г. Казань |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А65-17531/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Новикова И.А. (доверенность от 31.03.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-17531/2013
по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань (ОГРН 1061656000582) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23.05.2013 по делу N 06-431/2012, с привлечением третьего лица - общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) от 23.05.2013 по делу N 06-431/2012 за исключением пунктов 1 и 3 резолютивной части решения (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет земельных и имущественных отношений с принятыми по делу судебными актами не согласился, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку в оспариваемом решении по делу N 06-431/2012 антимонопольным органом не выявлены признаки, присущие муниципальной преференции. Материалами дела не подтверждается предоставление арендатору какого-либо преимущества, обеспечивающего более выгодные условия деятельности, имущественных льгот. По мнению Комитета земельных и имущественных отношений, арендатор, добросовестно выполняющий все условия договора, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения конкурса или аукциона. Наличие в действиях заявителя нарушений требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольным органом не доказано.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по РТ не согласилось с доводами Комитета земельных и имущественных отношений по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
Заявитель и третье лицо по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, УФАС по РТ в период с 01.02.2012 по 31.03.2012 на основании приказа от 23.01.2012 N 02/21-пр проведена плановая выездная проверка Комитета земельных и имущественных отношений по соблюдению антимонопольного законодательства. В ходе проверки изучены договоры аренды муниципального имущества, заключенные им с хозяйствующими субъектами.
Антимонопольным органом установлено, что между Комитетом земельных и имущественных отношений и обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компанией "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки", г. Казань (далее - ООО УК "ЖКХ Дербышки") заключены договоры аренды объектов муниципального нежилого фонда: от 19.08.2009 N 7997-93 сроком действия до 17.08.2010 (менее 1 года), общая площадь сдаваемых в аренду помещений - 88,1 кв.м, адрес расположения имущества: г. Казань, ул. Парковая, д. 10 (для размещения эксплуатирующей организации ЖКХ); от 20.05.2009 N 7993-93 сроком действия до 18.05.2010 (менее 1 года), общая площадь сдаваемых в аренду помещений - 148 кв.м, адрес расположения имущества: г. Казань, ул. Солидарная, д. 17 (для размещения эксплуатирующей организации ЖКХ).
Согласно пункту 2.5 договоров аренды объектов муниципального нежилого фонда от 19.08.2009 N 7997-93, от 20.05.2009 N 7993-93, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Вышеуказанные договоры аренды объектов муниципального нежилого фонда, заключенные между заявителем и ООО УК "ЖКХ Дербышки", после истечения срока действия договоров были возобновлены на неопределенный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции приказом УФАС по РТ от 19.11.2012 N 01/627-к возбуждено дело N 06-431/2012 по признакам нарушения Комитетом земельных и имущественных отношений и ООО УК "ЖКХ Дербышки" статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившигося в продлении договоров аренды объектов муниципального нежилого фонда от 19.08.2009 N 7997-93, от 20.05.2009 N 7993-93, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В действиях Комитета земельных и имущественных отношений установлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном предоставлении муниципальной преференции ООО УК "ЖКХ Дербышки" путем передачи муниципального имущества с нарушением действующего законодательства.
По результатам проверки антимонопольным органом принято решение от 23.05.2013 по делу N 06-431/2012.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Комитет земельных и имущественных отношений оспорил его в судебном порядке.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
В силу статьи 20 Закона о защите конкуренции органы местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
Судами установлено, что заявление о согласовании муниципальной преференции ООО УК "ЖКХ Дербышки" в форме передачи муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Парковая, д. 10 и ул. Солидарности, д. 17, после истечения срока действия договоров от 19.08.2009 N 7997-93 и от 20.05.2009 N 7993-93 в адрес УФАС по РТ не поступало. При этом судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что Комитетом земельных и имущественных отношений предоставлена незаконная преференция ООО УК "ЖКХ Дербышки" путем продления договоров аренды объектов муниципального нежилого фонда от 19.08.2009 N 7997-93 и от 20.05.2009 N 7993-97, находящихся в муниципальной собственности г. Казани, в нарушение установленного главой 5 Закона о защите конкуренции порядка предоставления муниципальной преференции.
Договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, статьями 30-30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
На момент заключения договоров от 19.08.2009 N 7997-93 и от 20.05.2009 N 7993-93 действовала редакция Закона о защите конкуренции от 08.11.2008, которая включала статью 17.1 "Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества", устанавливающую, что заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Следовательно, возобновление договоров от 19.08.2009 N 7997-93 на неопределенный срок после 17.08.2010 и от 20.05.2013 N 7993-93 на неопределенный срок после 18.05.2010 было невозможно. В материалах дела отсутствуют доказательства проведения заявителем торгов.
Порядок проведения торгов регулируется Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса". Пунктами 31 и 105 данных Правил предусмотрено, что извещение о проведении торгов должно содержать, в том числе, срок действия договора.
Таким образом, как верно указано судами, срок действия договора является существенным условием договора, согласованным на торгах, и не может быть изменен (в том числе продлен на неопределенный срок).
Согласно части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Суды сделали правильный вывод о том, что пункт 2.5 спорных договоров аренды объектов муниципального нежилого фонда противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку продление договора аренды муниципального имущества должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
То есть действия органов местного самоуправления, связанные с предоставлением муниципального имущества без проведения конкурентных процедур после истечения срока действия договоров аренды, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
ООО УК "ЖКХ Дербышки" пользовалось муниципальным имуществом по окончании срока действия договоров аренды объекта муниципального нежилого фонда от 19.08.2009 N 7997-93 и от 20.05.2009 N 7993-93, что свидетельствует о том, что фактически Комитетом земельных и имущественных отношений, как собственником имущества, были созданы конкурентные преимущества ООО УК "ЖКХ Дербышки" путем предоставления муниципального имущества в пользование по окончании срока действия вышеназванных договоров аренды объектов муниципального нежилого фонда.
При данных обстоятельствах, действия Комитета земельных и имущественных отношений привели к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия являются необоснованным предоставлением ООО УК "ЖКХ Дербышки" преимущества, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке аренды объектов муниципального нежилого фонда, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды сделали правильный вывод о том, что пункт 2.5 спорных договоров аренды объектов муниципального нежилого фонда противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку продление договора аренды муниципального имущества должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
То есть действия органов местного самоуправления, связанные с предоставлением муниципального имущества без проведения конкурентных процедур после истечения срока действия договоров аренды, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
...
При данных обстоятельствах, действия Комитета земельных и имущественных отношений привели к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия являются необоснованным предоставлением ООО УК "ЖКХ Дербышки" преимущества, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на рынке аренды объектов муниципального нежилого фонда, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2014 г. N Ф06-4828/13 по делу N А65-17531/2013