г. Казань |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А72-4033/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
в отсутствие представителей сторон - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2011 (судья Рыбалко И.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-4033/2011
по исковому заявлению Комитета Ульяновской области по культурному наследию (ОГРН 1087325000718, ИНН 7325076693) к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082) об обязании заключить охранное обязательство, с участием третьих лиц: администрации Ленинского района г. Ульяновска, индивидуального предпринимателя Закирова Руслана Музамильевича,
УСТАНОВИЛ:
Комитет Ульяновской области по культурному наследию (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска (далее - ответчик, КУГИ г. Ульяновска) об обязании заключить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия - здания N 6 по ул. Советская в г. Ульяновске в соответствии с условиями проекта охранного обязательства от 09.03.2010 N С-10-13.
Определениями суда от 05.07.2011 и от 18.07.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ленинского района г. Ульяновска, индивидуальный предприниматель Закиров Руслан Музамильевич.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, судами нарушены нормы материального права. Считает КУГИ г. Ульяновска ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу статей 210, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания спорного имущества возложено на администрацию Ленинского района г. Ульяновска, в чьем оперативном управлении находится объект культурного наследия.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 22.02.2012 до 14 часов 00 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, считает их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, городу Ульяновску на праве собственности принадлежит трехэтажное нежилое здание с гаражом общей площадью 1633,82 кв.м, Литеры А, Б, Г, кадастровый номер 73:24:041904:0000:0166100000, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии АС N 116172 от 08.02.2001.
Указанный объект недвижимого имущества представляет собой трехэтажное административное здание площадью 1521,08 кв.м, Литера А; одноэтажное здание гаража площадью 112,74 кв.м, Литера Б; гараж площадью 17,85 кв.м, Литера Г (технический паспорт, составленный Ульяновским государственным предприятием технической инвентаризации 30.10.2000).
Распоряжением КУГИ г. Ульяновска от 19.05.2003 N 446 муниципальное нежилое здание по ул. Советская, д. 6, в г. Ульяновке, общей площадью 1521,08 кв.м в связи с фактическим его использованием передано в оперативное управление и на баланс администрации Ленинского района г. Ульяновска, о чем 29.05.2003 составлен соответствующий акт приема-передачи основных средств.
18 июня 2003 года между КУГИ г. Ульяновска и администрацией Ленинского района г. Ульяновска заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления N 729/174, в соответствии с которым за последним закреплено на праве оперативного управления здание по ул. Советская, д. 6, общей площадью 1521,08 кв.м.
06 мая 2006 года между КУИ г. Ульяновска (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Закировым Русланом Музамильевичем (арендатор) подписан договор аренды муниципального нежилого помещения N 10033/1870, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, площадью 10 кв.м для использования под офис.
Дополнительным соглашением от 27.03.2008 стороны внесли изменения в договор в части объекта аренды - общая площадь помещения составляет 52,89 кв.м, в том числе: 21,57 кв.м - административные цели, цоколь (помещения N 29, 30), 31,32 кв.м - производственные, цоколь (помещения N 27, 28).
В материалы дела также представлено распоряжение Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии города Ульяновска от 15.12.2010 N 795 согласно которому отделу реестра муниципальной собственности предписано принять по актам приема-передачи и авизо в муниципальную казну от администрации Ленинского района здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, общей площадью 1521,08 кв.м.
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии г. Ульяновска от 15.12.2010 N 796, также имеющимся в материалах дела, отделу реестра муниципальной собственности предписано передать по актам приема-передачи и авизо в оперативное управление администрации Ленинского района нежилые помещения (Литеры А, Г), расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, общей площадью 1468,19 кв.м.
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии г. Ульяновска от 15.12.2010 N 799 (л.д. 87), отделу реестра муниципальной собственности предписано передать по актам приема-передачи и авизо в оперативное управление администрации Ленинского района здание гаража (Литера Б), расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, общей площадью 112,74 кв.м.
Письмом от 23.05.2011 N 9011-07 Комитет по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии города Ульяновска в ответ на обращение администрации Ленинского района сообщил, что распоряжениями от 15.12.2010 N 796 и 799 на баланс администрации были переданы объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, общей площадью 1580,93 кв.м, в том числе нежилые помещения (Литеры А, Г) общей площадью 1468,19 кв.м и здание гаража (Литера Б) общей площадью 112,74 кв.м.
Согласно решению Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ульяновской области от 12.02.1990 N 79, в качестве вновь выявленного объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) указана "Гимназия Якубович. Начало ХХ в.", расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6.
Распоряжением главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 N 959-р "О придании статуса вновь выявленных памятников истории и культуры" утвержден список недвижимых памятников (вновь выявленных) памятников, объектов истории и культуры) города Ульяновска, принятых министерством культуры Российской Федерации (письмо от 24.03.1993 N 421-39-14), из которого усматривается, что "Здание гимназии Якубович", расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры).
В связи с этим, истец, как орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, подготовил проект охранного обязательства от 09.03.2010 N С-10-13 собственника нежилого здания, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), или части его нежилых помещений.
Ответчик письмом от 05.04.2010 N 3902-07 от подписания указанного охранного обязательства отказался, поскольку посчитал, что охранное обязательство должно быть оформлено с администрацией Ленинского района г. Ульяновска как балансодержателем здания, а также лицом, обладающим правом оперативного управления имуществом.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Комитета Ульяновской области по культурному наследию в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о том, что в силу положений пунктов 3, 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) предусмотренные законом обязательства по содержанию и сохранению объекта культурного наследия должны быть возложены на собственника здания - город Ульяновск в лице КУГИ г. Ульяновска, поскольку в договоре о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 18.06.2003 N 729/174 не предусмотрена обязанность пользователя имущества заключать охранное обязательство.
Между тем, при принятии оспариваемых судебных актов судами не учтены положения статей 216 и 296 ГК РФ.
Так, в силу пункта 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268); сервитуты (статьи 274, 277); право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, лицо, обладая имуществом на праве оперативного управления, является не только пользователем имущества, но и обладает правом владения, а также распоряжения имуществом с согласия собственника.
Причем, понятие владения имуществом предполагает фактическое обладание вещью и представляет собой совокупность действий лица, направленных на удержание и управление этой вещью.
Согласно пункту 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 6 Закона N 73-ФЗ).
Таким образом, судам следовало установить наличие обязанности лица, у которого имущество находится на праве оперативного управления, по содержанию имущества в силу вышеприведенных норм права.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Поскольку законом установлена обязательная регистрация права оперативного управления на недвижимое имущество, момент возникновения этого права связан с моментом государственной регистрации права.
Между тем, обстоятельства государственной регистрации права оперативного управления на спорное имущество в установленном законом порядке за администрацией Ленинского района г. Ульяновска судами не исследовались.
Кроме того, согласно отзыву администрации Ленинского района г. Ульяновска, имеющемуся в материалах настоящего дела (л.д. 103), здание администрации занимает Общество с ограниченной ответственностью "Лиго". Указанные обстоятельства также подлежат исследованию и оценке при рассмотрении дела.
В силу статьи части 2 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, коллегия приходит к убеждению, что суды приняли судебные акты по неполно выясненным обстоятельствам, чем нарушили положения статьи 71 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать изложенные обстоятельства, в том числе, выяснить вопрос о наличии паспорта объекта культурного наследия, площади объекта, переданного в оперативное владение третьему лицу по настоящему делу, оценив при этом имеющиеся в материалах настоящего дела распоряжения уполномоченного органа, дать оценку всем доказательствам и принять по делу законное и обоснованное решение.
Кроме того, при новом рассмотрении дела в порядке части 3 статьи 289 АПК РФ суду разрешить вопрос о распределении судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по делу N А72-4033/2011 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
...
В силу статьи части 2 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
...
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать изложенные обстоятельства, в том числе, выяснить вопрос о наличии паспорта объекта культурного наследия, площади объекта, переданного в оперативное владение третьему лицу по настоящему делу, оценив при этом имеющиеся в материалах настоящего дела распоряжения уполномоченного органа, дать оценку всем доказательствам и принять по делу законное и обоснованное решение.
Кроме того, при новом рассмотрении дела в порядке части 3 статьи 289 АПК РФ суду разрешить вопрос о распределении судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 марта 2012 г. N Ф06-12784/11 по делу N А72-4033/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9160/12
19.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9968/12
17.07.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8651/12
29.06.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4033/11
01.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12784/11
29.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12686/11
19.09.2011 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4033/11