• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2012 г. N Ф06-6615/12 по делу N А06-9069/2011

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Часть 14 статьи 19 и статьи 20 Закона о страховых взносах наделяет органы Пенсионного фонда правом обращения взыскания на имущество плательщика страховых взносов, имеющего недоимку по взносам, неуплаченные пени и штрафы, как при недостаточности денежных средств плательщика на счетах в банковских и кредитных организациях, так и при отсутствии информации о наличии у плательщика таких счетов. Взыскание задолженности производится во внесудебном порядке судебным приставом-исполнителем на основании постановления органа Пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика.

Однако законодатель, наделив органы социального страхования правом внесудебного обращения взыскания на имущество предпринимателя, имеющего недоимку по социальным платежам, при отсутствии информации о наличии счетов предпринимателя в банках и кредитных организациях, не внес изменений в действующий Закон об исполнительном производстве. В результате постановление органа пенсионного фонда об обращении взыскания на имущество организации либо предпринимателя имеет силу исполнительного документа только в случае, когда к нему приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Соответственно, законодатель, наделив органы пенсионного фонда правом обращения взыскания на имущества при отсутствии информации об имеющихся счетах плательщица взносов, не установил соответствующий механизм реализации данного права в исполнительном производстве.

Данную коллизию Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральная служба судебных приставов пытались исправить путем принятия соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов, текст которого изложен в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2011 N КА-30-24/850. Стороны согласились, что "при направлении постановлений территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке".

...

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия арбитражным судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, закону или иному нормативному правовому акту.

В данном случае судебный пристав-исполнитель, отказывая в возбуждении исполнительного производства по предусмотренным правилам пункта 5 части 1 статьи 12, пункта 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве, действовал в соответствии с законом, регулирующим порядок исполнительного производства. Положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ порядок исполнительного производства не регулируют. Судебный пристав-исполнитель не может отвечать за недостатки действующих законов.

...

Нарушение судебным приставом-исполнителем требований межведомственного документа не является основанием для признания арбитражным судом недействительным постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с Законом об исполнительном производстве."