г. Казань |
|
06 августа 2013 г. |
Дело N А06-3093/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи судьи Закировой И.Ш.,
судей Петрова А.Л., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
от Министерства здравоохранения Астраханской области к администрации города Астрахани - Галичкина О.А. доверенность от 09.10.2012
от Правительства Астраханской области - Донцова М.Г. доверенность от 14.01.2013
от муниципального бюджетного учреждения "Автобаза администрации города Астрахани" - Татаурова В.В. доверенность от 27.11.2012
в отсутствие:
администрация города Астрахани, Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, Управление муниципального имущества администрации города Астрахани - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Астраханской области и Министерства здравоохранения Астраханской области на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013
по делу N А06-3093/2012 по заявлению Министерства здравоохранения Астраханской области к администрации города Астрахани о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Астрахань" и восстановлении нарушенного права путем совершения действий по передаче из собственности муниципального образования "Город Астрахань" в государственную собственность Астраханской области транспортных средств, находившихся в муниципальном учреждении здравоохранения "Автобаза комитета здравоохранения администрации города Астрахани" в 2011 году.
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Астраханской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Астрахань" по разрешению вопроса о передаче автотранспортных средств, используемых органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящихся в муниципальной собственности, в государственную собственность Астраханской области, и обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" в течение месяца после вступления решения суда в законную силу составить и передать на рассмотрение Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" перечень автотранспортных средств, подлежащих передаче в государственную собственность Астраханской области в силу требований статьи 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 года N 323-ФЗ.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2012 заявление Министерства здравоохранения Астраханской области удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах Правительство Астраханской области и Министерство здравоохранения Астраханской области просят отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Государственной Думой муниципального образования "Город Астрахань" по предложению администрации муниципального образования "Город Астрахань" 28.12. 2011 принято решение N 270 "Об утверждении перечня муниципальных учреждений здравоохранения и земельных участков, предлагаемых к передаче из собственности муниципального образования "Город Астрахань" в государственную собственность Астраханской области".
Как указывают заявители жалобы, данным распоряжением в государственную собственность Астраханской области были переданы муниципальные учреждения здравоохранения, а также земельные участки под объектами недвижимости. Между тем, транспортные средства из муниципальной собственности муниципального образования "Город Астрахань" в государственную собственность Астраханской области, как комплекс имущества, не переданы.
По мнению заявителя, бездействие администрации муниципального образования "Город Астрахань" по разрешению вопроса о передаче автотранспортных средств, используемых органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящихся в муниципальной собственности, в государственную собственность Астраханской области нарушает права и законные интересы, в связи с чем, Министерство здравоохранения Астраханской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из положений статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", посчитав, что бездействие администрации нарушает права заявителя на распоряжение подлежащими передаче транспортными средствами, а также на осуществление государственных полномочий по организации и оказании медицинской помощи. Как указал суд, в сложившейся ситуации администрация должна была либо полностью не передавать муниципальные учреждения здравоохранения в государственную собственность Астраханской области, либо передать названные учреждения вместе с транспортом.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная коллегия, исходя из установленных обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 года N 323-ФЗ (далее по тексту - Закона N 323-ФЗ), Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ), а также, принимая во внимание правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 30.06.2006 N 8-П сделал вывод об отсутствии бездействия со стороны администрации.
При этом суд исходил также из того, что заявителем не представлены надлежащие доказательства закрепления за лечебными учреждениями, находящимися в муниципальной собственности города Астрахани и впоследствии переданных в собственность Астраханской области транспортных средств.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы суда сделанными при полном выяснении обстоятельств дела, а также правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 16 Закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
Указанные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи установлены и статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ.
Согласно положениям статьи 17 Закона N 323-ФЗ, статьи 16 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления округов и муниципальных районов в сфере здравоохранения относится создание условий для оказания медицинской помощи населению.
Согласно части 12 статьи 100 Закона N 323-ФЗ здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 01.01.2013 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отношения по безвозмездной передаче имущества из одного уровня собственности в другой регулируются Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и статьей 26.11 Закона N 184-ФЗ.
Предложение о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, предполагает достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные правомочия субъектов Российской Федерации и гарантии государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается то, что в полном соответствии с требованиями статьи 11 Закона N 122-ФЗ администрация направила свои предложения в Государственную Думу муниципального образования "Город Астрахань" по перечню муниципальных учреждений здравоохранения и земельных участков, предлагаемых к передаче из собственности муниципального образования "Город Астрахань" в государственную собственность Астраханской области". При этом муниципальное бюджетное учреждение "Автобаза администрации города Астрахани", за которым закреплен истребуемый заявителем автотранспорт, в данный перечень передаваемых муниципальных учреждений не вошло. Следовательно, требования заявителя о признании бездействия администрации муниципального образования "Город Астрахань" обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Решение Государственной Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 28.12.2011 N 270, утвердившее перечень муниципальных учреждений здравоохранения и земельных участков, предлагаемых к передаче из собственности муниципального образования "Город Астрахань" в государственную собственность Астраханской области" никем не оспорено.
Что касается второго требования Министерства здравоохранения Астраханской области - об обязании составить и передать на рассмотрение Государственной Думы муниципального образования "Город Астрахань" перечень автотранспортных средств подлежащих передаче в государственную собственность Астраханской области, суд кассационной инстанции считает, что данные требования направлены на передачу конкретного имущества к собственнику данного имущества, что вытекает из гражданских, а не административных правоотношений. Поэтому данные требования не могут быть обжалованы порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для пересмотра выводов суда апелляционной инстанции, сделанных при правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
...
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается то, что в полном соответствии с требованиями статьи 11 Закона N 122-ФЗ администрация направила свои предложения в Государственную Думу муниципального образования "Город Астрахань" по перечню муниципальных учреждений здравоохранения и земельных участков, предлагаемых к передаче из собственности муниципального образования "Город Астрахань" в государственную собственность Астраханской области". При этом муниципальное бюджетное учреждение "Автобаза администрации города Астрахани", за которым закреплен истребуемый заявителем автотранспорт, в данный перечень передаваемых муниципальных учреждений не вошло. Следовательно, требования заявителя о признании бездействия администрации муниципального образования "Город Астрахань" обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 августа 2013 г. N Ф06-6208/13 по делу N А06-3093/2012