г. Самара |
|
19 сентября 2012 г. |
Дело N А72-4033/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя апелляционной жалобы Комитета Ульяновской области по культурному наследию - не явились, извещены;
от ответчика КУГИЗ - представитель Киреев С.В., доверенность от 27.07.2012 г. N 16912-02;
от третьих лиц - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 сентября 2012 года в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Комитета Ульяновской области по культурному наследию, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2012 года, принятое по делу NА72-4033/2011 судьей Малкиной О.К.,
по иску Комитета Ульяновской области по культурному наследию (ИНН: 7325076693, ОГРН: 1087325000718), г. Ульяновск,
к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска (ИНН: 7303006082, ОГРН: 1027301162822), г. Ульяновск,
с привлечением третьих лиц:
- Администрация Ленинского района г. Ульяновска, г. Ульяновск,
- индивидуальный предприниматель Закиров Руслан Музамильевич, г. Ульяновск,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
- Ульяновское ОГУП "Бюро технической инвентаризации", г. Ульяновск,
об обязании заключить охранное обязательство,
УСТАНОВИЛ:
Комитет Ульяновской области по культурному наследию обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска об обязании заключить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия - здания N 6 по ул.Советская в г.Ульяновске в соответствии с условиями проекта охранного обязательства от 09.03.2010 N С-10-13.
Определением суда от 05.07.2011 удовлетворено ходатайство истца и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ленинского района г.Ульяновска.
Определением суда от 18.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Индивидуальный предприниматель Закиров Руслан Музамильевич.
При первоначальном рассмотрении дела N А72-4033/2011 решением суда от 19.09.2011 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 г. решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2011 года по делу N А72-4033/2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2012 г. решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2011 года и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 г. по делу N А72-4033/2011 отменено и направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.05.2012 г. в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.05.2012 г. в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Ульяновское ОГУП "Бюро технической инвентаризации".
Истец уточнил исковые требования, просит в исковом заявлении о понуждении оформить охранное обязательство на объект культурного наследия-здания N 6 по ул. Советская в городе Ульяновске, в соответствии с Постановлением мэрии города Ульяновска от 20 мая 2011 года N 2141 " О внесении изменений в Постановление мэра города от 21.05.1999 N 1198" считать здание N 6 по ул. Спасская в городе Ульяновске. Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2012 года по делу N А72-4033/2011 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет Ульяновской области по культурному наследию обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель КУГИЗ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители истца и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя ответчика, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, городу Ульяновску Ульяновской области на праве собственности принадлежит трехэтажное нежилое здание с гаражом общей площадью 1 633,82 кв.м., Литеры: А,Б,Г, кадастровый номер: 73:24:041904:0000:0166100000, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии АС N 116172 от 08.02.2001 (т.1, л.д.60).
Указанный объект недвижимого имущества представляют собой здания общей площадью 1 633,82 кв.м., кадастровый номер: 73:24:041904:0000:0166100000, а именно: трехэтажное административное здание площадью 1 521,08 кв.м., Литера А; одноэтажное здание гаража площадью 112,74 кв.м., Литера Б; гараж площадью 17,85 кв.м., Литера Г (технический паспорт, составленный УГПТИ 30.10.2000 - т.1, л.д.61-78).
Распоряжением КУГИ г.Ульяновска N 446 от 19.05.2003 муниципальное нежилое здание по ул.Советская,6, в г.Ульяновке общей площадью 1 521,08 кв.м. передано в оперативное управление и на баланс Администрации Ленинского района г.Ульяновска, о чем 29.05.2003 составлен соответствующий акт приема-передачи основных средств.
18.06.2003 между КУГИ г.Ульяновска и Администрацией Ленинского района г.Ульяновска заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, в соответствии с которым за последним закреплено на праве оперативного управления здание по ул.Советская,6, общей площадью 1 521,08 кв.м.
06.05.2006 между КУИ г.Ульяновска (Арендодатель) и Индивидуальным предпринимателем Закировым Русланом Музамильевичем (Арендатор) оформлен договор N 10033/1870 аренды муниципального нежилого помещения, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул.Советская, 6, площадью 10 кв.м. для использования под офис (т.1, л.д.92-95).
Дополнительным соглашением от 27.03.2008 стороны внесли изменения в договор в части объекта аренды - общая площадь помещения составляет 52,89 кв.м., в том числе: 21,57 кв.м.- административные цели, цоколь (помещения N 29, 30), 31,32 кв.м. - производственные, цоколь (помещения N 27,28) (т.1, л.д.98).
В материалы дела также представлено распоряжение Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии города Ульяновска от 15.12.2010 N 795 согласно которому отделу реестра муниципальной собственности предписано принять по актам приема-передачи и авизо в муниципальную казну от администрации Ленинского района здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, общей площадью 1521,08 кв. м.
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии г. Ульяновска от 15.12.2010 N 796, также имеющимся в материалах дела, отделу реестра муниципальной собственности предписано передать по актам приема-передачи и авизо в оперативное управление администрации Ленинского района нежилые помещения (Литеры А, Г), расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, общей площадью 1468,19 кв. м.
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии г. Ульяновска от 15.12.2010 N 799 (л. д. 87), отделу реестра муниципальной собственности предписано передать по актам приема-передачи и авизо в оперативное управление администрации Ленинского района здание гаража (Литера Б), расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, общей площадью 112,74 кв. м.
Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущества от 14.05.2012 г. N 01/129/2012-109, общая площадь объекта, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6 (литеры А,Б,Г) - 1633,82 кв.м, что подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права серии АС N 116172 от 08.02.2001, техническим паспортом от 30.10.2000 г.
Таким образом, в оперативное управление Администрации Ленинского района г. Ульяновска переданы объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6, общей площадью 1580,93 кв. м, в том числе нежилые помещения (Литеры А, Г) общей площадью 1468,19 кв. м и здание гаража (Литера Б) общей площадью 112,74 кв. м., что также следует из письма Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии города Ульяновска от 23.05.2011 N 9011-07, остальные площади находятся в аренде у Закирова Руслана Музамильевича находится (1633,82 кв.м - 1580,93 кв. м = 52,89 кв.м.).
Как следует из информации Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии города Ульяновска, других договоров аренды по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, д. 6 не имеется (т. 2, л.д. 16).
Из письма-ходатайства ИП Закирова Р.М. усматривается, что его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется под брендом Рекламная группа ЛИГО (т.1, л.д. 127).
Согласно решению Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ульяновской области N 79 от 12.02.1990 (т.1, л.д.33-37), в качестве вновь выявленного объекта культурного наследия (памятником истории и культуры) указана "Гимназия Якубович. Начало ХХ в.", расположенная по адресу: г.Ульяновск, ул.Советская, 6.
Распоряжением Главы Администрации Ульяновской области N 959-р от 29.07.1999 "О придании статуса вновь выявленных памятников истории и культуры" утвержден Список недвижимых памятников (вновь выявленных) памятников, объектов истории и культуры) города Ульяновска, принятых министерством культуры РФ (письмо N 421-39-14 от 24.03.1993) (т.1, л.д.11-14), из которого усматривается, что "Здание гимназии Якубович", расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул.Советская, 6, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры).
Из письменных пояснений истца от 28.06.2012 г. следует, что паспорта объекта культурного наследия им не оформлялся.
В соответствии с представленными в материалы дела кадастровыми паспортами, в настоящее время памятник истории и культуры "Здание гимназии Якубович", имеет адрес: г.Ульяновск, ул.Спасская, 6.
Истец, как орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, подготовил проект охранного обязательства от 09.03.2010 N С-10-13 собственника нежилого здания, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), или части его нежилых помещений.
В соответствии с названным проектом охранного обязательства ответчик, являясь собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Советская, д.6, принимает на себя обязательства при осуществлении права владения, пользования и распоряжения нежилым зданием, являющимся объектом культурного наследия, руководствоваться действующим законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия, в том числе, соблюдать правила охраны, реставрации и использования объекта, нести полную ответственность за его сохранность и использование, содержать помещения объекта в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии и др. (т.1, л.д.6-10).
Однако, ответчик письмом N 3902-07 от 05.04.2010 (т.1, л.д.46) от подписания указанного охранного обязательства отказался, поскольку, по мнению ответчика, охранное обязательство должно быть оформлено с Администрацией Ленинского района г.Ульяновска как балансодержателем здания.
Комитет Ульяновской области по культурному наследию настаивает на понуждении Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска к заключению охранного обязательства как собственника памятника истории и культуры. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу статей 6, 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статей 445, 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" обосновано отказал в иске, поскольку объект культурного наследия (памятник истории и культуры) "Гимназия Якубович. Начало ХХ в." до настоящего времени находятся в муниципальной собственности, поэтому мероприятия по обеспечению их сохранности должны проводиться в соответствии с Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования обстоятельства государственной регистрации права оперативного управления на спорное имущество в установленном законом порядке за администрацией Ленинского района г. Ульяновска нахождения в здании администрации общества с ограниченной ответственностью "Лиго", вопроса о наличии паспорта объекта культурного наследия, площади объекта.
Поскольку законом установлена обязательная регистрация права оперативного управления на недвижимое имущество, момент возникновения этого права связан с моментом государственной регистрации права.
Как установлено судом перовой инстанции, право оперативного управления за Администрацией Ленинского района г. Ульяновска в установленном порядке не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущества от 14.05.2012 г. N 01/129/2012-109 (т.2, л.д. 14), и лицами, участвующими в деле не отрицается.
Согласно пункту 4 статьи 48, пункту 4 статьи 50 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон о памятниках истории и культуры), статье 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в отношении объектов культурного наследия, являющихся муниципальной собственностью, охранное обязательство заключается в случае отчуждения их из муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55, пунктом 4 статьи 56 Закона N 73-ФЗ, пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" охранное обязательство заключается в случае передачи объекта культурного наследия в пользование по договорам аренды или безвозмездного пользования, а также при приобретении, в том числе путем приватизации, права собственности на объекты культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 63 Закона N 73-ФЗ впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено названным Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31.12.2010 сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 и применяемыми постольку, поскольку указанные правила не противоречат названному Федеральному закону.
Согласно пункту 65 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, не переданных в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам и не находящихся в их собственности, проводятся за счет специальных бюджетов государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами. В соответствии с пунктом 59 этого же Положения охранным документом (охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством) определяются порядок и условия использования памятников истории и культуры, находящихся в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, при этом пункт 62 названного Положения содержит исчерпывающий перечень случаев, являющихся основанием для выдачи охранных обязательств.
Таким образом, Законом N 73-ФЗ и Положением об охране и использовании памятников истории и культуры предусмотрено, что охранные обязательства должны заключаться только в том случае, если объект культурного наследия выбывает (отчуждается) из муниципальной собственности, либо если право муниципальной собственности на него ограничивается заключенным договором аренды или безвозмездного пользования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для понуждения ответчика к заключению охранного обязательства. поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения охранных обязательств с публично-правовыми субъектами.
Указанная позиция согласуется со сложившейся судебной арбитражной практикой (Определения ВАС РФ от 25.11.2008 N 14934/08, от 06.07.2011 г. N 8310/11).
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2012 года по делу N А72-4033/2011, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы, который на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2012 года по делу N А72-4033/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета Ульяновской области по культурному наследию, г. Ульяновск, - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4033/2011
Истец: Комитет Ульяновской области по культурному наследию
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска
Третье лицо: Администрация Ленинского района города Ульяновска, ИП Закиров Р. М.
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9160/12
19.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9968/12
17.07.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8651/12
29.06.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4033/11
01.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12784/11
29.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12686/11
19.09.2011 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4033/11