 2011 года по делу N А12-7622/2011 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7622/2011
Истец: Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области
Ответчик: Администрация Волгограда, Администрация города Волгограда, Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда, Департамент муниципального имущества Администрации г. Волгограда
Третье лицо: ГУЗ "Волгогорадский областной детский санаторий N 3", ГУЗ "Волгоградский областной детский санаторий N3", Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области, МДОУ детский сад общеразвивающего вида N330 Красноармейского района г. Волгограда, МОУ Детский сад общеразвивающего вида N 330 Красноармейского района г. Волгограда