г. Казань |
|
28 ноября 2013 г. |
Дело N А55-4409/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца - Кондрашина В.В., по доверенности от 16.05.2013 N 01/05,
ответчиков - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Объедковой И.В., по доверенности от 09.01.2013 N 06, общества с ограниченной ответственностью "Самара-Строй-Сервис" - Левичевой Е.В., по доверенности от 01.08.2013 (б/н),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светоптторг-Поволжье"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи: Семушкин В.С., Захарова Е.И.)
по делу N А55-4409/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светоптторг-Поволжье" (ОГРН 1106319010181, ИНН 6319732810), г. Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805), г. Самара, обществу с ограниченной ответственностью "Самара-Строй-Сервис" (ОГРН 1086311004152, ИНН 6311107653), г. Самара, третье лицо: Главное управление организации торгов Самарской области, г. Самара, о признании недействительными лицензии СМР от 27.01.2012 N 80083 ТЭ, приказа от 10.01.2012 N 2,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Светоптторг-Поволжье" (далее - ООО "Светоптторг-Поволжье", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) и ООО "Самара-Строй-Сервис" (далее - ответчик), с учетом изменения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АРК РФ ), о признании недействительными лицензии от 27.01.2012 СМР N 80083 ТЭ, приказа от 10.01.2012 N 2 Министерства; сделки по выдаче указанной лицензии и заключению лицензионного соглашения о порядке пользования участком недр месторождения "Новосемейкинское-1" и применении последствий недействительности сделки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление организации торгов Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Материалами дела установлено, что, на основании приказа Министерства от 04.10.2011 N 313 подготовлена и направлена в Главное управление организации торгов Самарской области для организации и проведения аукциона заявка на проведение аукционов по предоставлению права на геологическое изучение, разведку и добычу обще-распространенных полезных ископаемых, в том числе документация об аукционе по предоставлению права на геологическое изучение, разведку и добычу карбонатных пород (доломита, известняка) на месторождении "Новосемейкинское-1" (участок 1).
Аукцион проведен Главным управлением организации торгов Самарской области 21.12.2011.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 20.12.2011 следует, что общество не было допущено к участию в данном аукционе в связи с несоблюдением части 8 постановления правительства Самарской области от 21.10.2009 N 569 "Об утверждении порядка проведения аукционов по предоставлению права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или на участках недр местного значения" (далее - постановление правительства Самарской области N 569), так как заявка на участие в аукционе подана с нарушением требований документации об аукционе: данная заявка подана в одном экземпляре".
Согласно протоколу аукциона от 21 декабря 2011 года победителем было признано ООО "Самара-Строй-Сервис".
Министерством издан приказ от 10.01.2012 N 2 о предоставлении ООО "Самара-Строй-Сервис" права на геологическое изучение, разведку и добычу карбонатных пород (доломита, известняка) на месторождении "Новосемейкинское-1" (участок 1) и выдана лицензия СМР N80083 ТЭ от 27.01.2012, приложением N 1 к которой являются условия пользования недрами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2012 по делу N А55-1705/2012 по заявлению ООО "Волга-Ресурс" признано незаконным решение Главного управления организации торгов Самарской области, оформленное протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе по предоставлению права на геологическое изучение, разведку и добычу карбонатных пород (доломита, известняка) на месторождении "Ново-семейкинское-1" (участок 1) от 20.12.2011, а также признан недействительным открытый аукцион и итоговый протокол аукциона от 21.12.2011 по предоставлению права на геологическое изучение, разведку и добычу карбонатных пород (доломита, известняка) на месторождении Новосемейкинское-1 (участок 1).
Данное решение было отменено постановлением Одиннадцатого арбитражного суда от 20.06.2012, однако, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.10.2012, постановление суда апелляционной инстанции отменено, оставлено в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2012 по данному делу.
Вышеназванный приказ Министерства обладает признаками ненормативного правового акта, что участниками процесса не оспаривается.
Лицензия СМР N 80083 ТЭ от 27.01.2012 выдана на основании вышеназванного приказа в публично-правовом порядке и сделкой не является. На данное обстоятельство также указано в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-1705/2012.
В данном случае лицензия выдана по результатам аукциона, который арбитражным судом уже признан недействительным, сама выдача лицензии сделкой не является, так как представляет собой акт публично-правового характера.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Общество в обоснование исковых требований, а также наличия у него материально-правового интереса ссылается на то, что он подавал заявку на участие в аукционе по предоставлению права на геологическое изучение, разведку и добычу карбонатных пород (доломита, известняка) на месторождении "Новосемейкинское-1" (участок 1) и ему незаконно было отказано в допуске к участию в аукционе.
Отношения, связанные с проведением аукционов на получение права пользования недрами, регулируется Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". В соответствии с подпунктом 6 статьи 10.1 данного закона основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения.
В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
Таким образом, федеральным законом принятие решений об определении порядка и условий проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр местного значения отнесено к компетенции органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона Самарской области от 16.07.2009 N 91-ГД "О порядке пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Самарской области" аукционы на право пользования недрами проводятся в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Статья 12 того же закона Самарской области содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявки на участие в аукционе:
1) заявка на участие в аукционе подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;
2) заявителем умышленно представлены о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Порядок проведения аукционов по предоставлению права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых установлен постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2009 N 569.
Требования к содержанию заявки на участие в аукционе по предоставлению права пользования участками недр местного значения установлены разделом 7 Порядка.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка решение о проведении Аукционов, определение условий пользования в отношении каждого участка недр или группы участков недр, выставляемых на Аукцион, а также решение о предоставлении или отказе в предоставлении права пользования участками недр принимается уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере недропользования - Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, согласно пункту 1.4 Порядка, подготавливает документацию об Аукционе, содержащую условия проведения Аукциона.
Однако предоставленное пунктом 1.4 Порядка Министерству право подготовки аукционной документации, в том числе содержащей условия проведения аукциона, не наделяет Министерство правом изменения либо установления иного порядка проведения аукционов по сравнению с порядком, установленным Правительством Самарской области, как органом, уполномоченным на установление такого порядка законодательным органом публично-правового образования.
Установленный постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2009 N 569 порядок подачи заявки на участие в аукционе не содержит требования о подаче заявки в двух идентичных экземплярах. Следовательно, установленный аукционной документацией порядок подачи заявок на участие в аукционе, предусматривающий подачу заявки в двух идентичных экземплярах противоречит установленному уполномоченным органом Саратовской области публичному порядку подачи таких заявок.
При этом из доводов Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о том, что предоставление второго экземпляра заявки необходимо для последующего принятия решения о предоставлении права недропользования путем оформления лицензии следует, что второй экземпляр заявки необходим министерству для исполнения государственной функции по оформлению права недропользования (выдаче лицензии), а не для участия претендентов в торгах.
Нарушение аукционной комиссией правил допуска претендентов к участию в конкурсе непосредственно повлияло на результат торгов и определение их победителя, поскольку лишило общество возможности предложить большую цену за приобретение права недропользования.
Следовательно, аукцион проведен с нарушениями установленных требований, повлиявшими на результат определения его победителя, и оспорен надлежащим заинтересованным лицом, которое при отсутствии нарушений могло бы выиграть аукцион. Поэтому удовлетворение требования о признании недействительным аукциона и составленного по его результатам итогового протокола является правомерным и соответствует пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае общество, заявляя требования о признании недействительными лицензии СМР N 80083 ТЭ от 27.01.2012 и приказа министерства от 10.01.2012 N 2, ссылается на то, что обладает материально-правовым интересом в связи с незаконным отказом в допуске к участию в торгах.
Из материалов настоящего дела следует, что заявка общества была отклонена аукционной комиссией по незаконному основанию: несоответствие заявки требованию аукционной документации (заявка на участие в аукционе подана в одном экземпляре), которое постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.10.2012 по делу N А55-1705/2012 признано противоречащим законодательству.
При таких обстоятельствах ООО "Светоптторг-Поволжье" является заинтересованным лицом и имеет право обратиться с требованием о признании недействительными результатов торгов (учитывая, что оспариваемые лицензия и приказ изданы (выданы) по результатам аукциона).
Вместе с тем, материалами дела установлено, что обществом пропущен срок, для оспаривания лицензии СМР N 80083 ТЭ от 27.01.2012 и приказа Министерства от 10.01.2012 N 2.
Ходатайство о восстановлении данного процессуального срока заявлено ответчиком в связи с тем, что ему стало известно об оспариваемых правовых актах только в феврале 2013 года из письма министерства от 19.02.2013 N 27-04-02/1679.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно материалам дела, ответчику было известно о проведение аукциона 21.12.2011, он подавал заявку для участия в торгах, информация о торгах является открытой, размещается на сайте главного управления организации торгов Самарской области. Следовательно, о результатах торгов истцу должно быть известно еще в конце декабря 2011 года.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 по делу N А55-4409/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светоптторг-Поволжье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушение аукционной комиссией правил допуска претендентов к участию в конкурсе непосредственно повлияло на результат торгов и определение их победителя, поскольку лишило общество возможности предложить большую цену за приобретение права недропользования.
Следовательно, аукцион проведен с нарушениями установленных требований, повлиявшими на результат определения его победителя, и оспорен надлежащим заинтересованным лицом, которое при отсутствии нарушений могло бы выиграть аукцион. Поэтому удовлетворение требования о признании недействительным аукциона и составленного по его результатам итогового протокола является правомерным и соответствует пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Из материалов настоящего дела следует, что заявка общества была отклонена аукционной комиссией по незаконному основанию: несоответствие заявки требованию аукционной документации (заявка на участие в аукционе подана в одном экземпляре), которое постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.10.2012 по делу N А55-1705/2012 признано противоречащим законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 ноября 2013 г. N Ф06-11128/13 по делу N А55-4409/2013