г. Казань |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А55-16249/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2011 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш.,Терентьев Е.А.)
по делу N А55-16249/2011
по исковому заявлению мэрии городского округа Тольятти к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, с участием третьих лиц: открытое акционерное общество "Электросеть", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, о признании права Российской Федерации на земельный участок отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
мэрия городского округа Тольятти (далее - мэрия г.о. Тольятти, истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:09:010204:1001, площадью 21 800 кв. м, расположенный по адресу: г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Северная, д. 75.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2011 иск оставлен без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что на момент вступления в законную силу Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право собственности на спорный земельный участок уже было разграничено и 07.03.2002 внесена запись о регистрации права.
В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами обеих инстанций норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом не применены статья 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на кассационную жалобу коллегия находит, что обжалованные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 07.03.2002 серия 63-АА N 392885 Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:09:010204:1001, площадью 21 800 кв. м, расположенный по адресу: г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Северная, д. 75. Данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав от 23.03.2010 N 09/023/2010-312.
Истец просит признать зарегистрированное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим, поскольку земельный участок не входит в перечень земельных участков, отнесенных к федеральной собственности в силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
По мнению истца, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение спорным земельным участком должно осуществляться органами местного самоуправления.
Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из положений статей 11, 12, частей 1, 2 статьи 214, статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", наличия у Российской Федерации зарегистрированного права собственности на земельный участок.
Между тем судами не принято во внимание то обстоятельство, что в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлением мэра города Тольятти от 25.03.1998 N 468-1/03-98 передан в аренду открытому акционерному обществу "Электросеть" (далее - ОАО "Электросеть") земельный участок площадью 21 800 кв. м, расположенный по адресу: г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Северная, д. 75, из земель поселений для завершения строительства производственной базы.
Право аренды, возникшее из заключенного договора аренды земельного участка от 19.06.1998 N 50, зарегистрировано 07.03.2002 ОАО "Электросеть" на построенные объекты 15.03.2002, 25.02.2005, 13.02.2006, 13.02.2006 и 14.05.2007 зарегистрировало право собственности.
Таким образом, до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления осуществил распоряжение спорным земельным участком в соответствии с полномочиями, прямо предусмотренными действующим законодательством, получал законные доходы от такого распоряжения в виде арендной платы.
Статьей 6 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" установлен следующий порядок разграничения государственной собственности на землю:
- специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;
- сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 утверждены Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
На момент регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок Правила действовали в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что сведения о спорном земельном участке для согласования были представлены в орган местного самоуправления с соблюдением процедуры согласования.
Право Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано после вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", при этом судом наличие законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не устанавливалось.
Апелляционная инстанция, оставляя без изменения решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, указала, что истцом избран ненадлежащий способ защиты.
Однако право распоряжения органом местного самоуправления землями, государственная собственность на которые не разграничена, не обусловлена наличием на эти земли права собственности муниципального образования, а возникает из закона, поскольку истец не имеет объективной возможности защитить указанное право путем предъявления иска о признании права либо виндикационного требования, то избранный способ защиты права позволит восстановить право органа местного самоуправления на распоряжение спорным земельным участком в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации".
Коллегия отмечает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций не учтена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 12.03.2009 N ВАС-12659/08.
Учитывая, что судом не установлены все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, что в материалах дела отсутствуют доказательства законности возникновения у ответчика права собственности на спорный земельный участок, не представлены доказательства соблюдения ответчиком Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140, коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, обжалованные судебные акты отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 по делу N А55-16249/2011 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционная инстанция, оставляя без изменения решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, указала, что истцом избран ненадлежащий способ защиты.
Однако право распоряжения органом местного самоуправления землями, государственная собственность на которые не разграничена, не обусловлена наличием на эти земли права собственности муниципального образования, а возникает из закона, поскольку истец не имеет объективной возможности защитить указанное право путем предъявления иска о признании права либо виндикационного требования, то избранный способ защиты права позволит восстановить право органа местного самоуправления на распоряжение спорным земельным участком в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации".
...
Учитывая, что судом не установлены все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, что в материалах дела отсутствуют доказательства законности возникновения у ответчика права собственности на спорный земельный участок, не представлены доказательства соблюдения ответчиком Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140, коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, обжалованные судебные акты отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2012 г. N Ф06-1984/12 по делу N А55-16249/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-681/13
25.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10757/12
16.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16249/11
10.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1984/12
28.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13867/11
11.10.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16249/11