г. Казань |
|
07 июня 2012 г. |
Дело N А65-10377/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
истца - Лариной А.Т. (доверенность от 11.01.2012 N 4),
ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Сабирзанова М.Т. (доверенность от 10.01.2012 N 7Д),
третьего лица - Кабинета Министров Республики Татарстан Авдеева Д.А. (доверенность от 30.01.2012 N 21-53/737); федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан Хусаиновой Д.Р. (доверенность от 31.01.2012),
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2011 (судья Якупова Л.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-10377/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тален", с. Столбище, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц: Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый Центр "Земля", г. Казань, о внесении федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Республике Татарстан в государственный земельный кадастр изменений, сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21, площадью 18 972 кв. м., расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, с учетом рыночной стоимости, оцененной оценщиком в размере 27 602 250 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тален" (далее - истец, общество, ООО "Тален") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление), федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан (далее - второй ответчик, ФБУ "Кадастровая палата") о признании незаконными действий Управления по организации и проведению государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21, результатов государственной кадастровой оценки названного земельного участка, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 недостоверными, обязании Управления определить кадастровую стоимость земельного участка как равную его рыночной стоимости, то есть 27 602 250 руб. и предоставить указанные изменения на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан, обязании ФБУ "Кадастровая палата" внести в государственный земельный кадастр соответствующее изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21 с учетом его рыночной стоимости, составляющей 27 602 250 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2011 заявленные требования удовлетворены частично, в части требования внести ФБУ "Кадастровая палата" в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 18 972 кв. м, с кадастровым номером 16:24:150305:21, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, с учетом рыночной стоимости, оцененной в размере 29 596 595 руб., производство по делу в отношении Управления прекращено, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителя заявителя, удовлетворено ходатайство о замене ФБУ "Кадастровая палата" на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", о чем вынесено протокольное определение.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит вышеуказанные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 24.05.2012 судом кассационной инстанции объявлен перерыв до 13 часов 50 минут 31.05.2012, после которого судебное заседание продолжено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между Управлением (заказчиком) и открытым акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля" (исполнителем) был заключен государственный контракт от 26.07.2010 N 3К/2010 (т. 1, л.д. 113-115).
По условиям государственного контракта исполнитель обязался выполнить и сдать, а заказчик принять и оплатить работы по теме: "Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан".
Результатом выполненных работ являлся отчет от 19.11.2010 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, который передан исполнителем заказчику, то есть Управлению.
Данный отчет был проверен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, по результатам проверки составлен акт от 26.11.2010.
В акте проверки Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии сделан вывод о том, что отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
После проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:20 площадью 16 972,33 кв. м, составила 103 973 851,37 руб. Кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 999,68 кв. м, с кадастровым номером 16:24:150305:22 определена в размере 11 454 147,04 руб.
Данные два обособленных земельных участка входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:24:150305:21.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21 общей площадью 18 972 кв.м. (единого землепользования) составила 115 427 998,41 руб. (103 973 851,37+11 454 147,04), о чем свидетельствует выписка из государственного кадастра недвижимости (т. 1, л.д. 76).
Земельный участок с кадастровым номером 16:24:150305:21 принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АЕ N 043306 (т. 1, л.д. 101).
По заявке истца Межрегиональным центром оценки "Тимерлан" составлен отчет от 28.04.2011 N 021 по определению рыночной стоимости земельного участка, указанного выше.
Согласно данным отчета рыночная стоимость земельного участка определена в размере 27 602 250 руб.
Спорные правоотношения сторон возникли вследствие расхождения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, отраженных в государственном кадастре недвижимости с данными о рыночной стоимости, указанными в отчете оценщика.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Из представленной истцом выписки из государственного кадастра недвижимости (т. 1, л.д. 76) следует, что кадастровая стоимость земельного участка площадью 18 972 кв. м, с кадастровым номером 16:24:150305:21, принадлежащего истцу на праве собственности, определена в размере 115 427 998,41 руб.
Согласно отчету от 28.04.2011 N 021, составленному Межрегиональным центром оценки "Тимерлан" (т. 1, л.д. 15-74), рыночная стоимость указанного земельного участка составила 27 602 250 руб.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка суд первой инстанции для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела на основании части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначил судебную экспертизу.
Экспертное заключение N 10/10/10/2 свидетельствует о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21, площадью 18 972 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, составила 29 596 595 руб.
Данное заключение составлено экспертом Жуковым Андреем Анатольевичем, состоящим в реестре членов "Российского общества оценщиков" и имеющим свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков.
При определении рыночной стоимости земельного участка в заключении эксперт руководствовался Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", стандартами, утвержденными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, 255, 256 "Об утверждении стандартов оценки", а также стандартами и правилами оценочной деятельности общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Удовлетворяя заявленные требования и обязывая ответчика внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21, общей площадью 18 972 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, указав ее равной рыночной стоимости в размере27 602 250 руб., суд первой инстанции исходил из заключения экспертизы, отчета об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка и соответствия отчета всем требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд признал отчет соответствующим Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям обязательных стандартов и правил оценки, не противоречащим позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Согласно пункту 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 споры, возникшие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов государственной кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Заявитель кассационной жалобы указывает, что государственный контракт N 3К\2010 заключен до истечения 60 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и, следовательно, данный закон и новая редакция пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации к рассматриваемому спору не применимы.
Однако, как до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и после, кадастровая стоимость отождествлялась с рыночной стоимостью, и новой редакцией пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной, лишь уточнены нормы ранее действовавшего законодательства.
Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, полученной по договорам на проведение оценки, заключенным до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также стоимости, полученной с применением таких результатов, в том числе и на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, направлена на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, путем ее установления в размере рыночной стоимости, рассчитанной индивидуально, с учетом специфических характеристик земельного участка.
Проведение государственной кадастровой оценки земель предусматривает в отдельных случаях определение кадастровой стоимости земельных участков путем установления ее в размере рыночной стоимости, определенной индивидуально, что предусмотрено, в части, пункт 2.3 Методических указаний по кадастровой оценке земель населенных пунктом, утвержденных Приказам Министерства экономического развития России от 15.02.2007 N 39.
В своем постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что "пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и что "согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта".
Суды обеих инстанций оценили отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, заключение экспертизы отчета и, с учетом наличия дополнений, внесенных по рекомендации эксперта, наличия согласия ответчика с данными о рыночной стоимости спорного земельного участка, пришли к выводу о правомерности заявленных требований.
Коллегия выводы суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Довод кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку истец воспользовался правом, уточнения кадастровой стоимости земельного участка предусмотренным как земельным законодательством, так и законом об оценочной деятельности в целях определения налоговой базы для исчисления земельного налога.
При таких данных коллегия считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов не имеются.
Аналогичная правовая позиция изложена по делу N А65-9402/2011.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 по делу N А65-10377/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В своем постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что "пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и что "согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта".
...
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Довод кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку истец воспользовался правом, уточнения кадастровой стоимости земельного участка предусмотренным как земельным законодательством, так и законом об оценочной деятельности в целях определения налоговой базы для исчисления земельного налога."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2012 г. N Ф06-3490/12 по делу N А65-10377/2011