г. Казань |
|
07 июня 2012 г. |
Дело N А65-9402/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
закрытого акционерного общества "Пивоварня Москва-Эфес" - Иванова С.В., доверенность от 01.02.2012 N 1212-К, Юдкевича С.И., доверенность от 01.01.2012 N 6220,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - Хусаиновой Д.Р., доверенность от 31.01.2012,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Беспаловой Е.В, доверенность от 10.01.2012 N 8Д, Сабирзянова М.Т., доверенность от 10.01.2012 N 7Д,
Кабинета Министров Республики Татарстан - Авдеева Д.А., доверенность от 30.01.2012 N 21-53/737,
закрытого акционерного общества "Водозабор "Мирный" - Гайнутдиновой Р.Р., доверенность от 01.11.2011,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.11.2011 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А65-9402/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Пивоварня Москва-Эфес" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, третьи лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, открытое акционерное общество "Республиканский кадастровый центр "Земля", закрытое акционерное общество "Водозабор "Мирный", об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Пивоварня Москва-Эфес" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, с учетом изменения предмета требования, принятого судом первой инстанции к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан (далее - ответчик) о возложении на ответчика обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171901:0001 общей площадью 309 356 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казани, пос. Мирный указав кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости в размере 318 373 894 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.11.2011 по делу N А65-9402/2011 иск удовлетворен полностью.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что отчет оценщика подвергнут экспертизе, внесенные замечания по формулировкам проверенного отчета устранены, и отчет оценщика после исправления датированного 26.10.2001, соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и "Стандартам оценки, обязательным для применения субъектами оценочной деятельности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, что расчеты и рыночная оценка земельного участка с кадастровым номером 16:50:171901:0001 правильны и соответствуют профессиональным стандартам.
В кассационной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами обеих инстанций норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что на момент заключения государственного контракта и проведения работ по кадастровой оценке положения Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не применялись и статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации действовала в старой редакции, согласно которой порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации и в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3).
До принятия постановления судом кассационной инстанции 24.05.2012 был объявлен перерыв в заседании до 13 часов 55 минут 31.05.2012 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:171901:0001 общей площадью 315 120 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казани, пос. Мирный на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 13.05.2002.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан рассмотрены и согласованы результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка и утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в размере 4106,90 рублей за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 1 270 494 156,40 руб., данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Заявитель, считая, что указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка завышены, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, который письмом от 01.03.2010 разъяснил порядок определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171901:0001.
Заявитель по своей инициативе обратился в общество с ограниченной ответственность "Ди энд Эл Оценка" для определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету оценочной организации от 12.04.2011 и 26.10.2011, рыночная стоимость указанного земельного участка составила 318 373 894 руб. Заключением по экспертизе экспертно-консультационного комитета, утвержденным Председателем Правления Общества оценщиков Татарстана Регионального отделения Российского общества оценщиков от 28.10.2011 подтвержден отчет N 2123/НЛ/И об оценке рыночной стоимости земельного участка и сделан вывод, что отчет от 26.10.2011 соответствует статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "Стандартам оценки" и указано, что оценка осуществлена в соответствии с требованиями законодательства и стандартов РОО, итоговая величина рыночной стоимости признана верной и соответствующей рыночному диапазону цен на подобные земельные участки.
Указанное обстоятельство послужило основанием для предъявления заявителем требования о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Суд установил, что заявитель имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 315 120 кв. м с кадастровым номером 16:50:171901:0001, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Мирный, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 13.05.2002.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок поставлен на кадастровый учет 28.02.2002 и его площадь отражена в 309 356+/-194, 67 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием под здания и сооружения водозабора. Как следует из материалов дела, заявителем указанный участок передан в пользование закрытого акционерного общества "Водозабор "Мирный" по договору аренды от 01.01.2007 N 01/07-51.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан рассмотрены и согласованы результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка и утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50171901:0001 определен в размере 4106,90 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 1 270 494 156,40 руб., данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Заявитель с указанной кадастровой стоимостью не согласился в связи со значительным превышением кадастровой стоимости, поэтому заявитель и его арендатор обратились к оценщику для определения рыночной стоимости земельного участка для подачи в дальнейшем требований к кадастровой палате.
В соответствии с договором от 08.04.2011 N 1745, заключенным между закрытым акционерным обществом "Водозабор "Мирный" и обществом с ограниченной ответственность "Ди энд Эл Оценка", а также договором от 17.03.2011 N 1722, заключенным между заявителем и обществом с ограниченной ответственность "Ди энд Эл Оценка", предметом которых являлись оказания услуг по оценке рыночной стоимости земельного участка, исполнителем (оценщиком) осуществлена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171901:0001, общей площадью в 309 356 кв. м.
Судом установлено, что на основании отчета от 12.04.2011 N 2123/НЛ/И об оценке рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:171901:0001, выполненного обществом с ограниченной ответственность "Ди энд Эл Оценка", рыночная стоимость принадлежащего заявителю земельного участка по состоянию на 24.12.2010 составила сумму 318 373 894 руб., стоимость 1 кв. м - 1029 руб.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявитель также обратился к эксперту для проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Заключением по экспертизе N 36/ЗД-11 отчета N 2123/НЛ/И об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171901:0001 по дате оценки на 24.12.2010 и составления отчета 26.10.2011, эксперт Захматов Д.Ю., член СРО РОО, регистрационный номер 000580, член экспертного совета РОО, член экспертного-консультационного Комитета Регионального Отделения "Общество оценщиков Татарстана пришел к выводу, что исследованный им отчет соответствует статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "Стандартам оценки, обязательным для применения субъектами оценочной деятельности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, иным стандартам профессиональной практики, которые были использованы оценщиком при производстве работы. Выводы оценщика при определении рыночной стоимости признаны обоснованными и установлено, что оценка произведена в соответствии с требованиями законодательства и стандартов РОО, итоговая величина рыночной стоимости соответствует рыночному диапазону цен на подобные земельные участки и является верной.
Согласно пункту 5.11 Положения об Экспертно-консультационном комитете регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", утвержденного решением Совета от 29.09.2010 по окончании производства экспертизы, эксперт оформляет заключение по экспертизе отчета по утвержденной форме, официальный ответ по результатам экспертизы регистрируется и подписывается Председателем Правления РО РООО и направляется с заключением эксперта заказчику.
Суд установил, что заключение эксперта N 36/ЗД-11 по экспертизе отчета от 12.04.2011 N 2123/НЛ. направлено заказчику от 28.10.2011 N 76 за подписью Председателя Правления "Общества оценщиков Татарстана" РО РОО, то есть соответствует форме и порядку утверждения заключения, принятой указанным Региональным отделением.
Согласно сопроводительному письму к отчету N 2123/НЛ/И об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171901:0001, проведенному на основании договора от 08.04.2011 N 1745, в данный отчет согласно рекомендациям, возникшим в процессе экспертизы отчета были внесены дополнения описательного характера, не повлиявшие на расчеты и итоговую рыночную стоимость объекта. В сопроводительном письме указаны внесенные дополнения и изменения формулировок.
В материалах рассматриваемого дела имеется отчет без внесения дополнений по дате составления 08.04.2011 и отчет с внесенными дополнениями формулировок по сопроводительному письму по дате составления 26.10.2011, которые оценены судом первой инстанции
Допрошенный в суде первой инстанции эксперт, Захматов Д.Ю. подтвердил данное обстоятельство, указал, что отчет оценщика подвергнут экспертизе, внесенные замечания по формулировкам проверенного отчета устранены и отчет оценщика после исправлений датирован 26.10.2011, соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "Стандартам оценки, обязательным для применения субъектами оценочной деятельности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, расчеты и рыночная оценка земельного участка с кадастровым номером 16:50:171901:0001 правильны и соответствует также профессиональным стандартам.
Удовлетворяя заявленные требования и обязывая ответчика внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171901:0001, общей площадью 309 356 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Мирный, указав ее равной рыночной стоимости в размере 318 373 894 руб., суд первой инстанции исходил из заключения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка и соответствия отчета всем требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, суд указал, что представитель ответчика согласился с данными о рыночной стоимости земельного участка общества, содержащимися в отчете, равной сумме 318 373 894 руб.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции апелляционный суд признал отчет соответствующим Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям обязательных стандартов и правил оценки, не противоречащим позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Коллегия выводы суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельства и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 споры, возникшие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Статьей 24.19 Федерального Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иным заинтересованными лицами результатов государственной кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
В соответствии с настоящей и ранее действовавшей редакциями пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Заявитель кассационной жалобы указывает, что государственный контракт N 3К\2010 заключен до истечения 60 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и, следовательно, данный закон и новая редакция пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации к рассматриваемому спору не применимы.
Однако, как до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и после, кадастровая стоимость отождествлялась с рыночной стоимостью, и новой редакцией пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной, лишь уточнены нормы ранее действовавшего законодательства.
Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, полученной по договорам на проведение оценки, заключенным до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также стоимости, полученной с применением таких результатов, в том числе и на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, направлена на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, путем ее установления в размере рыночной стоимости, рассчитанной индивидуально, с учетом специфических характеристик земельного участка.
Проведение государственной кадастровой оценки земель предусматривает в отдельных случаях определение кадастровой стоимости земельных участков путем установления ее в размере рыночной стоимости, определенной индивидуально, что предусмотрено, в части, пункт 2.3 Методических указаний по кадастровой оценке земель населенных пунктом, утвержденных Приказам Министерства экономического развития России от 15.02.2007 N 39.
В своем постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и что "согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта".
Суды обеих инстанций оценили отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, заключение экспертизы отчета и, с учетом наличия дополнений, внесенных по рекомендации эксперта, наличия согласия ответчика с данными о рыночной стоимости спорного земельного участка, пришли к выводу о правомерности заявленных требований.
Коллегия выводы суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Довод кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку истец воспользовался правом, уточнения кадастровой стоимости земельного участка предусмотренным как земельным законодательством, так и законом об оценочной деятельности в целях определения налоговой базы для исчисления земельного налога.
При таких данных коллегия считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов не имеются.
Аналогичная правовая позиция изложена по делу N А65-10377/2011.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу N А65-9402/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.Д. Альмашева |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В своем постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и что "согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта".
...
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Довод кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку истец воспользовался правом, уточнения кадастровой стоимости земельного участка предусмотренным как земельным законодательством, так и законом об оценочной деятельности в целях определения налоговой базы для исчисления земельного налога."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2012 г. N Ф06-3887/12 по делу N А65-9402/2011