г. Казань |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А57-21836/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
заявителя - открытого акционерного общества "Саратовнефтепродукт" - Рыскиной В.А., доверенность от 01.01.2013 N 2,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Энгельского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2013 ( судья Пузина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Жевак И.И., Луговской Н.В.)
по делу N А57-21836/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Саратовнефтепродукт", г. Саратов, заинтересованные лица: администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс, Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, администрация муниципального образования "город Энгельс", г. Энгельс, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Саратовнефтепродукт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее администрация) в виде уклонения от принятия в муниципальную собственность жилищного фонда, находящегося на балансе общества, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Нефтяная в жилом доме N 8 квартиры NN 3, 4, 5, 9, 10; в жилом доме N 9 квартиры NN 1, 2, 3, 4; в жилом доме N 14 квартиры NN 1, 2, 3, 5, 9, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23, выраженного в письме от 27.07.2012 исх. N 1014/01-01-12; обязании администрации принять в муниципальную собственность муниципального образования "Энгельсский муниципальный район" указанные неприватизированные квартиры и соответствующую долю общего имущества.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2013 требования общества удовлетворены частично.
Суд признал незаконным действие администрации в виде уклонения от принятия в муниципальную собственность жилищного фонда, находящегося на балансе общества расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Нефтяная в жилом доме N 8 квартиры NN 3, 4, 5, 9, 10; в жилом доме N 9 квартиры NN 1, 2, 3, 4; в жилом доме N 14 квартиры NN 3, 5, 9, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23, выраженное в письме от 27.08.2012 исх. N 1014/01-01-12., обязал администрацию в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по делу принять у общества в муниципальную собственность указанные объекты недвижимости.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит их отменить, ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, судебные акты оставить в силе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, решением Комитета по управлению имуществом Саратовской области (далее - Комитет) от 21.03.2002 N 328 "Об утверждении акта наличия зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 Саратовского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами "Саратовнефтепродукт" Энгельсский нефтесклад" утвержден акт о наличии у предприятия жилых домов N 8, N 9, N 14 по ул. Нефтяная в г. Энгельсе. Указанный акт является неотъемлемой частью плана приватизации ГП "Саратовское государственное предприятие по обеспечению нефтепродуктами "Саратовнефтепродукт", утвержденного решением Комитета от 11.05.1994.
10.09.2007 Территориальным управлением право Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее - ТерУправление) вынесено распоряжение N 796-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации в муниципальную собственность Энгельсского муниципального района Саратовской области", согласно которому был утвержден Перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность Энгельсского муниципального района, а именно: в жилом доме N 8 квартиры NN 4, 5; в жилом доме N 9 квартиры NN 1, 2, 3, 4; в жилом доме N 14 квартиры NN 3, 5, 6, 9, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23.
Акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего имущество государственной казны Российской Федерации, передаваемого в муниципальную собственность Энгельсского муниципального района Саратовской области от 01.10.2007 был утвержден в одностороннем порядке ТерУправлением.
16.08.2012 заявитель обратился в администрацию с требованием о принятии в муниципальную собственность и на баланс Энгельсского муниципального района квартиры в жилом доме N 8 квартиры NN 3, 4, 5, 9, 10; в жилом доме N 9 квартиры NN 1, 2, 3, 4; в жилом доме N 14 квартиры NN 3, 5, 6, 9, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23.
Письмом от 27.08.2012 N 1014/01-01-12 администрация отказалась от принятия указанных квартир в муниципальную собственность.
Заявитель, считая указанные действия незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статей 2 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации" жилые помещения не могут быть включены в план приватизации предприятия и подлежат передаче в муниципальную собственность.
Как установлено судами, в 1994 году проведена приватизация имущества Саратовского предприятия по обеспечению нефтепродуктами "Саратовнефтепродукт".
11.05.1994. председателем Комитета утвержден План приватизации имущества Саратовского предприятия по обеспечению нефтепродуктами "Саратовнефтепродукт", в котором в укрупненный перечень объектов, не подлежащих приватизации, были включены объекты жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 8 раздела II Плана приватизации объекты недвижимости, не подлежащие приватизации, в том числе и спорные жилые дома, были переданы на баланс Саратовского предприятия по обеспечению нефтепродуктами "Саратовнефтепродукт", но не вошли в состав собственности (уставный капитал) общества, являющегося правопреемником Саратовского предприятия по обеспечению нефтепродуктами "Саратовнефтепродукт".
Согласно пункту 9 Плана объекты социально-культурного назначения подлежали передаче в муниципальную собственность.
В результате на балансе общества отражены квартиры N N 3, 4, 5, 9, 10 в жилом доме N 8; квартиры NN 1, 2, 3, 4 в жилом доме N 9; квартиры NN 1, 2, 3, 5, 9, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23 в жилом доме N 14, расположенные по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Нефтяная.
Общество в период с 2004 года по 2012 год неоднократно обращалось в администрацию Энгельсского муниципального образования, в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлениями о принятии в муниципальную собственность указанных квартир, что подтверждается письмами, имеющимися в материалах дела.
Однако органы местного самоуправления в ответах указывали на нецелесообразность принятия в муниципальную собственность указанных домов.
Письмом от 27.08.2012 N 1014/01-01-12 администрация отказалась от принятия указанных квартир в муниципальную собственность, указав при этом на то, что необходимо наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов.
Однако суды обоснованно не приняли доводы администрации по следующим основаниям.
Как следует из пункта 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, в отношении жилых домов был установлен особый порядок приватизации, в соответствии с которым они не подлежали включению в уставный капитал акционерных обществ.
Аналогичное требование содержит и статья 2 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531 -1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации".
В период возникновения спорных правоотношений порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность был урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235.
Как указывалось выше, решением Комитета от 21.03.2002 N 328 "Об утверждении акта наличия зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 Саратовского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами "Саратовнефтепродукт" Энгельсский нефтесклад" утвержден акт о наличии у предприятия жилых домов N 8, N 9, N 14 по ул. Нефтяная в городе Энгельсе.
Комитет являлся правопреемником по вопросам и решениям, касающихся приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, принятыми Комитетом в период, когда он обладал правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества России.
Суды верно указали, что указанное решение Комитета является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность.
Администрацией распоряжение от 10.09.2007 N 796-р в установленном законом порядке не оспорено. Более того, обязанность принять спорные объекты в муниципальную собственность возникла у администрации в силу закона (Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1).
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты жилого фонда являются объектами муниципальной собственности и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Спорные объекты не относятся ни к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку относится к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ.
Безвозмездная передача имущества, составляющего жилищный фонд, является не добровольной, а законодательно предусмотренной и регламентирована постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Судами обоснованно не принят довод администрации об отсутствии в реестре федерального имущества сведений об объектах недвижимости (квартир), расположенных по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Нефтяная в жилом доме N 8, в жилом доме N 9; в жилом доме N14, поскольку указанные объекты и не должны были вноситься в реестр федерального имущества, так как на момент формирования такого реестра объекты жилищного фонда уже должны были быть переданы в муниципальную собственность во исполнение законодательства о приватизации.
Довод администрации о необходимости учета финансово-экономических интересов муниципального района, суды сочли несостоятельным по следующим основаниям.
Обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона.
Постановление N 3020-1 не предоставляло возможность передавать либо не передавать недвижимое имущество в ту или иную собственность, а императивно разграничило государственную собственность Российской Федерации на федеральную, государственную и муниципальную собственность.
Довод администрации о том, что объекты, указанные заявителем как объекты коммунально-бытового назначения - жилищный фонд, таковыми не являются, поскольку не используются по прямому назначению в качестве жилого помещения и фактически утратили социальное назначение, суды также сочли несостоятельным, поскольку администрацией не представлены доказательства того, что спорные квартиры из жилых переведены в нежилые помещения.
Учитывая изложенное, администрация обязана принять объекты в муниципальную собственность. Доказательств исполнения такой обязанности администрацией не представлено. Необходимых действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, являющихся предметом настоящего спора, органами местного самоуправления Энгельсского муниципального района не производилось, что повлекло признание судами отказа в принятии в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, незаконным.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что по делу приняты законные судебные акты, оснований для отмены которых не имеется. Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию администрации в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ, основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N А57-21836/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 октября 2013 г. N Ф06-8802/13 по делу N А57-21836/2012