г. Казань |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А65-18272/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф. В.,
судей Ананьева Р. В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - Беловой Л. В., доверенность от 27.12.2011 N 1-30/14331,
ответчика (коммунального предприятия "Общепит" Советского района города Казани) - Сабирзяновой Э. И., доверенность от 10.01.2012, Румянцевой Ю. В., доверенность от 13.02.2012 N 12,
ответчика (муниципального образования "Город Казань" в лице Исполнительного комитета города Казани) - Ситдиковой Е. Н., доверенность от 07.07.2011 N 3743/ИК,
третьего лица (государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 2") - Авясова Р. У., директор, приказ от 16.03.2009 N 164/Л,
третьего лица (Садрутдинова Руслана Гумеровича) - Назаровой Е. И., доверенность от 16.05.2012 N 16 АА 1098859,
от комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Ситдиковой Е. Н., доверенность от 04.07.2011 N 15473,
в отсутствие:
третьего лица (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан) - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Садрутдинова Руслана Гумеровича и коммунального предприятия "Общепит" Советского района города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2011 (судья Кашапов А. Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 (председательствующий судья Балакирева Е. М., судьи Пышкина Н. Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А65-18272/2011
по исковому заявлению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, к коммунальному предприятию "Общепит" Советского района города Казани, муниципальному образованию "Город Казань" в лице Исполнительного комитета города Казани о признании права собственности Республики Татарстан на нежилое помещение, с участием третьих лиц: государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 2", г. Казань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан, г. Казань, Садрутдинова Руслана Гумеровича, г. Казань,
и по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к коммунальному предприятию "Общепит" Советского района города Казани, Муниципальному образованию г. Казань в лице КЗИО РТ о признании права собственности Республики Татарстан на нежилое помещение общей площадью 260,1 кв. м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Попова, д. 3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены муниципальное образование города Казани в лице Исполнительного комитета города Казани, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Профессиональное училище N 2", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан, Садрутдинов Руслан Гумерович.
Определением суда первой инстанции от 05.10.2011 к производству принято заявление муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
До принятия судебного акта истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать право собственности Республики Татарстан на нежилое помещение общей площадью 260,1 кв. м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Попова, д. 3.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2011 исковые требования удовлетворены частично. В удовлетворении заявления муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Республики Татарстан" отказано. В удовлетворении исковых требований Республики Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан к муниципальному образованию в лице Исполнительного комитета г. Казани, отказано. Исковые требования Республики Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан к коммунальному предприятию "Общепит" Советского района удовлетворены. Суд признал за Республикой Татарстан право собственности на нежилое помещение общей площадью 260,1 кв. м, этаж 1, номера на поэтажном плане: 1-8, 16-23, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Попова, д. 3, условный N 16-16-01/050/210-450.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, коммунальное предприятие "Общепит" Советского района обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Садрутдинов Руслан Гумерович, полагая, что выводы судов, изложенные в решении и постановлении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, также обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Как установлено судом, спорный объект недвижимого имущества в составе учебного корпуса, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Попова, д. 3, в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (с изменениями от 23.05.1992, 27.01.1993 и 21.07.1993) является собственностью Республики Татарстан.
Профучилище N 2 (государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Профессиональное училище N 2") образовано в 1971 году и занимает спорные помещения с момента его образования до настоящего времени.
Государственным актом о пообъектной передаче государственной собственности предприятий общественного питания и торговли в коммунальную собственность г. Казани в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.1993 N 1764-XII "О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан", утвержденным 29.07.1993 государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, в коммунальную собственность города Казани подлежало передаче имущество арендного предприятия "Общепит" Советского района города Казани, в том числе и столовая при СПТУ-2 (г. Казань, ул. Попова, д. 3).
14.02.1994 между администрацией г. Казани и Казанским городским производственным объединением общественного питания заключен договор N 2/1, согласно которому администрация г. Казани закрепила, а комитет по управлению коммунальным имуществом г. Казани принял на праве хозяйственного ведения коммунальное имущество, необходимое для выполнения возложенных функциональных обязанностей (пункт 1 договора).
Согласно перечню передаваемых объектов, в хозяйственное ведение передан и комбинат общественного питания Советского района.
27.06.1994 главой администрации г. Казани принято постановление N 780, согласно которому образовано коммунальное предприятие общественного питания "Казобщепит", также утвержден Устав коммунального предприятия общественного питания "Казобщепит".
Из пункта 5.2. постановления N 780 следует, что за коммунальным предприятием общественного питания "Казобщепит" закреплено имущество, необходимое для выполнения возложенных функциональных обязанностей согласно акту приема-передачи имущества.
На основании постановления от 26.07.1994 главы администрации Советского района г. Казани N 885 создано и зарегистрировано коммунальное предприятие общественного питания Советского района, утвержден его устав.
В соответствии с перечнем передаваемого имущества, в хозяйственное ведение предприятия также передана и столовая при СПТУ-2 (г. Казань, ул. Попова, д. 3).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.07.2006 по делу N А65-12633/2006 в отношении коммунального предприятия "Общепит" Советского района г. Казани введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Мударисов Ильдар Ильгизович.
22.03.2011 коммунальным предприятием "Общепит" Советского района г. Казани осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения на нежилые помещения, площадью 260,1 кв. м этаж N 1, номера на поэтажном плане 1-8,16-23, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Попова, д. 3, условный N6-16-01/050/2010-450.
В ходе проведения процедуры конкурсного производства, спорное имущество реализовано посредством проведения торгов Сатрутдинову Р. Г., с победителем торгов подписан договор купли-продажи.
Исковые требования Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан мотивированы тем, что право хозяйственного ведения за коммунальным предприятием "Общепит" Советского района г. Казани зарегистрировано по порочным основаниям.
Заявление муниципального образования г. Казани в лице КЗИО ИК МО г. Казани мотивировано тем, что имущество за ответчиком на каком либо вещном праве не закреплялось.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также закону.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пунктам 58-59 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, факт нахождения спорных помещений на дату разграничения государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, на балансе предприятия общественного питания Советского района города Казани или Казанского городского производственного объединения общественного питания, не подтвержден.
Кроме этого, в государственном акте о пообъектной передаче государственной собственности предприятий общественного питания и торговли в коммунальную собственность г. Казани в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.1993 N 1764-XII "О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан", утвержденного 29.07.1993 государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, данные о площади помещений, принадлежащих столовой, расположенной по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Попова, д. 3, входящей в арендное предприятие "Общепит" Советского района, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суды правомерно признали необоснованными доводы ответчика о том, что спорные нежилые помещения являются муниципальной собственностью города Казани согласно приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, считающее свои права нарушенными, может выбрать способ защиты, направленный на восстановление нарушенных прав.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом установлено, и это обстоятельство не оспаривается, что спорное помещение использовалось и используется профучилищем N 2 (государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Профессиональное училище N 2"), которое образовано в 1971 году и с этого времени до настоящего занимает спорные помещения. Спорный объект недвижимого имущества закреплен за училищем на праве оперативного управления.
Данный факт подтверждается договором от 01.12.1994 N 6/6 о передаче имущества в оперативное управление, согласно которому государственный комитет Республики Татарстан по управлению имуществом (комитет) передал профессиональному училищу N 2 г.Казани (училище) в оперативное управление комплекс зданий ПТУ-2 с земельным участком по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Попова, 3. Данное имущество передано согласно перечню имущества.
Распоряжением от 13.10.2008 N 1910-р "О закреплении государственного имущества на праве оперативного управления" расторгнут договор от 13.02.2001 N 6/472 о закреплении имущества на праве оперативного управления.
На основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.03.2003 N 150 "Об утверждении положения о реестре государственной собственности Республики Татарстан" за государственным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования "Профессиональное училище N 2" вышеуказанным распоряжением закреплено государственное имущество на праве оперативного управления согласно перечню - учебный корпус литера А, расположенный по адресу: г. Казань, ул. А. Попова, 3, общей площадью 2332,3 кв. м, год постройки 1954.
15.10.2008 между Министерством земельных и имущественных отношений РТ (уполномоченный орган) и государственным бюджетным общеобразовательным учреждением "Профессиональное училище N 2" (учреждение) заключен договор о закреплении имущества в оперативное управление за государственным учреждением.
Согласно техническому паспорту на здание учебного корпуса литера "А" спорное имущество входит в состав имущественного комплекса училища (учебный корпус) и является встроенным помещением.
Из материалов дела следует, что помещение столовой с 1954 года используется училищем N 2 для организации процесса питания учащихся, имущество из владения училища не выбывало, училище продолжает нести бремя его содержания, получая финансирование из республиканского бюджета.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решение об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, не допускается без проведения предварительной экспертной оценки уполномоченным органом.
Кроме этого, в статье 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" содержится запрет приватизации (продажи) государственных и муниципальных учреждений и закрепленных за ними на праве оперативного управления объектов социальной инфраструктуры, расположенных в зданиях учебного заведения.
Согласно пункту 12 приложения 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 средние специальные и профессиональные учебные заведения включены в объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Государственной собственностью в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.
В связи с тем, что на момент разграничения государственной собственности, спорное здание являлось объектом собственности Республики Татарстан, что также следует из реестра государственной собственности Республики Татарстан и приватизации не подлежало, право собственности на спорное помещение не прекращалось, объект в собственность ответчика коммунального предприятия "Общепит" Советского района не передавался, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что отсутствовали правовые основания для регистрации указанного имущества за коммунальным предприятием "Общепит" Советского района на праве хозяйственного ведения, и его последующей реализации на основании договора купли-продажи от 08.08.2011 N 1 гр. Садрутдинову Р. Г.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия спора о праве со стороны муниципального образования города Казани, суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования истца о признании права собственности Республики Татарстан на спорное помещение, являются обоснованными.
Требования к муниципальному образованию города Казани правомерно отклонены судами предыдущих инстанций, так как из представленных доказательств следует, что право муниципальной собственности на спорные помещения не возникло.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов. Указанные доводы подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и по существу, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 по делу N А65-18272/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с коммунального предприятия "Общепит" Советского района города Казани в федеральный бюджет государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2000 рублей.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф. В. Хайруллина |
Судьи |
Р. В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решение об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, не допускается без проведения предварительной экспертной оценки уполномоченным органом.
Кроме этого, в статье 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" содержится запрет приватизации (продажи) государственных и муниципальных учреждений и закрепленных за ними на праве оперативного управления объектов социальной инфраструктуры, расположенных в зданиях учебного заведения.
Согласно пункту 12 приложения 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 средние специальные и профессиональные учебные заведения включены в объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Государственной собственностью в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2012 г. N Ф06-2848/12 по делу N А65-18272/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17860/12
18.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2848/12
06.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-249/12
13.12.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18272/11
07.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11248/11