г. Казань |
|
11 декабря 2012 г. |
Дело N А55-11844/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу совместного Российско-Германского предприятия закрытое акционерное общество "АЛЬКОР"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2011 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-11844/2011
по заявлению совместного Российско-Германского предприятия закрытое акционерное общество "АЛЬКОР" (ОГРН 1036303277560), Самарская область, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара, Правительству Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, с участием третьих лиц: Федерального государственного унитарного предприятия Федеральный кадастровый центр "Земля", Вэрнэр Гриебш,
УСТАНОВИЛ:
совместное Российско-Германское предприятие закрытое акционерное общество "АЛЬКОР" (далее - заявитель, СП ЗАО "АЛЬКОР") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, Правительству Самарской области о признании незаконными действий по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Выселки, ул. Дорожная, 2-а, с кадастровым номером 63:32:1203001:0001 и кадастровой стоимостью 8 983 548 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены к участию в деле Федеральное государственное унитарное предприятие Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП Федеральный кадастровый центр "Земля") и Вэрнэр Гриебш.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе СП ЗАО "АЛЬКОР" просит решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, заявленные требования удовлетворить,
СП ЗАО "АЛЬКОР" до рассмотрения кассационной жалобы по существу заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью присутствия своего представителя и третьего лица - Вэрнэр Гриебш.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель является организацией с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном капитале которой составляет более 90 процентов.
Заявитель владеет на праве постоянного пользования земельным участком площадью 15 300 кв. м, с кадастровым номером 63:32:1203001:0001, расположенным по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Выселки, ул. Дорожная, 2-а, с видом разрешенного использования "под производственную базу", что подтверждается свидетельством на право собственности на землю Серия РФ-VII САМ 320000 N 130401.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Данным постановлением кадастровая стоимость указанного выше земельного участка установлена в размере 8 983 548 руб. На основании указанного постановления данная кадастровая стоимость была внесена регистрирующим органом в государственный кадастр недвижимости.
СП ЗАО "АЛЬКОР" считает, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка не был учтен статус заявителя, как организации с иностранными инвестициями, и что кадастровая стоимость для этого земельного участка должна быть установлена в размере 461 448 руб., т.е. в размере, существовавшем до издания постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473. По мнению заявителя, внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка противоречит статье 9 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - закон N 160-ФЗ) поскольку увеличивает совокупную налоговую нагрузку.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 закона N 160-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Положения абзаца первого настоящего пункта распространяются на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляют свыше 25 процентов, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации.
В силу пункта 2 статьи 9 закона N 160-ФЗ стабильность для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в пункте 1 настоящей статьи, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, согласно статье 2 закона N 160-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) под совокупной налоговой нагрузкой понимается расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.
В настоящее время совокупной налоговой нагрузкой является расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта (статья 2 закона N 160-ФЗ).
Обратившись в суд с настоящими требованиями, заявитель указывает на тот факт, что в результате совершения оспариваемых действий заявитель вынужден будет уплачивать земельный налог за спорный земельный участок в размере большем, чем до издания постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Однако в силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам, а не к федеральным. Следовательно, положения статьи 9 закона N 160-ФЗ не распространяются на отношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога.
Кроме того, как правильно указали суды, закон N 160-ФЗ не касается вопросов проведения кадастровой оценки земельных участков. Данный закон не содержит каких-либо ограничений по проведению кадастровой оценки земель, находящихся в пользовании организаций с иностранными инвестициями.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила) были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с пунктами 2 и 3 данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет.
При этом пунктом 4 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории (пункт 8 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров (пункт 9 Правил).
Таким образом, земельное законодательство не ставит обязанность проведения государственной кадастровой оценки земель в зависимость от статуса собственника земельного участка (землепользователя), в частности, от наличия статуса организации с иностранными инвестициями.
В силу пункта 9 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. В соответствии с Приложением N 1 к данному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:32:1203001:0001 составляет 8 983 548 руб.
Формирование сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:32:1203001:0001 произведено регистрирующим органом исходя из размера, установленного постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Таким образом, регистрирующий орган в соответствии с требованиями действующего законодательства правомерно внес в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не представил доказательств того, что постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 ограничило или ухудшило его права, поскольку данным нормативным актом утверждены результаты государственной кадастровой оценки всех земельных участков, расположенных на территории Самарской области. При этом каких-либо исключений для отдельных земельных участков данным нормативным актом не установлено.
Необоснованной является и ссылка заявителя на Договор между СССР и Федеративной Республикой Германии о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений, подписанный в г. Бонне 13.06.1989, поскольку каких-либо дискриминационных мер в отношении заявителя предпринято не было. Согласно Протоколу к данному Договору от 13.06.1989 в качестве "дискриминационных мер" в смысле пункта 4 статьи 3 следует рассматривать, в частности, необоснованные ограничения в приобретении сырья и вспомогательных материалов, энергии и топлива, всех видов средств производства и оборотных средств, препятствия сбыту продукции, использованию кредитов, а также ограничения в работе персонала и прочие меры с аналогичными последствиями. Установление кадастровой стоимости земельного участка не относится к таким дискриминационным мерам, поскольку кадастровая оценка проведена в отношении всех земельных участков, а не только в отношении земельного участка, находящегося в пользовании у заявителя.
Более того, судебными актами по делу N А55-15030/2010 установлена обязанность заявителя уплачивать земельный налог, и отсутствие каких-либо льгот по его уплате.
Требуя признать незаконными действия регистрирующего органа о внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, заявитель не указал, в чем выражается недостоверность этих сведений.
Как правильно указал суд первой инстанции, кадастровая оценка спорного земельного участка произведена исходя из вида разрешенного использования "под производственную базу". Правомерность применения данного вида разрешенного использования заявителем не оспаривается. Вопрос о несоответствии внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:32:1203001:0001 его рыночной стоимости заявителем также не ставится.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом первой инстанции обоснованно отклонено ходатайство о восстановлении срока, поскольку заявителем не представлены доказательства того, что при всей степени заботливости и осмотрительности он предпринял в разумный срок все действия по защите своих прав и законных интересов. Как правильно указал суд первой инстанции, с момента прекращения производства по делу N А55-1066/2011 до момента обращения в суд с настоящими требованиями прошло два месяца.
Иных доказательств уважительности причин пропуска срока в материалы дела при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций не представлено.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки указанных выводов судов обеих инстанций.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Следует отметить, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Следовательно, заявитель вправе в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган за установлением кадастровой стоимости спорного земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по делу N А55-11844/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Следует отметить, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2012 г. N Ф06-8894/12 по делу N А55-11844/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8894/12
11.09.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6384/12
17.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-346/12
20.12.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13954/11
10.10.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11844/11