г. Казань |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А55-8079/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Морунова М.В. (паспорт), Дьяченко Е.Б. (доверенность от 03.02.2012 N 63 АА 1007791),
ответчика (администрация городского округа Сызрань Самарской области) - Клейменовой А.А. (доверенность от 17.01.2012 N 02-269/132), Артюшина Н.В. (доверенность от 31.08.2011 N 02-269/4340),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2011 (судья Холодкова Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-8079/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Морунова Михаила Владимировича (ИНН 632504114623, ОГРН 304632534900244) к администрации городского округа Сызрань Самарской области (ИНН 6325017706, ОГРН 1026303059628), к муниципальному унитарному предприятию "Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие", Самарская область, г. Сызрань, об оспаривании ненормативного правового акта, о признании договора недействительным, с участием третьего лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Морунов Михаил Владимирович (далее - ИП Морунов М.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации городского округа Сызрань от 23.03.2011 N 652 "Об организации и проведении открытых конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам городского округа Сызрань" (далее - постановление N 652) в части проведения открытого конкурса по маршруту N 66 "Кирпичный завод - Юго-Западный район" и о признании недействительным договора от 16.05.2011 N 46 "Об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории г.о. Сызрань" (далее - договор N 46), заключенный по результатам открытого конкурса между администрацией городского округа Сызрань и муниципальным унитарным предприятием "Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2011 требования удовлетворены. Суд признал незаконным постановление N 652 в части проведения открытого конкурса по лоту N 7 - маршруту N 66 "Кирпичный завод - Юго-Западный район", а также недействительным договор N 46.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 07.02.2012 объявлен перерыв до 14 часов 45 минут 14.02.2012. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация городского округа Сызрань обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований предпринимателя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта ИП Морунову М.В. выдана лицензия от 01.02.2008 N АСС-63-300063 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, срок действия лицензии до 01.02.2013.
ИП Моруновым М.В. в 2004 году разработан, обустроен, открыт и организован самостоятельно регулярный городской автобусный маршрут N 66 в городском округе Сызрань по согласованию с администрацией города Сызрани.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными заявителем в материалы дела копиями паспорта маршрута N 66, схемой движения, расписания, согласованными с органами государственной автомобильной инспекции, иными заинтересованными службами и утвержденными главой администрации города Сызрань, что подтверждается соответствующими подписями должностных и печатями соответствующих органов.
Впоследствии постановлением администрации города Сызрань от 12.02.2004 N 43 "Об утверждении и открытии нового городского автобусного маршрута N 66 "Юго-Западный район - Кирпичный завод" утвержден паспорт по городскому маршруту "Юго-Западный район - Кирпичный завод", присвоен N 66, открыто регулярное автобусное движение по маршруту N 66.
Между администрацией города Сызрань и ИП Моруновым М.В. заключен договор от 23.06.2004 N 15 А на осуществление регулярных коммерческих автобусных маршрутных перевозок в пределах муниципального образования город Сызрань по автобусным маршрутам, в том числе и по маршруту N 66, заключено дополнительное соглашение к данному договору от 24.08.2004.
Пунктом 6.4 договора определено, что настоящий договор вступает в силу с 23.06.2004 без проведения конкурса, поскольку перевозчик разработал, обустроил, открыл и организовал вышеуказанные маршруты самостоятельно, за счет собственных средств, без финансирования из бюджета по согласованию с администрацией города Сызрани и действует без ограничения срока (бессрочно).
Пунктом 1.4 дополнительного соглашения установлено, что администрация города Сызрани не вправе проводить открытые конкурсы в отношении поименованных маршрутов, разработанных и обустроенных и открытых перевозчиком самостоятельно.
Постановлением N 652 отделу транспорта поручено провести открытые конкурсы на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань N 23, 30, 39, 45, 48, 54, 57, 58, 63, 66, 93.
По результатам проведенного конкурса с победителем по лоту N 7 - маршрут N 66 - муниципальным унитарным предприятием ""Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие"" администрацией городского округа Сызрань заключен договор N 46.
Не согласившись с изданным постановлением N 652 в части проведения конкурса по маршруту N 66 и заключенным по результатам конкурса договором N 46, ИП Морунов М.В. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из их правомерности и доказанности.
При этом суды руководствовались положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Законом Самарской области от 09.07.2002 N 53-ГД "О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическим транспорте в Самарской области" (действовавшим в период заключения договора с ИП Моруновым М.В.), приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 N 176 "Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", а также положениями Устава городского округа Сызрань, которыми функции в сфере транспортного обслуживания населения возложены на органы местного самоуправления.
В результате анализа материалов дела, характера заявленных требований, судебная коллегия считает вывод судов основанным на тщательном исследовании материалов дела, правильном применении норм права.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из подпункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Решение данных вопросов органами местного самоуправления взаимосвязано с полномочиями по обеспечению безопасности дорожного движения, возложенными на них в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Во исполнение положений статьи 6 Закона Самарской области от 12.10.2010 N 107-ГД "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области", постановлением главы администрации городского округа Сызрань от 14.03.2011 N 546, утвержден Порядок проведения открытых конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань.
Согласно пункту 2.3. указанного Порядка решения о проведении открытого конкурса принимается в случаях: при открытии новых маршрутов; при прекращении действия договора; признания конкурса несостоявшимся и отсутствия договора с единственным участником конкурса.
Как установлено судом маршрут N 66 не является новым, статус регулярного маршрута N 66 присвоен постановлением администрации городского округа Сызрань от 12.02.2004 N 43, включен в маршрутную сеть по городским регулярным пассажирским маршрутным перевозкам в пределах городского округа Сызрань постановлением от 11.06.2010 N 1649, в отношении указанного маршрута уже действует договор от 23.06.2004 N 15 А, который не расторгнут, не оспорен и не признан недействительным в установленном порядке.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу об отсутствии у администрации городского округа Сызрань законных оснований для принятия решения о проведении конкурса в части осуществления перевозок по маршруту N 66 и противоречии постановления главы городского округа Сызрань от 23.03.2011 N 652 в оспариваемой части положениям Закона Самарской области от 12.10.2010 N 107-ГД "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области", пункту 2.3 Порядка проведения открытых конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань, а также статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, в обосновании своего вывода относительно правовой оценки договора от 23.06.2004 N 15 А, заключенного администрацией города Сызрань с ИП Моруновым М.В. без проведения конкурса, судом правильно отмечено, что в отношении регулярных маршрутов разработанных и обустроенных перевозчиками самостоятельно (проект маршрута движения, графики движения и согласования органов государственной власти осуществляющих госконтроль за перевозками автотранспортом, обустройство остановочных пунктов, изменение дорожных разметки и установка знаков, строительство павильонов для пассажиров) в соответствии с требованиями Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 N 176 "Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", органы местного самоуправления ограничены правом согласования маршрутов, и конкурс в отношении этих маршрутов не проводится. Право на осуществления перевозок пассажиров возникает у зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с момента получения лицензии, и конкурсное привлечение на маршруты данного права не затрагивает.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 18.05.2005 N 19-Г05-6.
Удовлетворяя требование о признании недействительным договора N 46,заключенного по итогам конкурса, суд правильно сослался на положения статей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
С учетом приведенных норм и материалов дела суд правильно установил, что конкурс проведен с нарушением правил, установленных законом, и поэтому является недействительным.
Частью 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При указанных обстоятельствах судом правомерно удовлетворены заявленные требования в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что при наличии заключенного с ИП Моруновым М.В. и действующего без ограничения срока договора от 23.06.2004 N 15 А, администрацией городского округа Сызрань незаконно принято оспариваемое постановление в части проведении конкурса по маршруту N 66, по итогам которого заключен договор.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую оценку арбитражных судов первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора и фактически направлены на переоценку доказательств, а потому в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, судебные акты законны и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 по делу N А55-8079/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом маршрут N 66 не является новым, статус регулярного маршрута N 66 присвоен постановлением администрации городского округа Сызрань от 12.02.2004 N 43, включен в маршрутную сеть по городским регулярным пассажирским маршрутным перевозкам в пределах городского округа Сызрань постановлением от 11.06.2010 N 1649, в отношении указанного маршрута уже действует договор от 23.06.2004 N 15 А, который не расторгнут, не оспорен и не признан недействительным в установленном порядке.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу об отсутствии у администрации городского округа Сызрань законных оснований для принятия решения о проведении конкурса в части осуществления перевозок по маршруту N 66 и противоречии постановления главы городского округа Сызрань от 23.03.2011 N 652 в оспариваемой части положениям Закона Самарской области от 12.10.2010 N 107-ГД "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области", пункту 2.3 Порядка проведения открытых конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань, а также статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, в обосновании своего вывода относительно правовой оценки договора от 23.06.2004 N 15 А, заключенного администрацией города Сызрань с ИП Моруновым М.В. без проведения конкурса, судом правильно отмечено, что в отношении регулярных маршрутов разработанных и обустроенных перевозчиками самостоятельно (проект маршрута движения, графики движения и согласования органов государственной власти осуществляющих госконтроль за перевозками автотранспортом, обустройство остановочных пунктов, изменение дорожных разметки и установка знаков, строительство павильонов для пассажиров) в соответствии с требованиями Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 N 176 "Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", органы местного самоуправления ограничены правом согласования маршрутов, и конкурс в отношении этих маршрутов не проводится. Право на осуществления перевозок пассажиров возникает у зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с момента получения лицензии, и конкурсное привлечение на маршруты данного права не затрагивает.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 18.05.2005 N 19-Г05-6.
Удовлетворяя требование о признании недействительным договора N 46,заключенного по итогам конкурса, суд правильно сослался на положения статей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
...
Частью 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2012 г. N Ф06-12590/11 по делу N А55-8079/2011