г. Казань |
|
11 ноября 2013 г. |
Дело N А06-7453/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
истца - Солдатова С.В., доверенность от 14.11.2012,
ответчика (Министерство обороны Российской Федерации) - Григорян Г.А., доверенность от 23.05.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.02.2013 (судья Негерев С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А06-7453/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "МАКСИ ДОМ" (ИНН 3015055463, ОГРН 1023000856999) к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 28004 (ИНН 3018317276, ОГРН 1093023001873), Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), Государственному федеральному учреждению 49 Отдел капитального строительства (войсковая часть 30015) 860 квартирно-эксплуатационного отдела (войсковая часть 84377) 4 Армии ВВС и ПВО (войсковая часть 40911) Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165125309, ОГРН 1056165115104) о взыскании 12 353 060,39 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "МАКСИ ДОМ" (далее - истец, ООО "ПКФ "МАКСИ ДОМ") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Федеральному бюджетному учреждению- войсковая часть 28004 о взыскании 12 353 060 руб. 39 коп. задолженности по оплате выполненных работ в рамках государственных контрактов от 06.11.2009 N Строй-09/114/68, от 06.11.2009 N Строй-09/114/69.
В случае отсутствия или недостаточности у ответчика средств истец просил взыскать указанную сумму с субсидиарного должника- Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 02.2013 с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО "ПКФ "МАКСИ ДОМ" взыскан основной долг в сумме 12 353 060 руб. 39 коп.
В удовлетворении требований, заявленных к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 28004 отказано.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с необходимостью привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного федерального учреждения 49 Отдел капитального строительства (войсковая часть 30015) 860 квартирно-эксплуатационного отдела (войсковая часть 84377) 4 Армии ВВС и ПВО (войсковая часть 40911) Министерства обороны Российской Федерации.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 суд с согласия истца привлек в качестве соответчика Государственное федеральное учреждение 49 Отдел капитального строительства (войсковая часть 30015) 860 квартирно-эксплуатационного отдела (войсковая часть 84377) 4 Армии ВВС и ПВО (войсковая часть 40911) Министерства обороны Российской Федерации (в порядке статьи 46 АПК РФ), исключив его из числа третьих лиц.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены. Взыскан с воинской части 30015 в пользу ООО "ПКФ "МАКСИ ДОМ" основной долг в сумме 12 353 060 руб. 39 коп., а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворение требований, по основаниям, изложенным в жалобе.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании от 31.10.2013 судом кассационной инстанции был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 05.11.2013, после которого судебное заседание продолжено.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличие оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, по следующим обстоятельствам.
Материалами дела установлено, что 06.11.2009 между войсковой частью 30015 в лице командира части полковника Слюсарь А.М., действующего на основании доверенности, выданной Министром обороны Российской Федерации (заказчик) и ООО "ПКФ "МАКСИ ДОМ" (генподрядчик) по результатам аукционов на размещение государственного оборонного заказа на выполнение работ по капитальному ремонту объектов Министерства обороны Российской Федерации от 27.10.2009 N Строй-09/114/1 и N Строй-09/114/2 заключены Государственные контракты N Строй-09/114/68 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта по адресу: г. Астрахань, аэродром "Приволжский" (шифр КР-09201) и N Строй-09/114/69 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта по адресу: п. Ашулук Астраханской области (шифр КР-09202).
В соответствии с предметом Государственного контракта от 06.11.2009 N Строй-09/114/68 генподрядчик обязался выполнить комплекс работ по капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию Объекта: Военный городок N 132, войсковая часть 15535, здание N 107, аэропавильон, комплексный ремонт - по адресу: г. Астрахань, аэродром "Приволжский" шифр КР-09201.
Общая сумма Государственного контракта от 06.11.2009 N Строй-09/114/68 составляет 11 688 333 руб., в том числе НДС 18 %- 1 782 966 руб.
В соответствии с предметом Государственного контракта от 06.11.2009 N Строй-09/114/69 генподрядчик обязался выполнить комплекс работ по капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию Объекта: Военный городок N 136, войсковая часть 01644, здание N 91, КП "Ясень", комплексный ремонт - по адресу: п. Ашулук Астраханской области шифр КР- 09202.
Общая сумма Государственного контракта от 06.11.2009 N Строй-09/114/69 составляет 9 200 000 руб., в том числе НДС 18 % - 1 403 390 руб.
Срок выполнения работ по обоим контрактам определен до 30.11.2009 (пункты 4.2., 4.4. Контрактов).
По условиям контрактов (пункты 3.5. - 3.9., 5.11. - 5.13.) Заказчик осуществляет приемку выполненных работ с оформлением актов по форме КС-2 согласно Постановления Российского статистического агентства от 11.11.1999 N 100.
Для оплаты выполненных работ Генподрядчик представляет заказчику также справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3 в четырех экземплярах и счет-фактуру на стоимость выполненных работ в двух экземплярах.
Одновременно Генподрядчик представляет Заказчику исполнительную документацию на выполненный в соответствии с представленной формой КС-2 объем работ. Заказчик обязан проверить и акцептовать счет-фактуру Генподрядчика в течение трех дней, но не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представить плательщику.
При приемке или отказе в оплате по счет-фактуре (полностью или частично) Заказчик в тот же срок направляет Генподрядчику письменное уведомление о сумме акцепта и о причинах отказа.
Согласно пунктам 3.10., 3.11., 6.1., 6.2. Контрактов оплата выполненных Генподрядчиком работ осуществляется плательщиком, на которого возлагается контроль за проектно-сметной, договорной и финансовой дисциплиной Заказчика, а также проверка объемов и стоимости выполненных работ.
По завершению капитального ремонта Объекты передаются эксплуатирующей организации (пункты 7.15., 15.1. Контрактов).
Отделом финансирования капитального строительства (территориальный) 13.11.2009 оплачены авансы по Государственному контракту N Строй-09/114/68 в сумме 3 445 670 руб. в том числе НДС- 525 610 руб. 68 коп. (платежное поручение N 354), по Государственному контракту N Строй-09/114/69 в сумме 2 712 120 руб. в том числе НДС- 413 713 руб. 22 коп. (платежное поручение N 355).
Письмом от 20.11.2009 N 65/1 -517 командир войсковой части 30015 уведомил Генподрядчика о расформировании в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 29.04.2009 N Д-37ДСП данной войсковой части до 01.12.2009 и об отказе принять и оплатить счета за выполненный по контрактам от 06.11.2009 N Строй-09/114/68 и от 06.11.2009 N Строй-09/114/69 объем работ, указав, что Объекты для дальнейшего производства работ, приемки и оплаты счетов будут переданы в РУЗКС СКВО.
Результаты 30.11.2009 выполненных работ по обоим контрактам были переданы Генподрядчиком эксплуатирующей организации- войсковой части 28004, о чем между Генподрядчиком и войсковой частью 28004 подписаны соответствующие акты технической приемки и ввода в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом объектов. Работы приняты эксплуатирующей организацией без замечаний по их объему, стоимости и качеству и в настоящее время эксплуатируются.
Согласно направленному Генподрядчику сообщению Регионального управления заказчика капитального строительства ЮВО от 17.10.2011 N 5/3769, войсковая часть 30015 расформирована без правопреемства, государственным заказчиком по объектам капитального ремонта: военный городок N 136, в/ч 01644, здание N 91 КП "Ясень" (п. Ашулук Астраханской области) шифр КР-09202 и военный городок N 132, войсковая часть 15535, здание N 107, аэропавильон (г. Астрахань, аэродром "Приволжский") шифр КР-09201 является Министерство обороны Российской Федерации.
В ФКП "УЗКС МО РФ" отсутствует поручение от государственного заказчика на приемку указанных Объектов.
Генподрядчиком в адрес Министерства обороны Российской Федерации 04.07.2012 направлены акты выполненных работ по государственным контрактам N Строй-09/114/68 и N Строй-09/114/69 по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, исполнительная документация и счета-фактуры с требованием о приемке и оплате работ, которое оставлено без ответа и удовлетворения.
Отсутствие оплаты за выполненные работы послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что принятие работ войсковой частью 28004 как эксплуатирующей организацией, выполненных истцом по государственным контрактам N Строй-09/114/68 и N Строй-09/114/69, само по себе не создает для нее обязанности их оплачивать. Стороной указанных государственных контрактов войсковая часть 28004 не является. Нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным отношениям не применимы. С учетом отсутствия доказательств выделения денежных средств войсковой части 28004 на оплату работ по указанным государственным контрактам, суд первой инстанции пришел к выводу, что оплату последних должно осуществлять Министерство обороны Российской Федерации как их государственный заказчик.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной пришел к выводу, что ответственность по спорному обязательству подлежит взысканию с войсковой части 30015, а при недостаточности денежных средств с собственника этого имущества (главного распорядителя бюджетных средств) - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Однако, суд апелляционной инстанции не учел следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что войсковая часть 30015 расформирована.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное федеральное учреждение 49 Отдел капитального строительства (войсковая часть 30015) 860 квартирно-эксплуатационного отдела (войсковая часть 84377) 4 Армии ВВС и ПВО (войсковая часть 40911) Министерства обороны Российской Федерации.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 суд с согласия истца привлек в качестве соответчика Государственное федеральное учреждение 49 Отдел капитального строительства (войсковая часть 30015) 860 квартирно-эксплуатационного отдела (войсковая часть 84377) 4 Армии ВВС и ПВО (войсковая часть 40911) Министерства обороны Российской Федерации (в порядке статьи 46 АПК РФ), исключив его из числа третьих лиц.
При этом в нарушение требований статей 170, 175 АПК РФ постановление суда апелляционной инстанции не содержит выводов в отношении требований, заявленных истцом к указанному ответчику, а также в какой части каждый из ответчиков должен выполнить судебный акт.
Указанное процессуальное нарушение является безусловным основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции и направления дела в суд апелляционной инстанции для рассмотрения по существу.
При новом рассмотрении спора суду апелляционной инстанции следует устранить допущенное процессуальное нарушение, исходя из фактических обстоятельств, установленных по делу, определить надлежащего ответчика, принять по делу обоснованный и законный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 по делу N А06-7453/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что принятие работ войсковой частью 28004 как эксплуатирующей организацией, выполненных истцом по государственным контрактам N Строй-09/114/68 и N Строй-09/114/69, само по себе не создает для нее обязанности их оплачивать. Стороной указанных государственных контрактов войсковая часть 28004 не является. Нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным отношениям не применимы. С учетом отсутствия доказательств выделения денежных средств войсковой части 28004 на оплату работ по указанным государственным контрактам, суд первой инстанции пришел к выводу, что оплату последних должно осуществлять Министерство обороны Российской Федерации как их государственный заказчик."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2013 г. N Ф06-9612/13 по делу N А06-7453/2012
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5361/13
29.01.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12160/13
11.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9612/13
24.07.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2989/13
04.02.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7453/12