г. Казань |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А55-4066/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гарипова Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии:
заявителя - Ардасова С.А.,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ардасова Сергея Александровича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2013 (судья Матюхина Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-4066/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Ардасова Сергея Александровича, г. Самара (ОГРНИП 304631220400011, ИНН 631216685403) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г. Самары, г. Самара, о признании незаконными требований,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ардасов Сергей Александрович (далее - предприниматель, ИП Ардасов С.А.) обратился в Арбитражный суд Самарской области заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными и отмене требований вынесенных Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара (далее - Пенсионный фонд) от 11.02.2013 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 07700640015369, N 07700640015370, N 07700640015371.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения предпринимателя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Ардасов С.А. зарегистрирован в Пенсионном фонде в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Ранее он проходил службу в Федеральных органах налоговой полиции Российской Федерации.
В настоящее время Ардасов С.А. является получателем пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12.02.1993 N 4468-1).
В ответ на запрос Пенсионного фонда о предоставлении информации в отношении Ардасова С.А., ОПО ЦФО ГУ МВД сообщил, что в соответствии со статьей 7 Закона от 12.02.1993 N 4468-1 лицам рядового и начальствующего состава, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, (в том числе в федеральных органах налоговой полиции) и имеющим право на различные пенсии в соответствии с законодательством, устанавливается одна пенсия по их выбору.
При наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (наличия 5 лет страхового стажа, достижения общеустановленного пенсионного возраста 60 лет) вышеуказанные лица имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, Ардасов С.А. при соблюдении им всех условий для назначения пенсии по старости будет получать пенсию за выслугу лет по линии МВД РФ, а также иметь право на страховую часть трудовой пенсии по старости, на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д.50).
Пенсионный фонд, установив, что у ИП Ардасова С.А. имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2010, 2011 и 2012 годы, направил ему требования:
от 11.02.2013 N 07700640015369 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым предложило добровольно в срок до 02.03.2012 уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 14 509,93 руб. (л.д.14);
от 11.02.2013 N 07700640015370 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2011 год, которым предложило добровольно в срок до 02.03.2012 уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 17 804,98 руб. (л.д.15);
от 11.02.2013 N 07700640015371 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2012 год, которым предложило добровольно в срок до 02.03.2012 уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 17 364,42 руб. (л.д.16).
Предприниматель, посчитав, что требования Пенсионного фонда являются незаконными, обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", статьей 5 которого установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в пункте 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и частью 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, в том числе, индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, уплата страховых взносов производится не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ понимается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, получающими пенсию за выслугу лет, установленную Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 23.12.2004 N 19-П и в данном определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 N 223-О отметил, что, отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и не гарантировал им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законы", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1 - военнослужащие, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем, обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются с 01.01.2011 Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Статьей 3 Федерального закона N 326-ФЗ под обязательным медицинским страхованием понимается вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
При этом к застрахованным лицам статья 10 Федерального закона N 326-ФЗ относит:
- лиц, работающих по трудовому договору;
- лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих);
- неработающих граждан, в том числе, неработающих пенсионеров независимо от основания назначения пенсии.
Страхователями для каждой из этих категорий граждан, как это следует из статьи 11 Федерального закона N 326-ФЗ, являются:
- для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 названного Федерального закона - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, а также самостоятельно обеспечивающие себя работой индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие;
- для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ (в том числе, для неработающих пенсионеров) - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось в статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2011.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что в число неработающих граждан, за которых взносы на обязательное медицинское страхование обязаны уплачивать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежат включению лишь неработающие пенсионеры, независимо от оснований назначения им пенсии.
Обязательное медицинское страхование работающих пенсионеров, в зависимости от того, являются ли они лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, либо лицами, работающими по трудовому договору, осуществляется соответственно самими самозанятыми гражданами (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой) либо работодателями.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суды, установив, что заявитель, является военным пенсионером и получает пенсию в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1, правомерно согласились с Пенсионном фондом о наличии обязанности ИП Ардасова С.А. уплачивать страховые взносы как в бюджет Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование, так и в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования.
Размер страховых взносов и пени, указанный в требованиях, предпринимателем не оспаривается.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 по делу N А55-4066/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Страхователями для каждой из этих категорий граждан, как это следует из статьи 11 Федерального закона N 326-ФЗ, являются:
- для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 названного Федерального закона - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, а также самостоятельно обеспечивающие себя работой индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие;
- для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ (в том числе, для неработающих пенсионеров) - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось в статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2011.
...
Обязательное медицинское страхование работающих пенсионеров, в зависимости от того, являются ли они лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, либо лицами, работающими по трудовому договору, осуществляется соответственно самими самозанятыми гражданами (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой) либо работодателями.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суды, установив, что заявитель, является военным пенсионером и получает пенсию в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1, правомерно согласились с Пенсионном фондом о наличии обязанности ИП Ардасова С.А. уплачивать страховые взносы как в бюджет Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование, так и в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2013 г. N Ф06-237/13 по делу N А55-4066/2013
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-237/13
17.10.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10910/13
23.08.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13027/13
27.06.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4066/13