г. Казань |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А55-7776/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Меленьтевой Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Дяченко Ю.Б., доверенность от 09.03.2011 N 63 АА 0494200,
третьего лица (мэрия городского округа Тольятти) - Федоськина В.В., доверенность от 19.01.2011 N 352/1,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
иных третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кальченко Анатолия Васильевича, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-7776/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Кальченко Анатолия Васильевича, г. Тольятти (ИНН 632200149656, ОГРНИП 310632422900053) к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения от 02.04.2011 N 63-00-119/11-44847 и понуждении совершить определенные действия, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара; мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти; Правительства Самарской области, г. Самара; Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кальченко Анатолий Васильевич (далее - ИП Кальченко А.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Самарской области) от 02.04.2011 N 63-00-119/11-44847 и о возложении на ФГУ "ЗКП" по Самарской области обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости и внести изменения в характеристики земельного участка, кадастровый номер 63:09:0302051:571, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 149, указав кадастровую стоимость 1 475 138 руб.
Арбитражным судом Самарской области в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ФГУ "ЗКП" по Самарской области на правопреемника - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области (далее - ФБУ "ЗП" по Самарской области), что подтверждается приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 N П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Представитель ИП Кальченко А.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель мэрии городского округа Тольятти, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 30.12.1998 N 2461-2/12-98 и постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 05.07.1999 N 1497-2/07-99 владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 149, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 09.09.2009, утвержденного заместителем начальника Территориального отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области.
При этом кадастровая стоимость земельного участка рассчитана исходя из 9 вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Из кадастровой выписки о земельном участке от 06.04.2011 N 63-00-102/11-62194 следует, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка площадью 3991 кв. м составляет 5 941 242,06 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1 488,66 руб./кв. м.
На основании договора от 21.10.2010 N 505-10И на оказание оценочных услуг заявитель провел оценку принадлежащего ему земельного участка.
Согласно заключению N 505-3-10И о стоимости объекта оценки, составленному на основании отчета от 22.10.2010 N 505-3-10И, выполненному группой компаний "Институт оценки", рыночная стоимость земельного участка площадью 3991 кв. м, кадастровый номер 63:09:0302051:571, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, д. 149, по состоянию на 21.10.2010 составляет 1 475 000 руб.
Заявитель 05.03.2011 обратился в ФГУ "ЗКП" по Самарской области с заявлением об учете изменений земельного участка в части кадастровой стоимости.
Решением от 02.04.2011 N 63-00-119/11-44847 предпринимателю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета.
Отказывая ИП Кальченко А.В. во внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о спорном земельном участке, ФГУ "ЗКП" по Самарской области основывалось на нормах статьей 7, 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании информационного взаимодействия.
ИП Кальченко А.В., полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесена недостоверная кадастровая стоимость земельного участка, а отказ ФГУ "ЗКП" по Самарской области, содержащийся в решении от 02.04.2011 N 63-00-119/11-44847, незаконен, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, руководствовались тем, что указанная заявителем рыночная стоимость определена по состоянию на 21.10.2010, тогда как постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области по состоянию на 01.01.2007.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в результате государственной кадастровой оценки земель нормативно определен и не является произвольным, а из норм действующего законодательства не следует, что деятельность по государственной кадастровой оценке земель может производиться органами кадастрового учета на основании отчетов оценщиков о рыночной оценке конкретного земельного участка, а также возможности утверждения органом исполнительной власти указанных отчетов.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что до утверждения актуализированных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области определить кадастровую стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:571, равной его рыночной стоимости согласно представленному заявителем отчету, не представляется возможным.
Учитывая изложенное, указав на то, что внесенные сведения соответствуют результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном законом порядке, суды пришли к выводу, что оспариваемое решение не противоречит положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Земельному кодексу Российской Федерации, не нарушает права и охраняемые законом интересы предпринимателя, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Между тем, судами при разрешение спора не учтено следующее.
Предприниматель, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение прав ИП Кальченко А.В. как плательщика земельного налога.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
На спорные правоотношения указанные нормы не распространяются, и предприниматель воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может, что также было установлено судом апелляционной инстанции.
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакциях допускает не только определение кадастровой стоимости земельного участка в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так в силу пункта 5 правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, в предыдущей редакции, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, в редакции приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.10.2010 N 509, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются.
Учитывая изложенное, вывод судов первой и апелляционной инстанций, что настоящий спор подлежит рассмотрению только в рамках дела об оспаривании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, является ошибочным.
При этом является необоснованной позиция судов обеих инстанций, рассмотревших заявленные предпринимателем требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленные ИП Кальченко А.В. требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, а следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Учитывая существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, составленном оценщиком по заказу предпринимателя (более чем в 4 раза), суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суды первой и апелляционной инстанций не учли, что в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Данная правовая позиция выработана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.09.2011 по делу N А72-9976/2010, от 30.09.2011 по делу N А57-7473/2010.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судами спор по существу заявленных требований рассмотрен не был, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 подлежат отмене.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-7776/2011 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по делу N А55-7776/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, в редакции приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.10.2010 N 509, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
...
Статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Учитывая существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, составленном оценщиком по заказу предпринимателя (более чем в 4 раза), суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суды первой и апелляционной инстанций не учли, что в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Данная правовая позиция выработана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2012 г. N Ф06-359/12 по делу N А55-7776/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2924/13
12.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16008/12
23.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7776/11
20.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-359/12