г. Казань |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А72-126/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гатауллиной Л.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Трифонова О.В. по доверенности от 15.01.2013,
заинтересованного лица (администрации города Ульяновска) - Трифонова О.В. по доверенности от 05.04.2013,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещен надлежащим образом
заинтересованного лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.04.2013 (судья Тимофеев В.В) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 22.07.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Захарова Е.И.)
по делу N А72-126/2013
по заявлению Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием заинтересованных лиц - администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Ланцет", г. Ульяновск, о признании незаконными пунктов 1, 2, 4 решения от 19.09.2012 N 6582-04 по делу N 8691/04-2012 и незаконным предписания от 19.09.2012 N 69,
УСТАНОВИЛ:
Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными пунктов 1, 2, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 19.09.2012 N 6582-04 по делу N 8691/04-2012, незаконным предписания УФАС России по Ульяновской области от 19.09.2012 N 69.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, а также в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ланцет" (далее - ООО "Ланцет").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей антимонопольного органа, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска и ООО "Ланцет", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением антимонопольного органа от 19.09.2012 N 6582-04 по делу N 8691-2012 действия Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, выразившиеся в ненаправлении ответа в адрес ООО "Ланцет" на заявления от 30.03.2012 N 56, 57, 58 о возможности предоставления земельного участка под строительство крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта (либо об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта) признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Комитету выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Основанием для вынесения решения явился вывод комиссии УФАС России по Ульяновской области о том, что Комитет не имел законных оснований для ответа, в котором не указано решение по заявлениям ООО "Ланцет" о выборе земельного участка и предварительном согласовании крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта. В результате, по мнению антимонопольного органа, необоснованно ограничен доступ ООО "Ланцет" на рынок по осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке в г. Ульяновске. Поэтому в действиях комитета имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом суды исходили из следующего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещено: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Заявитель считает, что его действия, в частности ответ Комитета от 24.05.2012 N 01-13/2772, не может расцениваться как необоснованное препятствование осуществлению деятельности ООО "Ланцет", поскольку не предъявляет обществу не предусмотренных законодательством требований, не препятствует его деятельности и основан на нормах земельного законодательства.
Как установлено судами из пояснений заявителя, 30.03.2012 в администрацию города Ульяновска поступило три заявления ООО "Ланцет": N 7902-01 о выборе земельного участка поставленного на кадастровый учет по проспекту Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) площадью 2350,89 кв.м для предоставления в аренду и предварительном согласовании места размещения объекта делового назначения с подземной автостоянкой; N 7903-01 о выборе земельного участка поставленного на кадастровый учет по проспекту Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) площадью 5378,0 кв.м для предоставления в аренду и предварительном согласовании места размещения объекта делового назначения с подземной автостоянкой; N 7904-01 о выборе земельного участка поставленного на кадастровый учет по проспекту Ульяновскому, 14 площадью 1574,911 кв.м для предоставления в аренду и предварительном согласовании места размещения крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
К данным заявлениям были приложены копии выписок из протокола министерства строительства Ульяновской области от 15.03.2012 N 2 и копии кадастровых паспортов земельных участков: площадью 5378 кв.м по проспекту Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32), разрешенный вид использования - под рыночный комплекс - кадастровый паспорт от 08.12.2011 N 73-02/11-36518; площадью 1574,9 кв.м по пр.Ульяновскому, 14, разрешенный вид использования под жилищное строительство - кадастровый паспорт от 08.04.2011 N 7324/203/11-874.
При этом ответ комитета содержал ссылку на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.04.2012 по делу N А72-6035/2011 по заявлению администрации города Ульяновска к ООО "Ланцет" об обязании возвратить земельный участок площадью 5378,8 кв.м по проспекту Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) и обязании освободить дополнительный земельный участок площадью 3925,8 кв.м (1574,91 + 2350,89 кв.м), которым исковые требования администрации города Ульяновка были удовлетворены, а в исковых требованиях обществу об понуждении администрации города Ульяновска передать земельный участок в аренду было отказано.
Учитывая наличие судебного акта в отношении испрашиваемых земельных участков, а также наличие градостроительных ограничений для выбора испрашиваемых земельных участков, заявитель посчитал, что оспариваемыми действиями нормы Закона о защите конкуренции не нарушены.
По мнению антимонопольного органа, ответ от 24.05.2012 исх. N 01-13/2772 дан заявителем с нарушением действующего законодательства. УФАС России по Ульяновской области полагает, что рынком, на котором происходит нарушение прав ООО "Ланцет", является рынок по осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг) на розничном рынке в г. Ульяновске. Конкурентами ООО "Ланцет" на указанном рынке являются, в том числе хозяйствующие субъекты, имеющие разрешение на право организации рынка, в частичности на территории Заволжского района г. Ульяновска. Комитет не имел законных оснований для направления ответа, в котором не указано решение по заявлениям ООО "Ланцет" о выборе земельного участка и предварительном согласовании крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта. Антимонопольный орган пришел к выводу, что в результате действий комитета необоснованно ограничен доступ ООО "Ланцет" на рынок по осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг) на розничном рынке в г. Ульяновске. В этой связи в действиях комитета имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающего органам местного самоуправления осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Исследовав материалы дела и проанализировав доводы сторон, суды предыдущих инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ антимонопольный орган не доказал наличия в действиях заявителя всех признаков, необходимых для квалификации вменяемого нарушения антимонопольного законодательства.
Коллегия считает, что суды при вынесении обжалуемых судебных актов правомерно приняли во внимание ряд судебных решений, вступивших в законную силу, в которых установлены обстоятельства, имеющие значения для настоящего спора, в частности обстоятельства, связанные с осуществлением ООО "Ланцет" предпринимательской деятельности на спорных земельных участках.
Так, постановлением суда апелляционной инстанции от 28.02.2011, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 02.06.2011, по делу N А72-7003/2010 по заявлению ООО "Ланцет" к Мэрии города Ульяновска, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании незаключенными действий, ненормативных актов установлено: "07.04.1988 предприятию п.я. А-104-6 (ГП "УАПК"), правопреемником которого является ОАО "УАПК "Авиастар", выдан государственный акт серии А-1 N 375531 на право постоянного (бессрочного) пользования землей площадью 5353,91 га, для строительства. 16.09.1996 в связи с изъятием из землепользования АО "Авиастар" земель, занятых выделенными и приватизированными предприятиями, гаражно-строительными кооперативами и другими объектами, а также учитывая переход от АО "Авиастар" права собственности на отдельные объекты недвижимости, мэром города Ульяновска издано постановление N 1518, в соответствии с которым до оформления землеустроительных дел на объекты АО "Авиастар" в установленном порядке, следует считать площадь земель в пользовании АО "Авиастар" 10 668 666,47 кв.м согласно приложению 1 (пункт 1). Приложением N 1 к названному постановлению является "Перечень земельных участков, передаваемых АО "Авиастар". В пункте 3.4 раздела III "Объекты перспективного строительства" названного приложения указан объект "Ж/д 1У-А", с местоположением: по пр.Ульяновский, 20, и площадью земельного участка 6952,91 кв.м.
Постановлением мэра города Ульяновска от 09.04.1999 N 808 ООО "Ланцет" передан в аренду до 31.12.2009 земельный участок с кадастровым номером 73:24:021009:14 площадью 5378,0 кв.м по пр.Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32), с изъятием от ОАО "Авиастар". Пунктом 4 постановления установлено, что в случае начала строительства жилого дома рядом с участком, отводимом ООО "Ланцет" под рыночный комплекс по пр.Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32), договор аренды расторгается в одностороннем порядке с передачей земель по акту ОАО "Авиастар". Указанным постановлением внесены изменения в пункт 1 постановления мэра от 16.09.1996 N 1518 "О землепользовании АО "Авиастар" и п.п.3.4 приложения N 1 к нему, которые изложены в следующей редакции: п.1. До оформления землеустроительных дел на объекты ОАО "Авиастар" в установленном порядке считать площадь земель в пользовании ОАО "Авиастар" - 7 580 712,67 кв.м. согласно приложению N 1; III Объекты перспективного строительства жилья - п.п.3.4 ж/д N1У-А 1574,9 кв.м.
На основании вышеуказанного постановления 02.06.1999 между администрацией (мэрией) г. Ульяновска и ООО "Ланцет" заключен договор аренды N 24-2-004188 земельного участка площадью 5378 кв.м с кадастровым номером 73:24:021009:14, с изъятием от ОАО "Авистар", расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр.Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) в Заволжском районе, на срок до 31.12.2009.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2003 в отношении ОАО "УАПК "Авиастар" введено внешнее управление сроком на один год. Внешним управляющим назначен Ингин И.М.
ОАО "УАПК "Авиастар" в лице заместителя генерального директора Архипова П.Л., действующего по доверенности, обратилось на имя мэра города Ульяновска с письмом от 31.07.2003 N 1276-и, в котором просило в связи с финансовыми трудностями и невозможностью продолжения строительства дома 1У-А по пр. Ульяновскому изъять земельный участок из землепользования ОАО "УАПК "Авиастар", предложив рассмотреть возможность передачи данного участка ООО "Ланцет" (в ходящий N 9878-01 от 11.08.2003 Мэрии г. Ульяновска; входящий N 2814 от 18.08.2003 КУ-ГИЗ).
ООО "Ланцет" 04.05.2008 обратилось в департамент с заявлением N 66 о передаче в аренду земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, проспект Ленинского Комсомола, 32а (западнее жилого дома N 32), площадью 9378 кв.м, для строительства закрытого рынка с подземной стоянкой.
В газете "Ульяновск сегодня" от 01.08.2008 N 57 опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта западнее жилого дома по пр.Ленинского Комсомола, 32.
ООО "Ланцет" 03.09.2008 обратилось к главе муниципального образования г. Ульяновск с заявлением N 125 об утверждении проекта границ земельного участка площадью 9303,8 кв.м, расположенного западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32, в Заволжском районе г. Ульяновска, для строительства крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
ООО "Ланцет" 31.10.2008 был согласован акт выбора земельного участка площадью 9303,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32, для предварительного согласования места размещения крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
Постановлением главы города Ульяновска N 8360 31.10.2008 был сформирован новый земельный участок площадью 9303,8 кв.м по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32, из земельного участка с кадастровым номером 73:24:021009:14 площадью 5378 кв.м, ранее переданного ООО "Ланцет"; земельного участка с кадастровым номером 73:24:021009:53 площадью 1574,91 кв.м, ранее переданного ОАО "Авиастар"; части (А) земельного участка с кадастровым номером 73:24:021009:109 площадью 2350,89 кв.м, свободного от прав третьих лиц (п.1).
Пунктом 2 названного постановления был утвержден проект границ земельного участка площадью 9303,8 кв.м, под размещение крытого рынка с подземной стоянкой автомобильного транспорта. Пунктом 3 названного постановления были внесены изменения в постановление мэра от 16.09.1996 N 1518 в части площади земельного участка АО "Авиастар" и следовало считать ее равной 1 993 484,51 кв.м.
Пунктами 4, 5 постановления признан утратившим силу пункт 1.1 постановления мэра от 09.04.1999 N 802 "О передаче ООО "Ланцет" в аренду земель в Заволжском районе", договор аренды земельного участка от 02.06.1999 следовало считать расторгнутым.
15.07.2009 вновь образованный земельный участок площадью 9303,8 кв.м с кадастровым номером 73:24:021009:126 поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием: под размещение крытого рынка с подземной стоянкой автомобильного транспорта, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 16.07.2009 N 7324/206/09-30.0.7.
28.10.2009 постановлением главы города Ульяновска N 8320 в связи с допущенной технической ошибкой, были внесены изменения в пункт 2 постановления главы города Ульяновска от 31.10.2008 N 8360 в части разрешенного вида использования земельного участка: следовало заменить слова "под размещение крытого рынка с подземной стоянкой автомобильного транспорта" словами "под размещение крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта".
Департаментом 11.01.2010 было издано распоряжение N 02-р "О предварительном согласовании места размещения крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32 в Заволжском районе города Ульяновска", которым был утвержден акт выбора от 31.10.2008 земельного участка площадью 9303,8 кв.м, для строительства крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
ООО "Ланцет" 20.04.2010 обратилось к главе города Ульяновска с заявлением о передаче земельного участка площадью 9303,8 кв.м, расположенного западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32, в Заволжском районе города Ульяновска, в аренду на 3 года, для строительства крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
Мэрия города Ульяновска 06.08.2010 письмом N 4699-1 отказала заявителю в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.
Отказ мотивирован следующими обстоятельствами: непредставлением справки о непоступлении обращения граждан или юридических лиц до опубликования информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства; представлением кадастрового паспорта с иным разрешенным использованием: "под размещение крытого рынка с подземной стоянкой автомобильного транспорта"; обращением в мэрию города Ульяновска конкурсного управляющего ОАО УАПК "Авиастар" с заявлением об отмене постановления главы города от 31.10.2008 N 8360 в связи с проведением ОАО "УАПК "Авиастар" межевания земельного участка площадью 6952,91 кв.м, под строительство жилого дома.
Главой города Ульяновска 19.10.2010 издано постановление N 5541, которым признаны утратившими силу пункты 1-3 постановления главы города Ульяновска от 31.10.2008 N 8360 "Об утверждении проекта границ земельного участка по пр.Ленинского Комсомола в Заволжском районе г. Ульяновска" и постановление мэрии города Ульяновска от 28.10.2009 N 8320 "О внесении изменений в постановление главы города от 31.10.2008 N 8360".
Указанное постановление принято в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 43 Устава муниципального образования "город Ульяновск", принятого решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.2010 N 67. Департаментом 21.10.2010 принято распоряжение N 1272-р, которым признано утратившим силу распоряжение от 11.01.2010 N 02-р "О предварительном согласовании места размещения крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32, в Заволжском районе города Ульяновска".
Данное распоряжение принято в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.06.2006 N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области", постановлением Мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 N 5541.
По заявлению КУГИЗ от 20.10.2010 земельный участок площадью 9303,8 кв.м с кадастровым номером 73:24:021009:126 был снят с государственного кадастрового учета".
Указанным постановлением суда апелляционной инстанции отменено решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.11.2010 по делу N А72-7003/2010, ООО "Ланцет" отказано в удовлетворении исковых требований к Мэрии города Ульяновска о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 06.08.2010 N 4699-01, в предоставлении в аренду ООО "Ланцет" земельного участка с кадастровым номером 73:24:021009:126 площадью 9303,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32, для строительства крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта, и об обязании мэрии устранить допущенные нарушения путем предоставления ООО "Ланцет" в аренду вышеуказанного земельного участка; к Мэрии города Ульяновска о признании незаконным постановления главы города Ульяновска от 19.10.2010 N 5541; к департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании недействительным распоряжения от 21.10.2010 N 1272-р.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.04.2012 по делу N А72-6035/2011 суд обязал ООО "Ланцет" возвратить из арендного пользования земельный участок площадью 5378,0 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) в Заволжском районе, а также освободить дополнительный земельный участок площадью 3925,8 кв.м (1574,91 + 2350,89 кв.м), расположенный по проспекту Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) в Заволжском районе города Ульяновска.
До принятия судом решения области от 02.04.2012 по делу N А72-6035/2011 - 30.03.2012 ООО "Ланцет" обратилось с заявлением о предварительном выборе земельных участков, занимаемых им, которые суд обязал вернуть, решение суда не исполнено, ООО "Ланцет" занимает их по настоящее время.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектам и, физическими лицами.
В силу статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно статье 44 Закона о защите конкуренции при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом принимается решение о возбуждении дела и издается приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению этого дела, председатель которой выносит определение о назначении дела к рассмотрению.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Под действие части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подпадают не любые решения и действия публичных органов власти (осуществляющих их функции организаций и органов), препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Для квалификации действий субъекта права по указанной норме необходимо установить запрещенные законом и совершенные им действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как установлено судами, антимонопольный орган квалифицировал действия Комитета как нарушение конкретного антимонопольного запрета (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), однако в нарушение процессуальной обязанности доказывания не представил доказательств, свидетельствующих о факте препятствования осуществлению деятельности ООО "Ланцет".
С учетом описанной выше ситуации, сложившейся с фактическим пользованием ООО "Ланцет" земельными участками, не вступившим в законную силу решением суда об освобождении спорных участков суды правомерно посчитали, что отсутствуют доказательства того, что комитетом совершались какие-либо действия, направленные на необоснованное препятствование предпринимательской деятельности, и что рассматриваемые действия привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на розничном рынке города Ульяновска, в том числе и для ООО "Ланцет".
Судами установлено, что в оспариваемом решении антимонопольного органа не указаны фактические обстоятельства, по которым он посчитал ненормативный правовой акт администрации влияющим на конкуренцию на товарном рынке, повлекшим последствия в виде препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия соглашается с выводом судебных инстанций о том, что антимонопольным органом в оспариваемом решении необоснованно квалифицированы действия Комитета как нарушающие антимонопольное законодательство при отсутствии доказательств совершения им этих нарушений.
Следовательно, у антимонопольного органа не имелось оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи комитету предписания от 19.09.2012 N 69.
Антимонопольным органом в кассационной жалобе заявлены аналогичные доводы, которые были исследованы судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
Так, доводы антимонопольного органа о непринятии Комитетом решения по заявлению ООО "Ланцет" о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке в нарушение норм земельного законодательства и Правил застройки и землепользования города Ульяновска судом апелляционной инстанции обоснованно были отклонены. Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае имелись обстоятельства, препятствовавшие принятию такого решения именно в отношении испрашиваемых ООО "Ланцет" земельных участков, что подтверждено судебными актами по вышеуказанным делам.
Обоснованно был отклонен судом апелляционной инстанции также довод антимонопольного органа о том, что приказом министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 05.03.2011 N 88 предусмотрено расположение розничного рынка по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленинского Комсомола, 32а. Суд апелляционной инстанции также верно указал, что данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о нарушении Комитетом требований Закона о защите конкуренции. Издание данного приказа Министерством сельского хозяйства Ульяновской области не влечет за собой обязанности комитета предоставить земельный участок по указанному адресу ООО "Ланцет" для осуществления соответствующей назначению участка деятельности.
Кассационная коллегия считает данные выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и соответствующими нормами материального права.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и, по существу, направлены на их переоценку, что в силу статей 286 и статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, в связи с чем данные доводы подлежат отклонению.
Выводы судов в соответствии со статьями 169, 170, 271 АПК РФ мотивированы и основаны на установленных ими обстоятельствах дела и нормах материального права, подлежащих применению. Судебные акты по своему содержанию соответствуют требованиям статей 15, 169, 170, 271 АПК РФ.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 22.07.2013 по делу N А72-126/2013 оставить без изменения - кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2013 г. N Ф06-9194/13 по делу N А72-126/2013