г. Казань |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А06-3839/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Лычагина Е.С. по доверенности от 29.12.2012,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.12.2012 (судья Подосинников Ю.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Александрова Л.Б., Жевак И.И.)
по делу N А06-3839/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань (ИНН 3017041554, ОГРН 105300000004) к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Астраханской области, г. Астрахань (ИНН 3015011410, ОГРН 1023000863390), с участием третьего лица: открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт", г. Москва (ИНН 7704731218, ОГРН 1097746448315) о признании незаконными постановлений от 27.05.2011 N 05-А-03-11, N 15-А-03-11 и от 27.05.2011 N16-А-03-11, N 17-А-03-11 о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, Управление) о признании незаконными и отмене постановлений N 05-А-03-11, N 15-А-03-11 от 27.05.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафов по 727 652,27 рубля, а также постановлений N 16-А-03-11 и N 17-А-03-11 от 27.05.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафов по 1 182 068,41 рублей.
Указанные заявления были приняты к производству и возбуждены дела N А06-3839/2011, N А06-3840/2011, N А06-3841/2011, N А06-3842/2011.
Определениями Арбитражного суда Астраханской области от 10.02.2011 и 14.02.2012 дела N А06-3839/2011 и N А06-3840/2011 были объединены в одно производство с присвоением номера N А06-3839/2011, дела N А06-3841/2011 и N А06-3842/2011 были объединены в одно производство с присвоением номера N А06-3841/2011.
Решениями Арбитражного суда Астраханской области от 10.02.2012 и от 21.02.2012, оставленными без изменения Постановлениями Двенадцатого арбитражного суда от 09.04.2012 (по делу N А06-3839/2011) и от 13.04.20012 (по делу N А06-3841/2011) заявления ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" удовлетворены частично.
Постановлениями Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.08.2012 и от 15.08.2012 решения Арбитражного суда Астраханской области от 10.02.2012 (по делу N А06-3839/2011) и от 21.02.2012 по (делу N А06-3841/2011) и Постановления Двенадцатого арбитражного суда от 09.04.2012 (по делу N А06-3839/2011) и от 13.04.2012 (по делу N А06-3841/2011) отмены, дела направлены на новое рассмотрение.
После отмены судебных актов дела N А06-3839/2011 и N А06-3841/2011 объединены в одно производство с присвоением номера N А06-3839/2011.
Решением от 07.12.2012 Арбитражного суда Астраханской области, оставленным без изменения Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Постановления Управления от 27.05.2011 N 15-А-03-11 и от 27.05.2011 N 17-А-03-11 о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ признаны незаконными и отменены.
В удовлетворении требований ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" об отмене постановлений Управления от 27.05.2011 N 05-А-03-11 и N 16-А-03-11 отказано.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании незаконными постановлений Управления от 27.05.2011 N 05-А-03-11 и N 16-А-03-11.
Антимонопольный орган и ОАО "Оборонэнергосбыт" в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 и 284 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Управления от 16.12.2010 по делу N 25-К-03-10 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" антимонопольного законодательства выразилось в совершении обществом 23.07.2010 на основании заявок от 22.07.2010 N 188, N 189 и 06.09.2010 на основании заявок N 224, N 225 действий по прекращению поставки электрической энергии на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Астраханской области.
Антимонопольным органом 11.03.2011 составлены протоколы об административном правонарушении N 05-А-03-11, N 15-А-03-11, N 16-А-03-11 и N 17-А-03-11 по признакам наличия в действиях ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" четырех составов административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
Антимонопольный орган, полагая, что вышеуказанными действиями Общество совершило четыре самостоятельных административных правонарушения, вынес постановления от 27.05.2011 N 05-А-03-11, N 15-А-03-11 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ, каждым из которых назначено административное наказание в виде штрафа в размере 727 652,27 рубля и постановления от 27.05.2011 N 16-А-03-11 и N 17-А-03-11 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ, каждым из которых назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 182 068,41 рублей.
Заявитель не согласился с вынесенными в отношении него постановлениями и, ссылаясь на то, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" незаконно привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ за одно и то же административное правонарушение, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с указанными требованиями.
Суды предыдущих инстанций, частично удовлетворяя заявленные требования при новом рассмотрении дела, исходили следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.
Как установлено судами, антимонопольный орган пришел к выводу, что общество 23.07.2010 допустило два нарушения законодательства о защите конкуренции на территории Астраханской области: прекращение поставки электрической энергии ОАО "Оборонэнергосбыт" на основании заявок от 22.07.2010 N 188 и N 189 и 06.09.2010 допустило еще два нарушения законодательства о защите конкуренции на территории Астраханской области: прекращение поставки электрической энергии ОАО "Оборонэнергосбыт" на основании заявок от 06.09.2010 N 224 и N 225.
Суды предыдущих инстанций с данными выводами антимонопольного органа не согласились и, учитывая положения вышеуказанных норм КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу, что нарушения законодательства ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившиеся в прекращении поставки электрической энергии одному контрагенту по одному договору N 800 от 01.01.2010 (ОАО "Оборонэнергосбыт"), совершенные 23.07.2010 и 06.09.2010 на территории Астраханской области, выявленные антимонопольным органом в ходе одной проверки, по сути, образуют два события и состав вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
При этом суды верно отметили, что наличие четырех заявок ОАО "Астраханская энергосбытовая компании" от 22.07.2010 N 188, N 189 и от 06.09.2010 N 224 и N 225 не образует четырех самостоятельных составов административного правонарушения.
Таким образом, привлечение общества к ответственности за административное правонарушение, совершенное 23.07.2010, не исключает возможности его привлечения к той же административной ответственности за административное правонарушение, совершенное 06.09.2010, поскольку, как следует из материалов дела, по первому нарушению поставка электроэнергии была возобновлена 04.08.2010, а по второму - 20.09.2010.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерными выводы судов о том, что в постановлениях N 05-А-03-11 и N 15-А-03-11 и постановлениях N 16-А-03-11 и N 17-А-03-11 имеется по одному событию административного правонарушения, в связи с чем административным органом необходимо было применить положения пункта 7 части 1 статьи 24.5 и части 5 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить по одному административному наказанию.
Довод заявителя о том, что совершенное правонарушение должно расцениваться как одно и общество должно быть однократно привлечено к ответственности с вынесением одного постановления, судом апелляционной инстанции обоснованно был отклонен.
Отклоняя данный довод, суд обоснованно учел, что первое правонарушение совершено Обществом 23.07.2010 путем необоснованного прекращения поставки электроэнергии ОАО "Оборонэнергосбыт". Поставка электроэнергии, прекращенная 23.07.2010, была полностью возобновлена 04.08.2010. Второе правонарушение было совершено также путем необоснованного прекращения поставки электроэнергии ОАО "Оборонэнергосбыт", 06.09.2010 и на основании других заявок на введение ограничения режима потребления электроэнергии, направленных Обществом сетевой организации. Поставка электроэнергии, прекращенная 06.09.2010, была полностью возобновлена 20.09.2010.
Обоснованно был отклонен судом апелляционной инстанции также довод заявителя о неправильном определении антимонопольным органом размера штрафов в связи с неправильным определением границ товарного рынка, на котором совершено правонарушение.
Суд апелляционной инстанции указал, что правильность определения Управлением границ рынка как "реализация электроэнергии абонентам ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Астраханской области подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А06-1441/2011. Рынок в данных границах не существовал в 2009 году, ввиду того, что ОАО "Оборонэнергосбыт" и ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" заключили договор энергоснабжения лишь в 2010 году. До 01.01.2010 данные хозяйственные субъекты в договорных отношениях не состояли; поставка электроэнергии заявителем ОАО "Оборонэнергосбыт" не осуществлялась.
Административный штраф исчислен антимонопольным органом в соответствии с требованиями КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере санкции вмененной статьи с учетом всех обстоятельств совершения правонарушения.
При таких обстоятельствах постановления антимонопольного органа от 27.05.2011 N 15-А-03-11 и от 27.05.2011 N17-А-03-11 о привлечении Открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ были обоснованно признаны незаконными и отменены, а в удовлетворении требований ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" об отмене постановлений антимонопольного органа от 27.05.2011 N 05-А-03-11 и N 16-А-03-11 обоснованно отказано.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе общества были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных и оцененных судами, что в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Таким образом, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, судебная коллегия кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 по делу N А06-3839/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды предыдущих инстанций с данными выводами антимонопольного органа не согласились и, учитывая положения вышеуказанных норм КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу, что нарушения законодательства ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившиеся в прекращении поставки электрической энергии одному контрагенту по одному договору N 800 от 01.01.2010 (ОАО "Оборонэнергосбыт"), совершенные 23.07.2010 и 06.09.2010 на территории Астраханской области, выявленные антимонопольным органом в ходе одной проверки, по сути, образуют два события и состав вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
При этом суды верно отметили, что наличие четырех заявок ОАО "Астраханская энергосбытовая компании" от 22.07.2010 N 188, N 189 и от 06.09.2010 N 224 и N 225 не образует четырех самостоятельных составов административного правонарушения.
Таким образом, привлечение общества к ответственности за административное правонарушение, совершенное 23.07.2010, не исключает возможности его привлечения к той же административной ответственности за административное правонарушение, совершенное 06.09.2010, поскольку, как следует из материалов дела, по первому нарушению поставка электроэнергии была возобновлена 04.08.2010, а по второму - 20.09.2010.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерными выводы судов о том, что в постановлениях N 05-А-03-11 и N 15-А-03-11 и постановлениях N 16-А-03-11 и N 17-А-03-11 имеется по одному событию административного правонарушения, в связи с чем административным органом необходимо было применить положения пункта 7 части 1 статьи 24.5 и части 5 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить по одному административному наказанию.
...
Административный штраф исчислен антимонопольным органом в соответствии с требованиями КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере санкции вмененной статьи с учетом всех обстоятельств совершения правонарушения.
При таких обстоятельствах постановления антимонопольного органа от 27.05.2011 N 15-А-03-11 и от 27.05.2011 N17-А-03-11 о привлечении Открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ были обоснованно признаны незаконными и отменены, а в удовлетворении требований ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" об отмене постановлений антимонопольного органа от 27.05.2011 N 05-А-03-11 и N 16-А-03-11 обоснованно отказано."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 июля 2013 г. N Ф06-5216/13 по делу N А06-3839/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5216/13
19.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1426/13
07.12.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3839/11
15.10.2012 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3839/11
12.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13271/12
27.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13271/12
15.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5743/12
25.06.2012 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3839/11
09.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2330/12
10.02.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3839/11