г. Казань |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А55-3010/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
ответчика - Яхонтовой-Ханчиной Л.В. (доверенность от 20.09.2012 N 436),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2012 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Кувшинов В.Е)
по делу N А55-3010/2012
по заявлению администрации муниципального района Хворостянский Самарской области (ИНН 6384003021, ОГРН 1026303886938) к Министерству управления финансами Самарской области (ОГРН 1026300972444) о признании недействительным приказа от 26.12.2011 N 01-21/179, с участием заинтересованных лиц: Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (ИНН 6315800890), Управления Федерального казначейства по Самарской области (ОГРН 1026301174602, ИНН 6318026006),
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района Хворостянский Самарской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 N 01-21/179 "О взыскании из бюджета муниципального района Хворостянский Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2012 приказ Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 N 01-21/179 "О взыскании из бюджета муниципального района Хворостянский Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств" в размере 1 060 200 руб. признан недействительным. На Министерство управления финансами Самарской области возложена обязанность по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-3010/2012 в месячный срок устранить допущенные нарушения прав администрации в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить полностью, не передавая дело на новое рассмотрении.
Министерство управления финансами Самарской области, в своей кассационной жалобе, просит решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В соответствии со статьей 153N Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 15.06.2010 N 73 "О проведении министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области плановой проверки в администрации муниципального района Хворостянский Самарской области" в отношении администрации проведена проверка использования средств, направленных в 2009-2010 годах на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
В ходе проверки установлены нецелевые выплаты средств областного бюджета в рамках статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) Подледнову Николаю Кирилловичу в размере 1 060 200 руб.
По результатам проверки Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области составлен акт от 30.11.2011. В данном акте указано, что в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" Подледнову Николаю Кирилловичу, не принимавшему участия в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, предоставлена социальная выплата, что повлекло нецелевое использование средств областного бюджета, поступивших из Федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, в размере 1 060 200 руб.
Приказом Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 N 01-21/179 Управлению Федерального казначейства по Самарской области приказано взыскать из бюджета муниципального района и перечислить в доход областного бюджета неиспользованные остатки целевых средств в размере 1 060 200 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения администрация в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, руководствуясь Законом о ветеранах, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", признали недействительным оспариваемый приказ Министерства управления финансами Самарской области. Суды пришли к выводу, что Подледнов Николай Кириллович правомерно поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, основания для снятия его с данного учета отсутствовали, указанный гражданин относится к категориям лиц, имеющим право на получение мер социальной поддержки в виде субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья и, что оспариваемый приказ нарушает права и интересы заявителя, поскольку денежные средства в бесспорном порядке взыскивается из бюджета заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что удовлетворяя заявленные требования суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Закону о ветеранах.
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. Закона о ветеранах.
Судами обеих инстанций при рассмотрении данного спора правомерно приняты во внимание, обстоятельства, установленные решением суда Приволжского района Самарской области от 25.01.2012.
Так, решением суда Приволжского района Самарской области от 25.01.2012 установлено, что Подледнов Николай Кириллович проходил службу в действующей армии, принимал участие в боевых действиях Украины с марта 1951 года по март 1954 года, что подтверждено копией военного билета, справкой Центрального архива внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, решением суда Приволжского района Самарской области от 25.01.2012 установлено, что Подледнов Николай Кириллович являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Решением комиссии по жилищным вопросам администрации от 31.08.2009 N 771 Подледнов Николай Кириллович был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В рассматриваемом случае установлено и материалами дела подтверждается, что вышеуказанный гражданин являются ветераном Великой Отечественной войны и нуждаются в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление им субсидий на улучшение жилищных условий соответствует целям и задачам Закона о ветеранах и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод, что у Министерства управления финансами Самарской области отсутствуют основания для взыскания из бюджета муниципального района в доход областного бюджета неиспользованных остатков денежных средств, поскольку администрация не допустила нецелевого использования денежных средств.
Оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, так как необоснованно лишает бюджет заявителя значительной суммы.
Данные обстоятельства в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для признания оспариваемого приказа недействительным.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 по делу N А55-3010/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обеих инстанций при рассмотрении данного спора правомерно приняты во внимание, обстоятельства, установленные решением суда Приволжского района Самарской области от 25.01.2012.
Так, решением суда Приволжского района Самарской области от 25.01.2012 установлено, что Подледнов Николай Кириллович проходил службу в действующей армии, принимал участие в боевых действиях Украины с марта 1951 года по март 1954 года, что подтверждено копией военного билета, справкой Центрального архива внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, решением суда Приволжского района Самарской области от 25.01.2012 установлено, что Подледнов Николай Кириллович являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Решением комиссии по жилищным вопросам администрации от 31.08.2009 N 771 Подледнов Николай Кириллович был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В рассматриваемом случае установлено и материалами дела подтверждается, что вышеуказанный гражданин являются ветераном Великой Отечественной войны и нуждаются в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление им субсидий на улучшение жилищных условий соответствует целям и задачам Закона о ветеранах и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 декабря 2012 г. N Ф06-9694/12 по делу N А55-3010/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15881/12
26.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9694/12
04.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12671/12
19.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11116/12
19.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12671/12
14.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5896/12
28.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5131/12
15.03.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-3010/12