г. Казань |
|
18 сентября 2012 г. |
Дело N А65-7340/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Корниловой К.Е., по доверенности от 15.02.2012 (б\н),
ответчика - Гарапшина Р.К., по доверенности от 01.06.2012 N 20/14-31,
от прокуратуры РТ - Догадина С.В., служебное удостоверение серия ТО N 119509/1062, дата выдачи 30.06.2011,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савиново", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.07.2012 (председательствующий судья Мазитов А.Н., судьи: Нафиев И.Ф., Гилялов И.Т.)
по делу N А65-7340/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Савиново", г. Казань, к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, о признании недействующими пункта 6 Приложения 1, пункта 6 Приложения 2, пункта 6 Приложения 3 постановления от 21.12.2011 N 5-48/3 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, производимой в режиме комбинированной выработки, для теплосетевых организаций",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Савиново" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее -Комитет) о признании недействующими пунктов 6 приложений 1, 2, 3 постановления от 21.12.2011 N 5-48/3 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, производимой в режиме комбинированной выработки, для теплосетевых организаций".
До принятия решения по существу суд в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество "Таттеплосбыт" (далее - ОАО "Таттеплосбыт").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.07.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Пункты 6 приложений N N 1-3 постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21.12.2011 N 5-48/э "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, производимой в режиме комбинированной выработки, для теплосетевых организаций" признаны соответствующими Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ".
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 АПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, Комитетом принято постановление от 21.12.2011 N 5-48/э "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, производимой в режиме комбинированной выработки, для теплосетевых организаций (далее - постановление).
В пунктах 6. приложений 1, 2, 3, к указанному постановлению установлен тариф для общества на передачу тепловой энергии на 2012 год, который составил: вид теплоносителя - горячая вода, период с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 22205,75 руб./Гкал/час в мес. (пункт 6 приложения 1); вид теплоносителя - горячая вода, период с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 22927,43 руб./Гкал/час в мес. (пункт 6 приложения 2); вид теплоносителя - горячая вода, период с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 22927,43 руб./Гкал/час в мес. (пункт 6 приложения 3).
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования.
Указанные полномочия на территории Республики Татарстан закреплены в пункте 4.1.9 Положения о Госкомитете, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 N 468 "Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам".
Исходя из изложенного, оспариваемое постановление принято Комитетом в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Так как основы ценообразования и правила регулирования в сфере теплоснабжения на момент принятия оспариваемого постановления Правительством Российской Федерации приняты не были, Комитет при расчете и установлении тарифов для общества обоснованно руководствовался Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования и Правила соответственно), а также Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания).
Общество считает, что при расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии Комитетом необоснованно не были учтены выпадающие доходы по итогам регулируемой деятельности в 2010 году, что причиной образования сверхнормативных затрат (расходов) на потери тепловой энергии стала разница между фактически потребленной тепловой энергии и показаниями турбинных приборов учета у потребителей, которая привела к дополнительной оплате заявителем технологических потерь в тепловых сетях.
Общество также указывает, что у потребителей тепловой энергии были установлены лишь турбинные счетчики, учитывающие исключительно объем использованного теплоносителя (горячей воды в м3), а не объем поставленной тепловой энергии (Гкал).
По показаниям турбинных счетчиков фиксировалась лишь часть использованной горячей воды, а не весь поставленный объем тепловой энергии с учетом возвращающейся в бойлер для повторного нагрева. Соответственно, объем поступившей тепловой энергии гораздо больше, чем объем, зафиксированный в соответствии с показаниями счетчиков указанного вида. Таким образом, фактические технологические потери значительно меньше, чем в соответствии с показаниями турбинных счетчиков.
Однако весь объем технологических потерь, в том числе сверхнормативных, был выставлен третьим лицом для оплаты со стороны заявителю.
Таким образом, общество в 2010 году понесло сверхнормативные затраты, связанные с передачей тепловой энергии, не учтенные в составе тарифов в 2010-2011 годах.
Данные затраты привели к образованию выпадающего дохода заявителя, что, в свою очередь привело к образованию убытков за 2010 год.
Указанные доводы общества обоснованно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Порядок учета тепловой энергии установлен Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета), которые согласно пункту 1.1 распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.
Согласно пункту 3.1.1 Правил учета, в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) должны определяться следующие величины: время работы приборов узла учета; полученная тепловая энергия; масса (или объем) полученного теплоносителя по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу; масса (или объем) полученного теплоносителя по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час; среднечасовое и среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В данном случае общество ссылается на то, что надлежащий учет передаваемой ОАО "Таттеплосбыт" по сетям заявителя тепловой энергии, в 2010 году обеспечен не был, установленные у потребителей тепловой энергии турбинные счетчики не определяли полный объем тепловой энергии, полученной ими.
В соответствии с пунктом 61.2 Методических указаний, в составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов.
При отсутствии надлежащего учета тепловой энергии, расчет тарифов органом регулирования производится на основании утвержденных уполномоченным органом нормативов потерь тепловой энергии.
В силу пунктов 6, и п.7 Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 325, рассмотрение и расчет нормативов производится на основании представленных организацией документов.
Таким образом, регулируемая организация в отсутствии учета тепловой энергии, позволяющего определить фактические потери тепловой энергии, вправе обратиться с соответствующим заявлением об утверждении нормативов потерь в Министерство энергетики Российской Федерации.
Однако, общество, несмотря на отсутствие в 2010 году приборов учета, позволяющих определить количество передаваемой тепловой энергии в полном объеме, не обратилось в установленном порядке в уполномоченный орган за утверждением нормативов технологических потерь.
В соответствии с информационным письмом ФСТ России от 31.07.2007 в целях недопущения срыва тарифного регулирования, если на дату представления расчетных материалов для государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на розничном рынке у организаций, тарифы которые регулируются государством, отсутствуют нормативы (технологических потерь электрической (тепловой) энергии), допускается устанавливать тарифы на тепловую (услуги по передаче) энергию с учетом фактических (отчетных технологических) данных, сложившихся в предшествующих периодах регулирования.
При отсутствии утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации нормативов при установлении тарифов на тепловую энергию для общества на 2010 год размер потерь тепловой энергии был принят Комитетом по предложению организации.
Из данных представленных обществом по потерям за 2011 год при надлежащем учете передаваемой тепловой энергии, фактические технологические потери за 2011 год (5 291 Гкал), в 2,5 раза ниже потерь, указанных по итогам 2010 года (11 730 Гкал).
В силу пункта 10 Основ ценообразования, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Следовательно, основанием для включения в тариф выпадающих доходов регулируемой организации является оценка их экономической обоснованности.
Расходы, вызванные ненадлежащим учетом коммунального ресурса, а также расходы, связанные с не реализацией регулируемой организацией своего права на обращение с заявлением об утверждении соответствующих нормативов технологических потерь, указанными нормами Основ ценообразования к экономически обоснованным не отнесены и, следовательно, покрытие их за счет потребителей и включение в расчет тарифов, является не допустимым.
Согласно пункту 61.2 Методических указаний, п.1,3,4 Приложения N 4 к ним, приказа Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105, п. 1.5 Методических указаний по составлению энергетических характеристик для систем транспорта тепловой энергии по показателю "потери сетевой воды", утвержденных Приказом Министерства энергетики от 30.06.2003 N 278, тепловая энергия, используемая для повторного подогрева воды, к технологическим потерям ресурсов не относится, а, следовательно, затраты на их компенсацию при расчете тарифа на передачу тепловой энергии включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации не подлежат.
Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, объем тепловой энергии, необходимой для повторного подогрева воды, должен оплачиваться непосредственно потребителями ОАО "Таттеплосбыт", что подтверждается фактом отсутствия такого рода потерь и соответственно выпадающих доходов у общества при обеспечении учета передаваемой потребителям ОАО "Таттеплосбыт" тепловой энергии в полном объеме в последующих периодах регулирования (2011-2012 г.г.).
В данном случае в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями "недополученный доход" общества не относится к перечню расходов, подлежащих включению в необходимую валовую выручку организации, при расчете тарифа методом экономически обоснованных затрат, а, следовательно, не учитывается в его составе.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создание условий для привлечения инвестиций; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
В рассматриваемом случае требования общества не соответствуют этим принципам и основаны, по сути, на обстоятельствах его взаимоотношений с поставщиком тепловой энергии ОАО "Таттеплосбыт" в 2010 году.
Между обществом и третьим лицом заключен Договор от 26.02.2009. N 2008/Д680/278 об оказании услуг по передаче тепловой энергии (мощности).
Ежемесячно в 2010 году обществом и третьим лицом подписывались акты приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя, приобретенного исполнителем для поставки до абонентов заказчика и балансы отпуска тепловой энергии, в которых фиксировался размер технологических потерь тепловой энергии (горячая вода) в размере, определяемом ОАО "Таттеплосбыт" ("Татэнергосбыт").
Третье лицо также направляло заявителю заявления о зачете взаимных требований, в которых указывало задолженность общества, основанную на установленном в актах приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя, приобретенного исполнителем для поставки до абонентов заказчика и балансах отпуска тепловой энергии, размере тепловых потерь.
В свою очередь общество направляло третьему лицу письма, протоколы разногласий со своим размером технологических потерь тепловой энергии (горячая вода).
Однако, в дальнейшем, заявитель не урегулировал эти разногласия.
В таблице общество привело стоимость тепловых потерь, определенную ОАО "Таттеплосбыт", 6 647 704, 07 рублей, стоимость тепловых потерь, определенную им, 2 281 431, 11 рублей и рассчитало сумму недополученного им в 2010 году дохода в размере 5 782 209, 13 рублей, как разницу между суммой за оплату услуг по передаче тепловой энергии и стоимость тепловых потерь, определенной им.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что такие разногласия общества с третьим лицом по размеру и стоимости тепловых потерь в 2010 году не могут и не должны быть переведены в рамки публично-правовых отношений по формированию устанавливаемых государством тарифов в сфере теплоснабжения.
Такие расходы (убытки, потери, недополученные доходы и.т.д.) общества не могут считаться экономически обоснованными, т.е подлежащими включению в регулируемый тариф.
Вместе с тем, обществом нарушен порядок установления тарифов. Согласно пункту 8 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования, в том числе и материалы по оценке выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В данном случае обществом документы по указываемым им выпадающим доходам, были представлены в Госкомитет лишь 03.06.2011, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.07.2012 по делу N А65-7340/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савиново" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, объем тепловой энергии, необходимой для повторного подогрева воды, должен оплачиваться непосредственно потребителями ОАО "Таттеплосбыт", что подтверждается фактом отсутствия такого рода потерь и соответственно выпадающих доходов у общества при обеспечении учета передаваемой потребителям ОАО "Таттеплосбыт" тепловой энергии в полном объеме в последующих периодах регулирования (2011-2012 г.г.).
...
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создание условий для привлечения инвестиций; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 сентября 2012 г. N Ф06-6117/12 по делу N А65-7340/2012
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18174/12
27.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18174/12
18.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6117/12
06.07.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7340/12