г. Казань |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А55-13786/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Коноплевой М.В.,
при участии представителя :
третьего лица - Кириенко Е.В. (доверенность от 25.11.2013),
в отсутствие:
заявителя - не явился, извещен,
ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самаралестоппром", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-13786/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Самаралестоппром", г. Самара (ИНН 6315201544, ОГРН 1026300956208) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Самара, при участии третьего лица - администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань Самарской области, о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки от 13.03.2013 N 108,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаралестоппром" (далее - общество, ООО "Самаралестоппром") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата, ФГБУ ФКП Росреестра" по Самарской области) о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки от 13.03.2013 N 108.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечена администрация городского округа Сызрань (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что оспариваемым решением произведено исправление ошибки, имевшей место в течение прошлого периода времени, за период в котором действовала кадастровая оценка земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
В кассационной жалобе ООО "Самаралестоппром", поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судебные органы не рассматривали заявление общества об уточнении требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кроме того, решением по делу N А55-11162/2011, вступившим в законную силу, установлено, что по состоянию на 27.09.2011 государственный кадастр недвижимости содержал сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 39 817 146 руб.
В отзыве на кассационную жалобу администрация возражает против отмены судебных актов.
Представитель администрация просил оставить судебные акты без изменения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании распоряжения администрации г. Сызрань от 23.04.2004 N 524-р между администрацией г. Сызрань и ООО "Самаралестоппром" был заключен договор аренды от 23.04.2004 N 1360 земельного участка площадью 23 121 кв.м, с кадастровым номером 63:08:0114032:57, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Нефтебазовая, д. 5, с видом разрешённого использования - под производственной базой.
При проведении работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках администрацией выявлены разночтения в сведениях о кадастровой стоимости и удельном показатели кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:08:0114032:57, в связи с чем направило письмо от 19.02.2013 N 02-25/780 в адрес ФГБУ ФКП Росреестра" по Самарской области с просьбой привести удельный показатель кадастровой стоимости - 1722,12 в соответствие с утвержденной кадастровой стоимостью в размере 39 817 146 руб., действующей в соответствующий период.
ФГБУ ФКП Росреестра" по Самарской области решением об исправлении технической ошибки от 13.03.2013 N 108 внесены изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений в соответствии с приложением N 1 постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Ссылаясь на то, что данное решение противоречит закону, нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункта 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, отраженной в ГКН, кадастровой стоимости, утвержденной органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации подпадает под понятие "технической ошибки", содержащейся в вышеназванной норме, и подлежит устранению в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) технической ошибкой признается (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, в приложении N 1 утверждена кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка в твердом размере в сумме 39 817 146 рублей.
Учитывая, что в сведениях государственного кадастра недвижимости присутствовали иные сведения, нежели в документе, определяющим кадастровую стоимость, органом кадастрового учета обоснованно было принято решение о наличии и об исправлении технической ошибки, в связи с чем, сведения государственного кадастра недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости и удельном показатели кадастровой стоимости были приведены в соответствие с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в РФ) результаты определения кадастровой стоимости утверждаются, о чем публикуется соответствующая информация.
Таким образом, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны соответствовать сведениям, содержащимся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты кадастровой оценки.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка (приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.206 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнении площади земельного участка").
Данная правовая позиция разъяснена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11.
Согласно статье 24.20 Закон об оценочной деятельности в РФ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Взаимосвязанные положения статей 7, 22, 28 Закона о государственном кадастре недвижимости и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что данные о кадастровой стоимости земельных участков в государственном кадастре устанавливаются в соответствии с данными об утверждении результатов кадастровой оценки.
В соответствии с постановлениями Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 кадастровая оценка составила 39 817 146 руб., в связи с чем кадастровая палата решением от 13.03.2013 N 108 внесла исправление технической ошибки, тем самым приведя сведения о земельном участке в соответствие с данным, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности и пункта 3 Правил государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
В связи с утверждением постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 новой кадастровой оценки, эти сведения подлежат включению в государственный кадастр недвижимости в размере 7 633 166,94 руб. и распространяют свое действие на последующие правоотношения.
Эти обстоятельства не исключают право кадастровой палате принять решение об исправлении технической ошибки относительно показателя кадастровой стоимости, действующей до утверждения новой оценки, в целях правильного исчисления уплаты налога либо арендных платежей в спорный период.
При исчислении арендной платы исходя из кадастровой стоимости, которая являлась ошибочной, в том числе применительно к случаям факта внесения в государственный кадастр недвижимости ошибочных данных, на стороне арендодателя может возникнуть неосновательное обогащения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 17475/11).
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок), утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.
В пункте 18 Порядка предусмотрено, что выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Согласно пункту 57 Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом "архивные".
При таких обстоятельствах с 26.02.2013 утверждена новая кадастровая стоимость, внесенные исправления относятся к периоду действия постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Внесение исправлений технического характера также связано с необходимостью формирования достоверных данных со статусом "архивные".
С учетом данных обстоятельств решение об исправлении технической ошибки позволит учитывать в качестве архивных достоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка, применяемые до утверждения новой кадастровой стоимости.
Оспариваемое решение кадастровой палаты от 13.03.2013 N 108 подписано должностным лицом органа кадастрового учета в соответствии с требованиями пункта 49 Порядка, в связи с чем доводы, изложенные в жалобе, по данному основанию не могут быть приняты во внимание.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу N А55-13786/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Взаимосвязанные положения статей 7, 22, 28 Закона о государственном кадастре недвижимости и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что данные о кадастровой стоимости земельных участков в государственном кадастре устанавливаются в соответствии с данными об утверждении результатов кадастровой оценки.
...
Следует отметить, что в соответствии со статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности и пункта 3 Правил государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
...
При исчислении арендной платы исходя из кадастровой стоимости, которая являлась ошибочной, в том числе применительно к случаям факта внесения в государственный кадастр недвижимости ошибочных данных, на стороне арендодателя может возникнуть неосновательное обогащения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 17475/11)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2014 г. N Ф06-3884/13 по делу N А55-13786/2013
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3884/13
23.12.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21478/13
15.10.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13786/13
01.07.2013 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-13786/13