г. Казань |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А12-8223/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Вильданова Р.А., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителей:
истца - Пискуловой Е.А., доверенность от 05.03.2014,
ответчика - Лосевой Е.А., доверенность от 01.03.2013,
губернатора Волгоградской области - Лосевой Е.А., доверенность от 18.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы автономной некоммерческой организации "Институт региональной политики", Аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2013 (судья Тазов В.Ф.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-8223/2011
по исковому заявлению исковому заявлению автономной некоммерческой организации "Институт региональной политики" (ОГРН 1057747632865, ИНН 7714610854) к Комитету по делам молодежи администрации Волгоградской области (ОГРН 1023403446725, ИНН 3444047574) о взыскании 7 532 898 руб. 93 коп.,
и встречное исковое заявление Комитета по делам молодёжи Волгоградской области к автономной некоммерческой организации "Институт региональной политики" о понуждении принять научно-исследовательскую работу и взыскании 2 061 315 руб. 38 коп., третьи лица: контрольно-счетная палата Волгоградской области, администрация Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация "Институт региональной политики" (далее - АНО "Институт региональной политики", истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по делам молодежи администрации Волгоградской области (далее - Комитет, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 7 532 898,93 руб., из которых 6 779 139,28 руб. основного долга, 753 758,93 руб. неустойки, а также взыскании с ответчика судебных расходов в размере 215 219,89 руб., из которых 150 000 руб. - оплата услуг представителя по подготовке документов для судебных заседаний, 65 219,89 руб. - командировочные расходы, связанные с участием в судебных заседаниях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.03.2012 в удовлетворении иска было отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.03.2012 отменено, заявленные исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взысканы основной долг в размере 6 779 139,28 руб., неустойка в размере 753 758,98 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 60 040 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2013 состоявшиеся по делу судебные акты были отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела ответчиком подано встречное исковое заявление о понуждении истца принять научно-исследовательскую работу и взыскании денежных средств в сумме 1 709 036,93 руб.
В ходе рассмотрения спора ответчик в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований по встречному иску до 2 061 315,38 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2013 иск АНО "Институт региональной политики" удовлетворен частично. С Комитета взыскано 3 105 141 руб. 94 коп., из которых: 2 785 008 руб. 28 коп. сумма основного долга, 320 133 руб. 66 коп. - неустойка, государственная пошлина в сумме 24 872 руб. 24 коп., судебные расходы в общей сумме 88 239 руб. 79 коп. В остальной части иска отказано.
Встречное исковое заявление Комитета удовлетворено частично.
С АНО "Институт региональной политики" взысканы судебные расходы по оплате проведенных экспертиз в общей сумме 283 200 руб. и командировочные расходы в сумме 5600 руб. В остальной части встречного искового заявления отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области и АНО "Институт региональной политики" обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, указывая на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе Аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов в части удовлетворения первоначальных исковых требований и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении этих требований и удовлетворении в полном объеме встречного иска. Заявитель кассационной жалобы считает, что выводы суда, содержащие в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела: судом не принят во внимание довод о том, что определение объёма и качества выполненных работ в десятидневный срок является объективно невыполнимым, так как мотивированный отказ от выполненных работ, а также какие-либо недостатки могут быть указаны только после проведения соответствующей экспертизы, на проведение которой отсутствовало финансирование из средств бюджета. Судами не исследован вопрос о готовности проекта к использованию в работе, при этом не учтено, что результаты выполненной работы могут быть использованы только при условии, что работа выполнена в полном объёме и с надлежащим качеством. Ссылаясь на пункты 4.1, 4.2 Контракта, заявитель жалобы считает, что низкое качество выполненной работы является основанием для прекращения финансирования работ и возвращения перечисленных денежных средств в полном объёме.
В кассационной жалобе АНО "Институт региональной политики" указывает о несогласии с судебными актами в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований о взыскании с ответчика основного долга в размере 3 994 131 руб. и неустойки в размере 433 625 руб., поскольку считает, что результат выполненных работ получен и использован ответчиком, что подтверждается актом выполненных работ, подписанным со стороны ответчика. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, положения пункта 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в данном случае не подлежали применению, поскольку ответчик не предъявлял никаких претензий по поводу качества и срока исполнения работ, на проведении экспертизы не настаивал; результаты экспертизы, положенной в основу решения суда, не могут служить допустимым доказательством. Просит судебные акты в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, в части отказа в удовлетворении встречного иска судебные акты просит оставить без изменений.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 20.03.2014 объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 27.03.2014, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив по правилам главы 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 31.08.2010 между Комитетом (заказчик) и АНО "Институт региональной политики" (исполнитель) заключен государственный контракт N 284, согласно условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность на выполнение научно-исследовательских работ по разработке комплексного инвестиционного проекта по созданию Национального культурно-патриотического молодежного центра "Победа" на основании принципов государственно-частного партнерства в г. Волгограде согласно пункту 1.18 ведомственной целевой программы "Приоритетные направления государственной молодежной политики на территории Волгоградской области в 2010 году", утвержденной приказом Комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области от 09.02.2010 N 15/1-ОД с изменениями от 30.04.2010 N 74-ОД, от 12.07.2010 N 128-ОД.
Исполнитель принял на себя обязательства выполнить работу качественно, в полном объеме и в сроки не позднее 24.12.2010 (пункт 2.1).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта заказчик перечисляет на расчетный счет исполнителя 8 000 000 руб. безналичным расчетом по мере поступления средств из областного бюджета на основании сметы. Стороны согласовали, что в указанную цену включены расходы, связанные с исполнением контракта, а также налоги, сборы и иные обязательные платежи.
Согласно пункту 2.3 контракта исполнитель обязался в пятнадцатидневный срок после окончания выполнения работы предоставить заказчику отчет финансовых затрат согласно форме отчетности, утвержденной заказчиком, с приложением копий расчетно-платежных документов, аналитический отчет о проделанной работе.
В соответствии с пунктом 3.5 контракта заказчик осуществляет приемку выполненных работ на соответствие их количества, объема и качества требованиям, установленным в контракте, после их завершения и после предоставления исполнителем отчета по использованию денежных средств, полученных по настоящему государственному контракту, аналитического отчета о проделанной работе. Приемка работы оформляется актом сдачи-приемки работ, который подписывается сторонами государственного контракта.
Истец как исполнитель выполнил взятые на себя обязательства по заключенному контракту и 10.11.2010 направил в адрес ответчика итоговый пакет документов, включающий в себя: презентационные материалы - презентация проекта Национальный культурно-патриотический молодежный центр "Победа" (в распечатанном виде и на 4 CD-носителях); пояснительную записку (в распечатанном виде и на 4 CD-носителях); пакет стратегических проектов (в распечатанном виде и на 4 CD-носителях); финансовую модель проекта (на 4 CD-носителях); сводную таблицу объемов и планируемых источников финансирования, распределение полномочий (в распечатанном виде и на 4 CD-носителях); сводные слайды по финансированию проектов (на 4 CD-носителях); акты сдачи-приемки работ (2 копии в распечатанном виде).
15 декабря 2010 года между сторонами подписан акт оказанных услуг по договору от 31.08.2010 N 284 на сумму 8 000 000 руб., согласно которому работы выполнены полностью и в срок и у заказчика не имеется никаких претензий по таким работам.
Комитет произвел частичную оплату работ в сумме 1 220 860,72 руб.
Поскольку оплата выполненных работ по государственному контракту от 31.08.2010 N 284 ответчиком в полном объеме не произведена, истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности в размере 6 779 139,28 руб. и неустойки в сумме 753 758,93 руб.
Разрешая возникший спор, суды правильно определили, что заключенный между сторонами государственный контракт регулируется нормами главы 37 "Подряд" ГК РФ, положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Доводы АНО "Институт региональной политики", изложенные в кассационной жалобе, в том числе о необоснованном применении судами положений пункта 1 статьи 723 ГК РФ, являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку со ссылкой на положения статей 720, 721 ГК РФ.
Согласно заключению экспертизы от 28.08.2013 фактическая стоимость выполненных АНО "Институт региональной политики" научно-исследовательских работ по государственному контракту от 31.08.2010 N 284 составляет 4 005 870 руб., а выполненный отчет о научно-исследовательской работе по теме "Разработка комплексного инвестиционного проекта по созданию Национального культурно-патриотического молодежного центра "Победа" на основании принципов государственно-частного партнерства в г. Волгограде" может использоваться лишь частично.
В порядке статьи 71 АПК РФ экспертное заключение оценено судом и признано допустимым и достаточным доказательством по делу.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что первоначальные исковые требования о взыскании задолженности за выполненную работу по контракту от 31.08.2010 N 284 подлежат частичному удовлетворению на сумму 2 785 008,28 руб., а в остальной части - отказу в удовлетворении. Требования о взыскании неустойки также признаны обоснованными.
В удовлетворении встречного искового заявления о понуждении истца принять от него научно-исследовательскую работу по разработке комплексного инвестиционного проекта по созданию Национального культурно-патриотического молодежного центра "Победа" на основании принципов государственно-частного партнерства в г. Волгограде" судом отказано, поскольку такая работа выполнена истцом на сумму 4 005 870 руб., и она может быть использована ответчиком частично.
Отказывая в части требования ответчика о взыскании с истца суммы перечисленных денежных средств по контракту в размере 1 220 861,72 руб., суды пришли к выводу, что эта сумма подлежит зачету за выполненную истцом работу, общая сумма которой составляет 4 005 870 руб.
Судебная коллегия считает вышеуказанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области, также являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, эти доводы направлены лишь на переоценку выводов судов о фактических обстоятельствах дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 по делу N А12-8223/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе АНО "Институт региональной политики" указывает о несогласии с судебными актами в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований о взыскании с ответчика основного долга в размере 3 994 131 руб. и неустойки в размере 433 625 руб., поскольку считает, что результат выполненных работ получен и использован ответчиком, что подтверждается актом выполненных работ, подписанным со стороны ответчика. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, положения пункта 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в данном случае не подлежали применению, поскольку ответчик не предъявлял никаких претензий по поводу качества и срока исполнения работ, на проведении экспертизы не настаивал; результаты экспертизы, положенной в основу решения суда, не могут служить допустимым доказательством. Просит судебные акты в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, в части отказа в удовлетворении встречного иска судебные акты просит оставить без изменений.
...
Разрешая возникший спор, суды правильно определили, что заключенный между сторонами государственный контракт регулируется нормами главы 37 "Подряд" ГК РФ, положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Доводы АНО "Институт региональной политики", изложенные в кассационной жалобе, в том числе о необоснованном применении судами положений пункта 1 статьи 723 ГК РФ, являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку со ссылкой на положения статей 720, 721 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2014 г. N Ф06-4619/13 по делу N А12-8223/2011
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4619/13
20.12.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11285/13
08.10.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8223/11
05.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6850/12
24.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3448/12
02.03.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8223/11