г. Казань |
|
20 ноября 2012 г. |
Дело N А55-5518/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
ответчика - Ким Л.В. (доверенность от 05.07.2012 N 743),
третьего лица - Логиновой Е.Н. (доверенность от 19.11.2012 N 6013),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Чернявского Александра Николаевича, г. Самара, и администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2012 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Александров А.И.)
по делу N А55-5518/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Кондратьева Александра Владимировича (ИНН 636400260899 ОГРНИП 304637532200021), п. Кобзевка, Самарская область, к администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области (ИНН 6364000569), с. Большая Глушица, Самарская область, с участием третьих лиц: Чернявского Александра Николаевича, г. Самара, Морозова Андрея Васильевича, с. Большая Глушица, Самарская область, о признании незаконными бездействий администрации,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Кондратьев Александр Владимирович (далее - заявитель, глава КФХ Кондратьев А.В., предприниматель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области (далее - ответчик, администрация), с учетом изменения предмета требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном непредоставлении крестьянскому фермерскому хозяйству Кондратьева А.В. земельного участка с кадастровым номером 63:14:1201002:9 площадью 624 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 95 м севернее границы поселка Кобзевка, и земельного участка с кадастровым номером 63:14:1201001:104 площадью 40 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 1640 м севернее границы поселка Кобзевка, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил: признать незаконными действия администрации по организации и проведению аукциона по продаже прав аренды указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения; применить последствия в виде аннулирования результатов аукциона по продаже права аренды этих земельных участков; признать заключенные по результатам аукциона договоры аренды незаконными; отменить государственную регистрацию ограничения (обременения) права арендой земельного участка с кадастровым номером 63:14:1201002:9; обязать заключить с заявителем договоры аренды указанных земельных участков.
Решением суда первой инстанции от 03.07.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012, требования заявителя удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области, выразившееся в длительном непредставлении крестьянскому фермерскому хозяйству земельных участков (кадастровый номер 63:14:1201002:9, площадью 624 000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 95 м севернее границы поселка Кобзевка; кадастровый номер 63:14:1201001:104, площадью 40 000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 1640 м севернее границы поселка Кобзевка).
Признаны незаконными: действия администрации по организации и проведению 12.10.2011 года аукциона по продаже прав аренды указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения; результаты аукциона по продаже права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 12.10.2011 (кадастровый номер 63:14:1201002:9, площадью 624 000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 95 м севернее границы поселка Кобзевка; кадастровый номер 63:14:1201001:104, площадью 40 000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 1640 м севернее границы поселка Кобзевка); заключенные по результатам аукциона договоры аренды от 18.11.2011 на земельные участки с кадастровыми номерами 63:14:1201002:9 и 63:14:1201001:104 с Чернявским Александром Николаевичем.
Суд обязал администрацию муниципального района Большеглушицкий Самарской области по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предоставлении заявителю в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 63:14:1201002:9, площадью 624 000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 95 м севернее границы поселка Кобзевка; кадастровый номер 63:14:1201001:104, площадью 40 000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 1640 м севернее границы поселка Кобзевка).
В удовлетворении требований об отмене государственной регистрации ограничения (обременения) права арендой земельных участков отказано.
В кассационных жалобах администрация муниципального района Большеглушицкий Самарской области и Чернявский А.Н. просят решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 отменить, как несоответствующее нормам материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Большеглушицкого района Самарской области от 31.01.2001 N 39 зарегистрировано крестьянское фермерское хозяйство "Сайрус" садоводческого направления, главой которого утвержден Кондратьев А.В. (т. 1 л.д. 19).
Между администрацией и главой КФХ Кондратьевым А.В. 18.11.2008, 01.01.2009 и 04.12.2009 были подписаны договоры аренды сроком на 11 месяцев земельного участка площадью 62,4 га, расположенного по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, северная границы поселка Кобзевка, предназначенного для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 103-110).
18 ноября 2008 года между теми же сторонами был подписан договор аренды сроком на 11 месяцев земельного участка площадью 4,80 га, расположенного по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, северная границы поселка Кобзевка, предназначенного для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 100-102).
На основании вышеуказанных договоров аренды заявитель пользовался вышеуказанными земельными участками.
23 января 2009 года заявитель обратился к ответчику с заявлением о заключении с ним нового договора аренды земельного участка площадью 4,8 га. расположенного по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, северная граница поселка Кобзевка (т. 1 л.д. 131).
В ответ на указанное обращение администрация письмом от 20.02.2009 N 431 сообщила заявителю о том, что указанный вопрос о предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка будет решен в соответствии с требованиями действующего законодательства после предоставления им кадастрового паспорта земельного участка (т. 1 л.д. 130)
26 февраля 2009 года глава КФХ Кондратьев А.В. обратился к главе муниципального района Большеглушицкий Самарской области с заявлением о предоставлении ему в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного производства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 4,8 га, расположенного по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, северная граница поселка Кобзевка, и просил в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации выдать ему схему расположения земельного участка (т. 1 л.д. 126).
В ответ на указанное обращение администрация письмом от 20.03.2009 N 646 сообщила заявителю о том, что в настоящее время ведутся работы по формированию границ испрашиваемого земельного участка. Схема расположения земельного участка для выполнения в отношении него кадастровых работ будет выдана после опубликования информации о предоставлении испрашиваемого земельного участка в газете "Степные известия" в случае отсутствия иных заявлений (т. 1 л.д. 125).
12 октября 2010 года предприниматель обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду фактически используемых им земельных участков площадью 4.8 га и 62,4 га.
08 ноября 2010 года в адрес главы муниципального района Большеглушицкий о предоставлении ему в аренду земельных участков площадью 48 000 кв. м и 620 000 кв. м северо-восточнее границ пос. Кобзевка для сельскохозяйственного использования обратился также Чернявский А.Н.
Администрация письмом от 10.11.2010 N 3103 сообщила заявителю о наличии двух заявлений о предоставлении земельных участков площадью 62,4 га и 4,8 га от разных лиц, в настоящее время администрацией района проводятся работы по формированию указанных земельных участков для продажи на аукционе права аренды (т. 1 л.д. 127).
28 октября 2010 года глава КФХ Кондратьев А.В. вновь обратился с заявлением от 27.10.2010 к администрации о предоставлении ему в аренду фактически используемых им земельных участков площадью 62,4 га и 4,8 га, расположенных по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, северная граница поселка Кобзевка (т. 1 л.д. 98-99).
В ответ на указанное обращение заявителя администрация письмом от 27.01.2011 N 389 указала, что, действительно, с заявителем 18.11.2008 были заключены договоры аренды земельных участков площадью 62,4 га и 4,8 га, расположенных по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, северная граница поселка Кобзевка, без соблюдения процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности. В настоящее время администрацией района проводятся работы по формированию указанных земельных участков для продажи на аукционе права аренды (т. 1 л.д. 95-97).
Постановлениями администрации от 06.04.2011 N 366 и N 367 утверждены прилагаемые схемы расположения на кадастровой карте земельного участка с площадью 48 000 кв. м с присвоением адреса: Самарская область, Большеглушицкий район, 1640 метров севернее границы поселка Кобзевка, и земельного участка площадью 624 000 кв. м с присвоением адреса: Самарская область, Большеглушицкий район, 95 метров севернее границы поселка Кобзевка (т. 1 л.д. 75-78).
Указанные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет 11.08.2011 с присвоением земельному участку площадью 40 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 1640 метров севернее границы поселка Кобзевка, кадастрового номера 63:14:1201001:104 (т. 1 л.д. 37-38); земельному участку площадью 624 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 95 метров севернее границы поселка Кобзевка, с присвоением ему кадастрового номера 63:14:1201002:9 (т. 1 л.д. 61-62).
Постановлением администрации от 08.09.2011 N 1036 определено провести аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: площадью 624 000 кв. м с кадастровым номером 63:14:1201002:9, по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 95 метров севернее границы поселка Кобзевка, предназначенного для сельскохозяйственного производства; площадью 40 000 кв. м с кадастровым номером 63:14:1201001:104, по адресу: Самарская область, Большеглушицкий район, 1640 метров севернее границы поселка Кобзевка, предназначенного для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 74).
10 сентября 2011 года в газете "Волжская коммуна" N 336 опубликовано информационное сообщение о проведении ответчиком аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровым номером 63:14:1201001:104, площадью 40 000 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 63:14:1201002:9 площадью 624 000 кв. м (т. 1 л.д. 70).
12 октября 2011 года по результатам проведенного аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды вышеуказанных земельных участков победителем торгов был признан Чернявский А.Н. (т. 1 л.д. 64-67).
На основании протокола о результатах аукциона от 12.10.2011 между администрацией и Чернявским А.Н. 13.10.2011 заключены договоры аренды земельного участка с кадастровым номером 63:14:1201001:104, площадью 40 000 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 63:14:1201002:9 площадью 624 000 кв. м (т.1 л.д.55-58, 59-63). Обременения в указанных договорах отсутствуют.
Договоры аренды зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.10.2011.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационных жалоб и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в собственность или аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность или аренду, такие земельные участки предоставляются в собственность или аренду на торгах (статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Между тем предусмотрен и упрощенный порядок передачи земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
В части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. На территории Российской Федерации таким законом для граждан, изъявивших желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (пункт 1 статьи 81 ЗК РФ), который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств. Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве). Они введены законодателем с целью обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Согласно статье 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, Законом о фермерском хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Закона о фермерском хозяйстве. В силу указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в собственность или аренду.
Суд установив, что глава КФХ Кондратьев А.В. обратился с заявлением в администрацию о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, правомерно пришел к выводу, что КФХ Кондратьеву А.В. предоставлено такое право на основании порядка, установленного специальным Законом о фермерском хозяйстве, поэтому признал бездействие администрации в длительном не предоставлении земельного участка КФХ Кондратьеву А.В. и действия администрации по организации и проведению аукциона по продаже прав аренды незаконными. При этом суд установил, что на момент обращения главы хозяйства в феврале 2009 года с заявлениями о предоставлении участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и выдачи схемы расположения земельного участка, аналогичные заявления от иных заинтересованных лиц в указанный орган не поступали. Восстанавливая нарушенное право, суд признал незаконными заключенные по результатам аукциона договоры аренды, обязав администрацию предоставить в аренду КФХ Кондратьеву А.В. спорные земельные участки.
Выводы суда коллегия находит нормативно обоснованными, соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам настоящего дела, правомерным удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 по делу N А55-5518/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. На территории Российской Федерации таким законом для граждан, изъявивших желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (пункт 1 статьи 81 ЗК РФ), который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств. Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве). Они введены законодателем с целью обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Согласно статье 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, Законом о фермерском хозяйстве."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 ноября 2012 г. N Ф06-8464/12 по делу N А55-5518/2012
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-5518/12
13.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18375/12
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18375/12
15.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18375/12
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18375/12
20.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8464/12
05.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9873/12
03.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5518/12