г. Казань |
|
16 августа 2013 г. |
Дело N А55-28670/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Коробовой Г.И. (доверенность от 15.01.2013 N 604/33),
ответчика - Мясниковой Н.Н. (доверенность от 15.11.2012 б/н),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Борское-1"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи Демина Е.Г., Селиверстова Н.А.)
по делу N А55-28670/2012
по заявлению Департамента охоты и рыболовства Самарской области (ОГРН 1086316002145) к обществу с ограниченной ответственностью "Борское-1" (ИНН 6377009777 ОГРН 1076300004527) о прекращении права пользования, с участием заинтересованного лица - Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Бузулукский бор" (ИНН 5625020151, ОГРН 1085658005849),
УСТАНОВИЛ:
Департамент охоты и рыболовства Самарской области (далее - заявитель), обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Борское-1" (далее - ответчик, ООО "Борское-1"), в котором просит прекратить право пользования животным миром (охотничьими ресурсами) ООО "Борское-1" на территории охотничьего хозяйства "Борское-1", расположенного в муниципальном районе Борский Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 решение суда первой инстанции отменено, заявление удовлетворено.
Не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013, ответчик обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить как противоречащий нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Как установлено судом, ООО "Борское-1" осуществляет свою деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории охотничьих угодий "Борское-1", площадью 197,8 тыс. га, расположенных в муниципальном районе Борский Самарской области на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX N 677, выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области 03.08.2004.
Долгосрочная лицензия выдана на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 03.08.2004 N 171 "О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, не находящимися в федеральной собственности, на территории Самарской области".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2007 N 709-р принято решение об учреждении национального парка "Бузулукский бор" на землях лесного фонда общей площадью 106788,28 га в Борском, Богатовском и Кинель-Черкасском районах Самарской области и в Бузулукском районе Оренбургской области.
Распоряжением Правительства Российской федерации от 29.12.2007 N 1952-р в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования создано федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Бузулукский бор", предметом и целями деятельности которого являются сохранение и восстановление уникальных и типичных природных комплексов, природных и историко-культурных объектов, расположенных на территории национального парка "Бузулукский бор".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2010 N 2018-р для организации национального парка "Бузулукский бор" земли лесного фонда площадью 106788,2801 га переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
В Самарской области национальному парку "Бузулукский бор" в категорию таких земель переведены земли лесного фонда площадью 51288,4801 га.
Считая, что земли лесного фонда площадью 41850,95 га, которые составляют часть территории охотничьего хозяйства "Борское-1", стали являться территорией национального парка "Бузулукский бор", то есть особо охраняемой природной территорией, являющейся федеральной собственностью, истец обратился в суд с требованием о прекращении права пользования животным миром.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что земли лесного фонда площадью 41850,95 га, которые составляют часть территории охотничьего хозяйства "Борское-1", являются территорией национального парка "Бузулукский бор", то есть особо охраняемой природной территорией, являющейся федеральной собственностью.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с осуществлением деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), который вступил в действие с 01.04.2010.
До принятия Закона N 209-ФЗ правовой режим пользования охотничьими ресурсами определялся Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", согласно статьям 37 и 38 которого пользование осуществлялось на основании выданной лицензии и заключенного в соответствии с ней договора на пользование.
С принятием Закона N 209-ФЗ, признаны утратившими силу статьи 37, 38 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", вместо лицензий на пользование объектами животного мира предусмотрена выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов (объектов животного мира); предусмотрен иной порядок регулирования отношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии со статьей 27 Закона N 209-ФЗ предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона.
По охотхозяйственному соглашению орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется по результатам аукциона предоставить юридическому лицу в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Закона N 209-ФЗ).
Часть 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ предусмотрела для лиц, имеющих не истекшие сроком действия лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего закона (до 01.04.2010), право пользования охотничьими ресурсами до истечения срока действия указанных лицензий, а часть 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ - право таких лиц заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении их в пользование.
Основания прекращения пользования животным миром предусмотрены статьей 47 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" и пунктом 19 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 "Об утверждении Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий", согласно которым пользование животным миром прекращается соответственно полностью или частично, в случаях отказа от пользования; истечения установленного срока пользования; нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром; возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны; использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей животным миром
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке (статья 47 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире").
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) к числу особо охраняемых природных территорий отнесены национальные парки.
Согласно подпункту "е" части 2 статьи 15 Закона N 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе промысловая охота.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 33-ФЗ национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
Таким образом, национальный парк, как некоммерческое учреждение, вправе заниматься только некоммерческой деятельностью.
При этом Закон N 33-ФЗ предусмотрел лишь один вид деятельности национального парка, в котором земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут передаваться в аренду - это рекреационная деятельность - физкультурно-оздоровительная и спортивная (часть 2 статьи 17).
Указанное соответствует положениям пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки, занятые национальными парками, по общему правилу, изъяты из оборота, и статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации, которая в качестве исключения из общего правила предусматривает ограничения в обороте для земель особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации), в силу которых разрешается частичное хозяйственное использование на специально выделенных земельных участках в составе указанных земель с ограничением хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. Нахождение в границах национальных парков земельных участков иных землепользователей допускается в отдельных случаях, и при условии, если их деятельность не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим их использования.
Соответственно, охотхозяйственные соглашения, в силу статьи 27 Закона N 209-ФЗ предусматривающие как предоставление земель в аренду в коммерческих целях, так и предусматривающие проведение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мероприятий по созданию охотничьей инфраструктуры и внутрихозяйственному охотоустройству, не могут быть заключены в отношении земель особо охраняемых природных территорий.
При этом Закон N 209-ФЗ предусмотрел охотопользование, в силу подпункта "в" части 1 статьи 31, на конкретных особо охраняемых территориях в соответствии с присущим им правовым режимом через выдачу разрешений физическим лицам природоохранными учреждениями, но не через заключение охотхозяйственных соглашений с юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, и не в национальных парках, как следует из приведенных выше норм закона.
С учетом изложенного, апелляционный суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Кроме того, представитель заявителя в суде кассационной инстанции пояснил, что ответчику неоднократно предлагалось заключить охотхозяйственное соглашение на часть земельного участка не вошедшего в территорию национального парка в соответствии с действующим законодательством. Однако ответчик отказывался заключать указанное соглашение, что подтвердил представитель ответчика в суде кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют этим обстоятельствам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Принятый по делу судебный акт является законным и не подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу N А55-28670/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2013 г. N Ф06-6857/13 по делу N А55-28670/2012