г. Казань |
|
24 января 2012 г. |
Дело N А12-2063/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Дубровина О.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-2063/2011
по заявлению Министерства культуры Российской Федерации к администрации городского округа город-герой Волгоград, г. Волгоград, о признании недействительным ненормативного правового акта, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр Волга", г. Волгоград, Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, г. Волгоград, Комитета по культуре администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Волгограда, г. Волгоград, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2011 отказано в удовлетворении требований Министерства культуры Российской Федерации о признании недействительным постановления главы администрации г. Волгограда от 22.12.2008 N 2649 "О предварительном согласовании места размещения многофункционального спортивно-гостиничного комплекса с открытой площадкой для размещения автотранспорта по ул. Космонавтов в Дзержинском районе" и признании действий администрации города Волгограда по вынесению постановления от 22.12.2008 N 2649 незаконными.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт, которым постановление главы администрации Волгограда от 22.12.2008 N 2649 "О предварительном согласовании места размещения многофункционального спортивно-гостиничного комплекса с открытой площадкой для размещения автотранспорта по ул. Космонавтов в Дзержинском районе" признано недействительным; действия администрации г. Волгограда по вынесению постановления от 22.12.2008 N 2649 признаны незаконными.
В кассационной жалобе Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда просит отменить постановление арбитражного апелляционного суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованного судебного акта, правовых оснований для его отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Волгограда от 22.12.2008 N 2649 обществу с ограниченной ответственностью "Стройцентр Волга" (далее - ООО "Стройцентр Волга", общество) было предварительно согласовано место размещения многофункционального спортивно-гостиничного комплекса с открытой площадкой для размещения автотранспорта по ул. Космонавтов в Дзержинском районе г. Волгограда. Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 15.07.2009 N 3434/203/09-4254. Земельному участку присвоен кадастровый номер 34:34:030074:55.
Полагая, что постановление главы Волгограда от 22.12.2008 N 2649 принято в нарушение требований режима об использовании земель в зонах охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942-1943 г. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (далее - постановление), поскольку земельный участок был предоставлен ООО "Стройцентр Волга" с нарушением установленных требований, без согласования с Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Нижнее-Волжское управление Росохранкультуры), а так же уполномоченным структурным подразделением администрации Волгоградской области - Комитетом по культуре администрации Волгоградской области, Нижне-Волжское управление Росохранкультуры оспорило указанное постановление в судебном порядке.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.04.2011 проведена процессуальная замена первоначального заявителя - Нижне-Волжское управление Росохранкультуры - на Министерство культуры Российской Федерации, являющееся его правопреемником.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы заявителя, указал на то, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта не является основанием для начала строительства и проведения иных работ, в связи с чем не требует согласования на данной стадии с уполномоченными структурными подразделениями.
При вынесении решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент принятия постановления главы Волгограда права заявителя не нарушались, в связи с их передачей другому органу - Комитету по культуре администрации Волгоградской области, который решением от 15.12.2008 N 01-19/1373 с учетом заключения Государственного учреждения культуры "Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры" согласовал ООО "Стройцентр Волга" схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения многофункционального спортивно-гостиничного комплекса с открытой площадкой для размещения автотранспорта по ул. Космонавтов в Дзержинском районе г. Волгограда.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к названным объектам относятся, в том числе, объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.
Статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с пунктом 2 названной нормы права к землям особо охраняемых территорий относятся земли, в том числе, природоохранного значения, рекреационного значения, историко-культурного значения.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшения дела охраны памятников культуры в РСФСР" Мамаев курган как памятник истории и культуры отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, подлежащий охране как памятник государственного значения (приложение N 1).
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" подтверждено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, подлежащих охране как памятники государственного значения, относятся объекты, указанные в том числе, в постановлении Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327.
В развитие законодательства, регулирующего вопросы использования земель особо охраняемых территорий администрацией Волгоградской области издано постановление от 04.06.2007 N 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана-места ожесточенных боев в 1942-1943 г. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения", которым были утверждены границы зон охраны Мамаева кургана и режимы использования земель в границах данных зон.
Согласно статье 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия в целях обеспечения его сохранности в исторической среде на сопряженной с ним территории, а именно: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Испрашиваемый ООО "Стройцентр Волга" земельный участок находится на территории зоны охраняемого природного ландшафта Мамаева Кургана.
В заключении Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 02.12.2008 N 2825 по результатам рассмотрения схемы расположения спорного земельного участка было указано на расположение его в границах зон охраняемого природного ландшафта.
Спорный земельный участок необходим обществу для строительства многофункционального спортивно-гостиничного комплекса с открытой площадкой для размещения автотранспорта.
Между тем в соответствии с разделом V ("Режим использования земель в границах зон охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942-1943 г. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения") приложения N 3 к постановлению главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942 в зонах охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана запрещается строительная и хозяйственная деятельность, которая может привести к трансформации ценных фрагментов природного рельефа, озеленения, системы природного водосброса и водостока, овражной гидрографической сети.
На территориях зон охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана допускается проведение оврагоукрепительных работ, устройство парковой зоны, дорожно-тропиночной сети, искусственных водостоков и очистных сооружений ливневой канализации.
В пределах зон охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом специально уполномоченными в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно Положению о Нижне-Волжском территориальном управлении Росохранкультуры, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 02.09.2007 N 31, федеральным органом охраны объектом культурного наследия является Нижне-Волжское территориальное управление Росохранкультуры, а региональным органом охраны объектов культурного наследия является Комитет по культуре администрации Волгоградской области (Положение о Комитете по культуре администрации Волгоградской области, утвержденное постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.11.2008 N 1506 "Об утверждении Положения о Комитете по культуре администрации Волгоградской области").
Для строительства многофункционального спортивно-гостиничного комплекса в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения необходимо обязательное наличие согласований Нижне-Волжского территориального управления Росохранкультуры и Комитета по культуре администрации Волгоградской области.
При предварительном согласовании места размещения многофункционального спортивно-гостиничного комплекса ООО "Стройцентр Волга" не было получено согласование Нижнее-Волжского территориального управления Росохранкультуры, что является прямым нарушением норм действующего законодательства.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 11596/09 по делу N А12-6155/07-С59 сформирована правовая позиция, согласно которой в пределах охранной зоны Мамаева кургана - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения, строительство объектов и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Если такого согласования не имеется, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и публичные интересы.
Согласно положениям пункта 5 части 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" необходимо согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима.
В соответствии с постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942-1943 г. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в пределах охранной зоны все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Обществом не получено согласование федерального органа, специально уполномоченного в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, то есть Нижнее-Волжского территориального управления Росохранкультуры.
Право на предъявление настоящего иска реализовано Нижнее-Волжским управлением Росохранкультуры в порядке части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", устанавливающей, что федеральный орган охраны объектов культурного наследия имеет право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего Федерального закона.
При условии отсутствия согласования с федеральным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, наличие решения Комитета по культуре администрации Волгоградской области от 15.12.2008 N 01-19/1373 не влияет на вывод о несоответствии оспариваемого постановления разделу 5 постановления главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942.
В акте администрации Волгограда от 19.12.2008 N АВ-08-66 "О выборе земельного участка (трассы) для строительства" в качестве согласования регионального органа охраны объектов культурного наследия указано письмо Комитета по культуре администрации Волгоградской области от 19.12.2008 N 01-19/1484 "Об объектах культурного наследия на проектируемой территории".
В абзаце 2 названного письма указано, что в связи с корректировкой границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942-1943 г., которое предусматривает исключение из охраняемых территорий зоны охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана, возможно размещение многофункционального спортивно-гостиничного комплекса.
С момента утверждения границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942-1943 г. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденных постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942, коррекция границ не проводилась.
Суд апелляционной инстанции правомерно признал доказанными те обстоятельства, что спорный земельный участок находится на территории зоны охраняемого природного ландшафта Мамаева Кургана, а землеустроительная документация ООО "Стройцентр Волга", не прошла процедуру согласования Нижне-Волжского территориального управления Росохранкультуры, что является основанием для признания недействительным постановления администрации Волгограда от 22.12.2008 N 2649 "О предварительном согласовании места размещения многофункционального спортивно-гостиничного комплекса с открытой площадкой для размещения автотранспорта по ул. Космонавтов в Дзержинском районе" и признании незаконными действий администрации Волгограда по вынесению постановления от 22.12.2008 N 2649.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд сделал верный вывод об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении заявленных требований.
Доводов, влияющих на законность обжалуемого судебного акта и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для его отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 по делу N А12-2063/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 11596/09 по делу N А12-6155/07-С59 сформирована правовая позиция, согласно которой в пределах охранной зоны Мамаева кургана - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения, строительство объектов и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Если такого согласования не имеется, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и публичные интересы.
Согласно положениям пункта 5 части 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" необходимо согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима.
...
Право на предъявление настоящего иска реализовано Нижнее-Волжским управлением Росохранкультуры в порядке части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", устанавливающей, что федеральный орган охраны объектов культурного наследия имеет право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего Федерального закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 января 2012 г. N Ф06-10624/11 по делу N А12-2063/2011