г.Самара |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А65-9402/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 февраля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 февраля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от истца - Иванов С.В., доверенность от 01.02.012 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Росреестра - извещен, не явился,
от Управления Росреестра по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Кабинета Министров Республики Татарстан - извещен, не явился,
от ОАО "Республиканский кадастровый центр "Земля" - извещен, не явился,
от ЗАО "Водозабор "Мирный" - Иванов С.В., доверенность от 14.02.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 ноября 2011 г. по делу N А65-9402/2011 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Пивоварня Москва-Эфес" (ОГРН 1027739172042), г. Москва,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань,
открытое акционерное общество "Республиканский кадастровый центр "Земля", г. Казань,
закрытое акционерное общество "Водозабор "Мирный", г. Казань,
об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Пивоварня Моска-Эфес" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, с учетом изменения предмета требования, принятого судом первой инстанции к ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан (далее ответчик) о возложении на ответчика обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:171901:0001 общей площадью 309 356 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, пос. Мирный, Приволжский район г. Казани, указав кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости в размере 318 373 894 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 ноября 2011 г. по делу N А65-9402/2011 иск удовлетворен полностью.
Третье лицо - Кабинет Министров Республики Татарстан в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска, считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Ответчик в отзыве просит отменить решение суда, считает доводы заявителя апелляционной жалобы обоснованными.
Третье лицо ЗАО "Водозабор "Мирный" считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц - Росреестра, Управления Росреестра по Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, ОАО "Республиканский кадастровый центр "Земля", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя и третьего лица - ЗАО "Водозабор "Мирный", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Ответчик ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан просит заменить его правопреемником Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в связи с реорганизацией и присоединением ответчика к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Арбитражный апелляционный суд, руководствуясь ст. 48 АПК РФ заменил выбывшего из спорного правоотношения ответчика ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан его правопреемником Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Как следует из материалов дела, истцу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:171901:0001 общей площадью 315 120 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, пос. Мирный, Приволжский район г. Казани на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 13.05.2002 г.
Управлением Росреестра по Республике Татарстан рассмотрены и согласованы результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка и утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в размере 4 106, 90 рублей за 1 кв.м., кадастровая стоимость исчислена в сумме 1 270 494 156, 40 руб., данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Заявитель, считая, что указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка завышены, обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан, который письмом от 01.03.2010 г. разъяснил порядок определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 16:50:171901:0001.
Заявитель по своей инициативе обратился в ООО "Ди энд Эл Оценка" для определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчёту оценочной организации от 12.04.2011 г. и 26.10.2011 г., рыночная стоимость указанного земельного участка составила 318 373 894 руб. Заключением по экспертизе экспертно-консультационного комитета, утвержденным Председателем Правления Общества оценщиков Татарстана Регионального отделения Российского общества оценщиков от 28.10.2011 г. подтвержден отчёт N 2123/НЛ/И об оценке рыночной стоимости земельного участка и сделан вывод, что отчёт от 26.10.2011 г. соответствует ст. 11 Федерального закона об оценочной деятельности в РФ" N 135 от 29.07.1998 г., "Стандартам оценки" и что оценка осуществлена в соответствии с требованиями законодательства и стандартов РОО, итоговая величина рыночной стоимости признана верной и соответствующей рыночному диапазону цен на подобные земельные участки.
Указанное обстоятельство, со ссылками на статью 66 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" и отдельные законодательные акты РФ", послужило основанием для предъявления заявителем требования о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в порядке главы 19 АПК РФ.
В соответствии с п.1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель, будучи пользователем вышеуказанного земельного участка, является, по смыслу п.1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (НК РФ), налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом, в силу ст. 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Как предусмотрено п. 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Пунктом 3 названной статьи в редакции, действующей на момент утверждения Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г. результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, в т.ч. и земельного участка заявителя, установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135 - ФЗ, введенная в законную силу Федеральным законом от 22.07.2010 г.. N 167-ФЗ, также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 2 статьи 7 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221 - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Часть 3 статьи 16 Закона N 221 - ФЗ определяет, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в ч. 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым N16:50:171901:0001, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Судом установлено, что заявитель имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 315 120 кв.м. с кадастровым номером 16:50:171901:0001, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, пос. Мирный, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 13.05.2002 г.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок поставлен на кадастровый учёт 28.02.2002 г. и его площадь отражена в 309 356+/- 194, 67 кв.м., категория земель "земли населённых пунктов", с разрешенным использованием под здания и сооружения водозабора. Как следует из материалов дела, заявителем указанный участок передан в пользование ЗАО "Водозабор "Мирный" по договору аренды N 01/07-51 от 01.01.2007 г.
Управлением Росреестра по Республике Ттарстан рассмотрены и согласованы результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка и утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50171901:0001 определен в размере 4 106, 90 рублей за 1 кв.м., кадастровая стоимость исчислена в сумме 1 270 494 156, 40 руб., данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Заявитель с указанной кадастровой стоимостью не согласился в связи со значительным превышением кадастровой стоимости, поэтому заявитель и его арендатор обратились к оценщику для определения рыночной стоимости земельного участка для подачи в дальнейшем требований к кадастровой палате в суд.
В соответствии с договором N 1745 от 08.04.2011 г., заключённым между ЗАО "Водозабор "Мирный" и ООО "Ди энд Эл Оценка", а также договором N 1722 от 17.03.2011 г., заключенным между заявителем и ООО "Ди энд Эл Оценка", предметом которых являлись оказания услуг по оценке рыночной стоимости земельного участка, исполнителем (оценщиком) осуществлена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым N 16:50:171901:0001, общей площадью в 309 356 кв.м., то есть в размере площади земельного участка, содержащейся в сведениях государственного кадастра недвижимости и отраженном в указанном размере в кадастровом паспорте земельного участка, правообладателем которого является заявитель.
Судом установлено, что на основании отчёта N 2123/НЛ/И об оценке рыночной стоимости земельного участка кадастровый N16:50:171901:0001, выполненного ООО "Ди энд Эл Оценка" от 12.04.2011 г., рыночная стоимость принадлежащего заявителю земельного участка по состоянию на 24.12.2010 г. составила сумму 318 373 894 руб., стоимость 1 кв.м. - 1 029 руб.
В соответствии со ст.17 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ заявитель также обратился к эксперту для проверки Отчёта на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Заключением по экспертизе N 36/ЗД-11 отчёта N 2123/НЛ/И об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым N 16:50:171901:0001 по дате оценки на 24.12.2010 г. и составления отчёта 26.10.2011 г., эксперт Захматов Д.Ю., член СРО РОО, рег. N 000580, член экспертного совета РОО, член экспертного-консультационного Комитета Регионального Отделения "Общество оценщиков Татарстана пришёл к выводу, что исследованный им отчёт соответствует ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", "Стандартам оценки, обязательным для применения субъектами оценочной деятельности", утв. постановлением Правительства РФ, иным стандартам профессиональной практики, которые были использованы оценщиком при производстве работы. Выводы оценщика при определении рыночной стоимости обоснованны и что оценка произведена в соответствии с требованиями законодательства и стандартов РОО, итоговая величина рыночной стоимости соответствует рыночному диапазону цен на подобные земельные участки и признана им верной.
Согласно п. 5.11 Положения об Экспертно-консультационном комитете регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", утв. решением Совета от 29.09.2010 г. по окончании производства экспертизы, эксперт оформляет заключение по экспертизе отчёта по утверждённой форме, официальный ответ по результатам экспертизы регистрируется и подписывается Председателем Правления РО РООО и направляется с заключением эксперта заказчику.
Заключение эксперта N 36/ЗД-11 по экспертизе отчёта N 2123/НЛ от 12.04.2011 г. направлено заказчику с ответом за исх. N76 от 28.10.2011 за подписью Председателя Правления "Общества оценщиков Татарстана" РО РОО, то есть соответствует форме и порядку утверждения заключения, принятой указанным Региональным отделением.
Согласно сопроводительному письму к отчёту N 2123/НЛ/И об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым N 16:50:171901:0001, проведенного на основании договора N 1745 от 08.04.2011 г. в данный отчёт согласно рекомендациям, возникшим в процессе экспертизы отчёта были внесены дополнения описательного характера, не повлиявшие на расчёты и итоговую рыночную стоимость объекта. В Сопроводительном письме указаны внесенные дополнения и изменения формулировок.
В материалах рассматриваемого дела имеется отчёт без внесения дополнений по дате составления 08.04.2011 г. и отчёт с внесёнными дополнениями формулировок по сопроводительному письму по дате составления 26.10.2011 г.
В связи с указанными обстоятельствами арбитражным судом первой инстанции обоснованно дана оценка отчёту от 26.10.2011 г. с внесенными дополнениями по рекомендации эксперта.
Допрошенный в суде первой инстанции эксперт, Захматов Д.Ю. подтвердил данное обстоятельство, указал, что отчёт оценщика подвергнут экспертизе, внесенные замечания по формулировкам проверенного отчёта устранены и отчёт оценщика после исправлений датирован 26.10.2011 г., соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", "Стандартам оценки, обязательным для применения субъектами оценочной деятельности", утв. постановлением Правительства РФ, расчёты и рыночная оценка земельного участка с кадастровым N 16:50:171901:0001 правильны и соответствует также профессиональным стандартам.
Оценивая данный отчет на предмет его соответствия нормам ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям обязательных стандартов и правил оценки, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отчёт по установлению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым N 16:50:171901:0001 отвечает всем требованиям статьи 11 данного Закона, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ NN 254, 255, 256 от 20.07.2007 г., что установлено также экспертным заключением N 36/ЗД-11 от 28.10.2011 г.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции согласился с данными о рыночной стоимости земельного участка заявителя, содержащимися в отчёте, равной сумме 318 373 894 руб.
В соответствии с ч.3.1 ст.70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 ноября 2011 г. по делу N А65-9402/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст.17 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ заявитель также обратился к эксперту для проверки Отчёта на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
...
Допрошенный в суде первой инстанции эксперт, Захматов Д.Ю. подтвердил данное обстоятельство, указал, что отчёт оценщика подвергнут экспертизе, внесенные замечания по формулировкам проверенного отчёта устранены и отчёт оценщика после исправлений датирован 26.10.2011 г., соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", "Стандартам оценки, обязательным для применения субъектами оценочной деятельности", утв. постановлением Правительства РФ, расчёты и рыночная оценка земельного участка с кадастровым N 16:50:171901:0001 правильны и соответствует также профессиональным стандартам.
Оценивая данный отчет на предмет его соответствия нормам ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям обязательных стандартов и правил оценки, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отчёт по установлению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым N 16:50:171901:0001 отвечает всем требованиям статьи 11 данного Закона, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ NN 254, 255, 256 от 20.07.2007 г., что установлено также экспертным заключением N 36/ЗД-11 от 28.10.2011 г.
...
В соответствии с ч.3.1 ст.70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований."
Номер дела в первой инстанции: А65-9402/2011
Истец: ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес", ЗАО "ПО КВ-Солодовпиво", г. Казань
Ответчик: Кабинет министров Республики Татарстан, г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан
Третье лицо: ЗАО "Водозабор "Мирный", Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань, ОАО РКЦ "Земля", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва