г. Казань |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А65-16227/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Володина А.Е., доверенность от 26.03.2014 N 7659/кзио-исх,
ответчика - Новикова И.А., доверенность от 31.03.2014 N РБ-02/4520,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-16227/2013
по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Казанский хлебобараночный комбинат", г. Казань, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, за исключением пункта 1, и предписания от 07.05.2013 по делу N 06-414/2012.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 по делу N А65-16227/2013 заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу N А65-16227/2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с данными судебными актами, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по данному делу отменить, заявленные требования заявителя удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании приказа Татарстанского УФАС России от 23.01.2012 N 02/21-пр, инспекцией Татарстанского УФАС России в период с 01.02.2012 по 31.03.2012 проведена плановая проверка по соблюдению антимонопольного законодательства МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани"
В ходе планового выездного контрольного мероприятия были изучены договоры аренды муниципального имущества, заключенные МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани" с хозяйствующими субъектами.
Как было установлено, между Комитетом и ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда - от 20.01.2010 N 8090-93, сроком действия до 18.01.2011 года (менее 1 года), общая площадь сдаваемых в аренду помещений -231,9 кв.м, адрес расположения имущества: г. Казань, ул. Адмиралтейская, д. 13/30, для организации торговли продовольственными товарами.
В соответствии с пунктом 2.5 договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 20.01.2010 N 8090-93, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока Договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), приказом Татарстанского УФАС России от 19.11.2012 N 01/644-к было возбуждено дело N 06-414/2012 по признакам нарушения МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани" и ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в продлении договора аренды объектов муниципального нежилого фонда от 20.01.2009 N 8090-93, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в незаконном предоставлении муниципальной преференции, ООО "Казанский хлебобараночный комбинат", путем передачи муниципального имущества с нарушением действующего законодательства.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 07.05.2013 по делу N 06-414/2012, в соответствии с которым заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном предоставлении преимущества ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" путем предоставления муниципального имущества в пользование по окончании срока действия договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 20.01.2010 N 8090-93 по адресу г. Казань, ул. Адмиралтейская, д. 13/30 литер а, что обеспечило ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке аренды объектов муниципального жилого фонда, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем передачи муниципального имущества с нарушением действующего законодательства, а также выдано предписание от 07.05.2013 по делу N 06-414/2012, в соответствии с которым заявителю предписано принять меры по обеспечению конкуренции при передаче муниципального имущества в аренду, в том числе возвратить имущество, переданное ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" по договору аренды от 20.01.2010 N 8090-93 в муниципальную казну.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иных осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, и устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции
Учитывая изложенное, действия органа власти по предоставлению преференции в нарушение порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, является нарушением пункта 7 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Соответственно, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани", предоставлена незаконная преференция ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" путем продления договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 20.01.2010 N 8090-93, находящегося в муниципальной собственности города Казани, в нарушение установленного Главой 5 Закона о защите конкуренции порядка предоставления муниципальной преференции.
Системный анализ вышеуказанных норм права, в совокупности со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), свидетельствует об установленном законодательством о конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные хозяйствующие субъекты имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения (ограничения) конкуренции действиями органа местного самоуправления, исходя из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется.
Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Вместе с тем, договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
По настоящему делу установлено, что заявитель заключил с ООО "Казанский хлебопекарный комбинат" договор аренды объекта муниципального нежилого фонда от 20.01.2010 N 8090-93, сроком действия до 18.01.2011, общая площадь сдаваемого в аренду помещения 231,9 кв.м., адрес г. Казань, ул. Адмиралтейская, д. 13/30 для организации торговли продовольственными товарами.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что договор после истечения срока его действия был продлен, продолжая свое действие, имущество не возвращалось, торги на право заключения действия договора аренды не проводились. Заявления о согласовании муниципальной преференции ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" в форме передачи муниципального имущества, после истечения срока действия договора от 20.01.2010 N 8090-93, в адрес Татарстанского УФАС России не поступало. В связи с чем суды обоснованно указали, что МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани" предоставлена незаконная преференция ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" путем продления договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 20.01.2010 N 8090-93, находящегося в муниципальной собственности г. Казани, в нарушение установленного главой 5 Закона о защите конкуренции порядка предоставления муниципальной преференции.
На момент заключения договора от 20.01.2010 N 8090-93 действовала редакция Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая включала статью 17.1 "Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества", устанавливающая, что заключение договоров аренды, в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Предусмотренные данной статьей закона исключения к данному случаю не относятся. Тем самым возобновление договора от 20.07.2009 N 7992-93 после 17.07.2010 на неопределенный срок было невозможно в связи с тем, что соответствующий Закон вступил в законную силу.
Необходимо отметить, что порядок проведения торгов регулируется Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
Пунктами 31 и 105 "Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 предусмотрено, что извещение о проведении торгов должно содержать, в том числе, срок действия договора.
Таким образом, срок действия договора является существенным условием договора, согласованным на торгах, и не может быть изменен (в том числе продлен на неопределенный срок).
Вместе с тем, пунктом 2.5 договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 20.01.2010 N 8090-93 предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Данный пункт противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.
Следовательно, продление договора аренды муниципального имущества должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия органов местного самоуправления, связанные с предоставлением муниципального имущества без проведения конкурентных процедур после истечения срока действия договоров аренды, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" пользовалось муниципальным имуществом по окончании срока действия договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 20.01.2010 N 8090-93 по адресу: г. Казань, ул. Адмиралтейская, д. 13/30. Это значит, что фактически МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани" как собственником имущества, были созданы конкурентные преимущества ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" путем предоставления муниципального имущества в пользование по окончании срока действия договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 20.01.2010 N 8090-93 по ул. Адмиралтейская, д. 13/30.
В соответствии с Положением о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани", утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 24.12.2005 N 11-5, предметом и целью деятельности МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани" является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, а именно владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани.
Исходя из данных, содержащихся в кодах ОКВЭД ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" (ИНН 1654004372), данная организация занимается производством хлеба и мучных кондитерских изделий.
Необходимо отметить, что вышеуказанные рынки являются конкурентными на территории Республики Татарстан и на них осуществляют свою деятельность и иные хозяйствующие субъекты, заинтересованные в получении муниципального имущества на более выгодных для них условиях.
Таким образом, действия МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани" привели к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия являются необоснованным предоставлением преимущества ООО "Казанский хлебобараночный комбинат", которые обеспечили ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке аренды объектов муниципального нежилого фонда, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Довод МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани" о том, что ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" как субъект малого предпринимательства, имело право на основании части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции на заключение договоров аренды на новый срок без проведения торгов является несостоятельным, так как договор аренды объекта муниципального нежилого фонда от 20.01.2010 N 8090-93 был заключен на основании проведения открытого конкурса, тогда как часть 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции предусматривает заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, только в отношении таких договоров заключенных до 01.07.2008.
Более того, нарушение антимонопольного законодательства выразилось не в заключении договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 20.01.2010 N 8090-93 по ул. Адмиралтейская, д. 13/30, литер а на новый срок, а в необоснованном создании преимущества ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" путем предоставления муниципального имущества в пользование по окончании срока действия договоров аренды объектов муниципального нежилого фонда. Фактически никакие новые соглашения о продлении или заключении договора аренды на новый срок объекта муниципального нежилого фонда по ул. Адмиралтейская, д. 13/30, литер а не заключались.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемых решения и предписания, отсутствия оснований для признания их недействительными.
Часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на которую ссылается податель кассационной жалобы, к рассматриваемым отношениям не применяется, поскольку она введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ, тогда как срок действия договора аренды от 20.01.2010 N 8090-93 - до 18.01.2011. В период, когда действие договора было незаконно продлено, часть 9 в статье 17.1 Закона о защите конкуренции отсутствовала.
Ссылки в кассационной жалобе на отсутствие в оспариваемом решении антимонопольного органа указания организаций, по сравнению с которыми третьему лицу - ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" были предоставлены более выгодные условия деятельности, необоснованны. Закон о защите конкуренции не требует перечисления наименований организаций, которые были лишены возможности получить такие же выгодные условия деятельности, как и лицо, которому незаконно были предоставлены преференции. Неуказание антимонопольным органом таких хозяйствующих субъектов в оспариваемом решении не означает, что на территории города Казани отсутствуют организации, которые бы пожелали получить в аренду муниципальное недвижимое имущество на таких же условиях, как и заявитель. Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах обеих инстанциях, судами им дана правильная оценка. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении дела и сделанных им выводов.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу N А65-16227/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на которую ссылается податель кассационной жалобы, к рассматриваемым отношениям не применяется, поскольку она введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ, тогда как срок действия договора аренды от 20.01.2010 N 8090-93 - до 18.01.2011. В период, когда действие договора было незаконно продлено, часть 9 в статье 17.1 Закона о защите конкуренции отсутствовала.
Ссылки в кассационной жалобе на отсутствие в оспариваемом решении антимонопольного органа указания организаций, по сравнению с которыми третьему лицу - ООО "Казанский хлебобараночный комбинат" были предоставлены более выгодные условия деятельности, необоснованны. Закон о защите конкуренции не требует перечисления наименований организаций, которые были лишены возможности получить такие же выгодные условия деятельности, как и лицо, которому незаконно были предоставлены преференции. Неуказание антимонопольным органом таких хозяйствующих субъектов в оспариваемом решении не означает, что на территории города Казани отсутствуют организации, которые бы пожелали получить в аренду муниципальное недвижимое имущество на таких же условиях, как и заявитель. Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 апреля 2014 г. N Ф06-4711/13 по делу N А65-16227/2013