г. Самара |
|
07 марта 2012 г. |
Дело N А65-10377/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Тален" - Ларина А.Т., доверенность от 11.01.2012 года N 1/01,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Кабинета Министров Республики Татарстан - не явился, извещен,
от Открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый Центр "Земля" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года по делу N А65-10377/2011 (судья Якупова Л.М.),
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тален", (ОГРН 1031650803436, ИНН 1624008210), Лаишевский район, с. Столбище,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, г.Казань,
третьи лица:
Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань,
Открытое акционерное общество "Республиканский кадастровый Центр "Земля", г. Казань,
о внесении Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Республике Татарстан в государственный земельный кадастр изменений сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21, площадью 18 972 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, с учётом рыночной стоимости, оценённой оценщиком в размере 27 602 250 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тален" (далее по тексту - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик) Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан (далее по тексту - второй ответчик) о признании незаконными действий Управления Росреестра по Республике Татарстан по организации и проведению государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21, результатов государственной кадастровой оценки названного земельного участка, утверждённых постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102 недостоверными, обязании Управления Росреестра РФ по РТ определить кадастровую стоимость земельного участка как равную его рыночной стоимости, то есть 27 602 250 руб. и предоставить указанные изменения на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан, обязании ФБУ "Кадастровая палата" РФ по РТ внести в государственный земельный кадастр соответствующее изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21 с учётом его рыночной стоимости, составляющей 27 602 250 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2011 года заявленные требования удовлетворены частично, в части требования внести Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 18 972 кв., с кадастровым номером 16:24:150305:21, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, с учётом рыночной стоимости, оценённой в размере 29 596 595 руб., производство по делу в отношении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, прекращено, в удовлетворении остальной части иска отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, составляющей 29 596 595 руб., которая определена экспертом в заключении N 10/10/10/10/2.
Не согласившись с выводами суда, Кабинет Министров Республики Татарстан подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно: применил закон, не подлежащий применению, т.к. в пункте 3 ст.66 Земельного кодекса РФ (в старой редакции) не указано, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать рыночную стоимость земельного участка или быть равной рыночной, в данном пункте указано только на процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости.
По мнению подателя жалобы, внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21, площадью 18972 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, земли КЭЧ, повлечет за собой существенное снижение налогооблагаемой базы, что, несомненно, вызовет значительное уменьшение суммы земельного налога; при этом в свою очередь возникнет дефицит местного бюджета в Республике Татарстан.
В судебное заседание представитель Кабинета Министров Республики Татарстан не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Кабинета Министров Республики Татарстан.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Тален" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. 48 АПК РФ с учетом мнения представителя заявителя, удовлетворено ходатайство о замене ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", о чем вынесено протокольное определение.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Тален", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) и открытым акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля" (исполнителем) был заключен государственный контракт от 26.07.2010 года N 3К/2010 (Т.1, л.д.113-115).
По условиям государственного контракта исполнитель обязался выполнить и сдать, а заказчик принять и оплатить работы по теме: "Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан".
Результатом выполненных работ являлся отчёт от 19.11.2010 года об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан, который передан исполнителем заказчику, то есть Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Данный отчёт был проверен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, по результатам проверки составлен акт от 26.11.2010 года.
В акте проверки Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии сделан вывод о том, что отчёт по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102.
После проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:20 площадью 16 972,33 кв.м, составила 103 973 851 руб. 37 коп. Кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 999,68 кв.м с кадастровым номером 16:24:150305:22 определена в размере 11 454 147 руб. 04 коп.
Данные два обособленных земельных участка входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:24:150305:21.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21 общей площадью 18 972 кв.м. (единого землепользования) составила 115 427 998 руб. 41 коп. (103 973 851,37+11 454 147,04), о чём свидетельствует выписка из государственного кадастра недвижимости (Т.1, л.д.76).
Земельный участок с кадастровым номером 16:24:150305:21 принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серии 16-АЕ N 043306 (Т.1, л.д.101).
По заявке истца Межрегиональным центром оценки "Тимерлан" составлен отчёт от 28.04.2011 года N 021 по определению рыночной стоимости земельного участка, указанного выше.
Согласно данным отчёта рыночная стоимость земельного участка определена в размере 27 602 250 руб.
Спорные правоотношения сторон возникли вследствие расхождения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, отраженных в государственном кадастре недвижимости с данными о рыночной стоимости, указанными в отчёте оценщика.
Правовые отношения, связанные с внесением в государственный кадастр земель сведений о кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами земельного законодательства и законодательства об оценочной деятельности.
При этом положения Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым были внесены изменения в закон об оценочной деятельности и в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности, в пункт 3 статьи 66 названного кодекса, не подлежат применению к правоотношениям сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ положения настоящего закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня официального опубликования названного закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Данный федеральный закон опубликован 26.07.2010 года, в связи с чем 60-дневный срок, установленный пунктом 1 статьи 5 названного закона, истёк 26.09.2010 года.
Государственный контракт на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов заключен 26.07.2010 года.
Работы, предусмотренные государственным контрактом, завершились 19.11.2010 года.
Поскольку государственный контракт заключен и работы по определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов не завершены до истечения срока, указанного в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ, положения данного закона к рассматриваемому судом спору не применимы.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей до введения в действия Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ).
Таким образом, положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в прежней редакции также допускали не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения его кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости.
В связи с этим приведённые правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не содержат запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Такой вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11.
Права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При этом, предъявленное к органу государственного кадастрового учёта требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
Из представленной истцом выписки из государственного кадастра недвижимости (Т.1, л.д.76) следует, что кадастровая стоимость земельного участка площадью 18 972 кв.м с кадастровым номером 16:24:150305:21, принадлежащего истцу на праве собственности, определена в размере 115 427 998 руб. 41 коп.
Согласно отчёту от 28.04.2011 года N 021, составленному Межрегиональным центром оценки "Тимерлан" (Т.1, л.д.15-74), рыночная стоимость указанного земельного участка составила 27 602 250 руб.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка суд первой инстанции для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела на основании части 1 статьи 82 АПК РФ назначил судебную экспертизу.
Экспертное заключение N 10/10/10/2 свидетельствует о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:21, площадью 18 972 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, составила 29 596 595 руб.
Данное заключение составлено экспертом Жуковым Андреем Анатольевичем, состоящим в реестре членов РОО и имеющим свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков.
При определении рыночной стоимости земельного участка в заключении эксперт руководствовался Федеральным законом "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 года N 135-ФЗ, стандартами, утверждёнными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N N 254, 255, 256 "Об утверждении стандартов оценки", а также стандартами и правилами оценочной деятельности общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Заключение, составленное по результатам проведения судебной экспертизы, с учётом требований закона об оценочной деятельности, правил и стандартов оценки, экспертом, обладающим специальными познаниями, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, суд правомерно признал надлежащим доказательством по делу, определяющим рыночную стоимость земельного участка.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, составляющей 29 596 595 руб., которая определена экспертом в заключении N 10/10/10/10/2 и правильно указал в решении, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа государственного кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Кабинетом Министров Республики Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года по делу N А65-10377/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей до введения в действия Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ).
Таким образом, положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в прежней редакции также допускали не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения его кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости.
В связи с этим приведённые правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не содержат запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Такой вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11.
...
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка суд первой инстанции для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела на основании части 1 статьи 82 АПК РФ назначил судебную экспертизу.
...
При определении рыночной стоимости земельного участка в заключении эксперт руководствовался Федеральным законом "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 года N 135-ФЗ, стандартами, утверждёнными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N N 254, 255, 256 "Об утверждении стандартов оценки", а также стандартами и правилами оценочной деятельности общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Заключение, составленное по результатам проведения судебной экспертизы, с учётом требований закона об оценочной деятельности, правил и стандартов оценки, экспертом, обладающим специальными познаниями, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, суд правомерно признал надлежащим доказательством по делу, определяющим рыночную стоимость земельного участка."
Номер дела в первой инстанции: А65-10377/2011
Истец: ООО "Тален", Лаишевский район, с. Столбище
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РТ, г. Казань, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по РТ, г. Казань
Третье лицо: Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань, ОАО "РКЦ "Земля"