г. Казань |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А49-4046/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.Г.,
судей Богдановой Е.В., Моисеева В.А.,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы - Кирьянова С.Ю., доверенность от 15.04.2013 N 14-16/04368,
открытого акционерного общества "Кузнецкий завод радиоприборов" - Мартыновой Т.Ю., доверенность от 04.12.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение Арбитражного суда Пензенской области от 03.09.2013 (судья Мишина И.Б.)
по делу N А49-4046/2012
по требованию Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза, о включении в реестр требований кредиторов в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "Кузнецкий завод радиоприборов" (ИНН 5803023477, ОГРН 1115803002743), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства промышленности и торговли Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Пензенской области от 18.12.2012 в отношении открытого акционерного общества "Кузнецкий завод радиоприборов" (далее - ОАО "Кузнецкий завод радиоприборов") введена процедура внешнего управления сроком на восемнадцать месяцев. Внешним управляющим утверждён член Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального Федерального округа" Вдовин О.Ф.
21.03.2013 в суд поступило требование уполномоченного органа Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - ФНС России, уполномоченный орган) о включении в реестр требований кредиторов ОАО "Кузнецкий завод радиоприборов" суммы 59 763 298 руб. 76 коп. В подтверждение данной задолженности уполномоченный орган ссылался на распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 N 1780-р, договор от 28.12.2009 N 9209.2143000.11.1418 о предоставлении субсидий стратегической организации оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, а также платежное поручение от 30.12.2009 N 202.
Внешний управляющий представил в суд возражение относительно заявленного требования.
По ходатайству уполномоченного органа в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда первой инстанции от 16.07.2013 привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 03.09.2013 в удовлетворении требований уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника отказано.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.102013 уполномоченному органу отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы; возвращена апелляционная жалоба уполномоченного органа на определение Арбитражного суда Пензенской области от 03.09.2013, вынесенное по требованию ФНС России о включении в реестр требований кредиторов.
ФНС России обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой на определение Арбитражного суда Пензенской области от 03.09.2013, в которой просит указанное определение отменить, принять по делу новый судебный акт о включении требований уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника в заявляемом размере.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемое определение является незаконным, поскольку суд, отказывая в удовлетворении требования, неполно применил нормы материального права, выводы суда, изложенные в мотивировочной части определения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ФНС России доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель внешнего управляющего должником против удовлетворения кассационной жалобы не возражал.
Заслушав представителя ФНС России, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Обращаясь с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника уполномоченный орган указал на наличие у должника денежных обязательств в размере 59 763 298 руб. 76 коп., возникших на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 N 1780-р и условий договора от 28.12.2009 N 9209.2143000.11.1418 о предоставлении субсидий стратегической организации оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства ОАО "Кузнецкий завод радиоприборов".
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 были принято постановление N 368 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства.
24.11.2009 Правительство Российской Федерации издало распоряжение N 1780-р, согласно которому в целях реализации мер по предупреждению банкротства в 2009 году предоставляет за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета ФГУП "Кузнецкий завод радиоприборов" субсидию в размере до 59,77 млн. руб. на погашение исчисленной по состоянию на 01.05.2009 задолженности этого предприятия по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения, 28.12.2009 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и ФГУП "Кузнецкий завод радиоприборов" (право предшественник ОАО "Кузнецкий завод радиоприборов") заключили договор о предоставлении субсидии стратегической организации оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, по условиям которого Минпромторг предоставляет субсидию в порядке и на условиях договора с целью предупреждения процедуры банкротства.
Денежные средства в размере 59 763 298 руб. 76 коп. были перечислены ФГУП "Кузнецкий завод радиоприборов" платежным поручением N 202.
В силу пункта 4.3 договора организация-получатель субсидии производит возврат полученной субсидии в случае нарушения условий, предусмотренных пунктом 8 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368.
Согласно пункту 8 вышеуказанных Правил возврат субсидий производится при нарушении условий ее предоставления в случае нарушения одного из условий:
- отсутствие у организации-получателя субсидии по завершении срока реализации программы финансового оздоровления (плана внешнего управления) признаков банкротства, установленных Законом о банкротстве;
- отсутствие определения арбитражного суда о введении в отношении организации-получателя субсидии внешнего управления или решения о признании ее банкротом и открытии конкурсного производства в период реализации программы финансового оздоровления (либо отсутствие решения арбитражного суда о признании организации-получателя субсидии банкротом и открытии в отношении нее конкурсного производства в период реализации или после завершения внешнего управления).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату, вместе с тем, в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии денежные средства, предоставленные в качестве субсидии, подлежат возврату.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 18.12.2012 в отношении открытого акционерного общества "Кузнецкий завод радиоприборов" введена процедура внешнего управления сроком на восемнадцать месяцев.
Поскольку нарушений условий предоставления должнику субсидии не установлено, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой данной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, а о несогласии заявителя кассационной жалобы с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и основаны на неверном толковании условий договора о предоставлении субсидии стратегической организации оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, что не являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Пензенской области от 03.09.2013 по делу N А49-4046/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Г. Иванова |
Судьи |
Е.В. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
...
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой данной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 декабря 2013 г. N Ф06-32/13 по делу N А49-4046/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23975/17
29.05.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5568/17
03.05.2017 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-4046/12
21.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7471/15
08.12.2014 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-4046/12
01.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17542/13
16.09.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9658/14
22.05.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8213/14
29.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4479/14
08.04.2014 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-4046/12
02.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4479/14
19.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32/13
28.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27/13
03.10.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18166/13
29.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4163/13
21.11.2012 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-4046/12
07.08.2012 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-4046/12
31.07.2012 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-4046/12
20.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6660/12