г. Самара |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А55-7776/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой А.В.,
с участием:
от истца - представитель Дяченко Ю.Б. по доверенности от 28.04.2012,
от ответчика - представитель Кулинко О.С. по доверенности от 25.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 февраля 2013 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2012 по делу NА55-7776/2011 (судья Черномырдина Е.В.)
по иску индивидуального предпринимателя Кальченко Анатолия Васильевича (ИНН 632200149656, ОГРНИП 310632422900053), г. Тольятти, Самарская область,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Москва, в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара; мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область; Правительства Самарской области, г. Самара; Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Самара; общества с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки", г. Самара;
об установлении рыночной стоимости земельного участка, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кальченко Анатолий Васильевич (далее -заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит, с учетом уточнений, принятых арбитражным судом на основании ст.49 АПК РФ, признать недействительным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 02.04.2011 г. N 63-00-119/11-44847 и обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости и внести изменения в характеристики земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д.149, с кадастровым номером 63:09:0302051:571, указав кадастровую стоимость 1 475 138 руб. (л.д.140-141 т.1).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.2012 решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что суды первой и апелляционной инстанций не учли, что в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При новом рассмотрении истец в порядке ст.49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 149, с кадастровым номером 63:09:0302051:571, определить его кадастровую стоимость посредством указания его рыночной стоимости в размере 1430000 руб., обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 149, с кадастровым номером 63:09:0302051:571, в размере 1430000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом принято изменение предмета требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что суд применил закон, не подлежащий применению, поскольку кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана 11.02.2009 г. на основании утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 результатов государственной кадастровой оценки, т.е. до внесения изменений в ч.3 ст.66 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой установлен принцип равенства кадастровой и рыночной стоимости земельного участка.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статей 121 -123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Управление Росреестра по Самарской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, отзывов истца и третьего лица, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель на основании постановления первого заместителя мэра г.Тольятти N 2461-2/12-98 от 30.12.1998 и постановления первого заместителя мэра г.Тольятти N 1497-2/07-99 от 05.07.1999 владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, дом 149, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 июня 2010 года (л.д.18, т.1).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке N 63-00-102/11-62194 от 06.04.2011 кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 5 941 242 руб. 06 коп. (л.д.19-28, т.1).
На основании договора N 505-10И от 21.10.2010 г. заявитель провел оценку принадлежащего ему земельного участка (л.д.29-35, т.1).
Согласно заключению N 505-4-10И о стоимости объекта оценки от 22.10.2010, данного ГК "Институт оценки", рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 21.10.2010 составляет 1 475 138 руб. (л.д.36-58, т.1).
05.03.2011 заявитель обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области с заявлением об учете изменений земельного участка в части кадастровой стоимости.
Решением N 63-00-119/11-44847 от 02 апреля 2011 года заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета (л.д.9-10, т.1).
Реализуя свое право, установленное статьей 66 Земельного Кодекса РФ, истец обратился в суд с настоящими требованиями, поскольку не согласился с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с несоответствием рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как установлено судом, заявителем в материалы дела представлен выполненный ООО Группой компаний "Институт независимой оценки" отчет N 505-3-10И об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:032051:571, площадью 3991 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленина, дом 149.
Согласно экспертному заключению N 574/2012 от 30.07.2012 отчет N 505-3-10И об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:032051:571, площадью 3991 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленина, дом 149, не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (л.д.105-108, 109-118, т.3).
В связи с этим ООО Группой компаний "Институт независимой оценки" устранены замечания, изложенные в экспертном заключении N 574/2012, и подготовлен отчет об оценке N 169-12И согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:032051:571, площадью 3991 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленина, дом 149, составляет 1430000 руб. (л.д.64-118, т. 3).
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Исследовав и оценив указанный отчет, суд пришел к выводу о том, что отчет об оценке N 169-12И соответствует требованиям статьи 11 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 NN 254, 255, 256.
Данный вывод также подтвержден экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 709/2012 от 04.09.2012, согласно которому отчет об оценке N 169-12И об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:032051:571, площадью 3991 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленина, дом 149, соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (л.д.54-63, т.3).
Судом принято во внимание, что в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств обратного.
Проверив и оценив в порядке ст.71 АПК РФ, представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отчет N 169-12И об оценки рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства.
В связи с этим, требования заявителя об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, дом 149, с кадастровым номером 63:09:0302051:571, и определении его кадастровой стоимости посредством указания его рыночной стоимости в размере 1430000 руб., а также об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, дом 149, с кадастровым номером 63:09:0302051:571, в размере 1430000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости, являются обоснованными и подтвержденными документально.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2012 года по делу N А65-9695/2011.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судебной коллегией, признаны ошибочными, отклоняются по следующим основаниям.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Вместе с этим, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в прежней редакции) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, а именно в части применение закона, не подлежащего применению, судебной коллегией отклоняются.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2012 по делу N А55-7776/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7776/2011
Истец: ИП Кальченко Анатолий Васильевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской обл., ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Третье лицо: ГК Института независимой оценки, Институт независимой оценки, Мэрия г. о. Тольятти, Общероссийская общественная организация " Российское общество оценщиков", Правительство Самаркой области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2924/13
12.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16008/12
23.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7776/11
20.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-359/12