• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 мая 2014 г. N Ф06-6930/13 по делу N А57-10177/2013

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суд кассационной инстанции, отменяя решение Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2013 по настоящему делу, указал на неправильное применение части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) во взаимосвязи с положениями статьи 3 того же закона, с учетом выводов, указанных в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64). Неправильное применение закона усмотрено судом кассационной инстанции в том, что должником по делу N А57-15179/2006 является бюджетное учреждение, по характеру своей деятельности финансируемое исключительно из федерального бюджета, на которое распространяется действие Закона о компенсации по требованиям о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Саратовской области от 15.01.2007. При этом суд кассационной инстанции, отменяя решение в связи с неправильным применением норм материального права, и не принимая собственного решения по существу спора, не указал на необходимость установления судом первой инстанции каких-либо новых фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.

Соответственно, из указаний суда кассационной инстанции следует, что действие Закона о компенсации в силу части 1 статьи 1 данного закона, во взаимосвязи с положениями статьи 3 того же закона, распространяется и на случаи, когда должником по судебному акту является бюджетное учреждение, по характеру своей деятельности финансируемое исключительно из федерального бюджета. Данное толкование части 1 статьи 1 и статьи 3 Закона о компенсации в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для суда первой инстанции, несмотря на то, что в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, за исключением случаев, когда обязательства учреждения возникли до 01.01.2012 (с учетом пункта 12 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"). По денежным обязательствам частного или казенного учреждения его собственник, как и до внесения изменений в статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения только при недостаточности денежных средств учреждения. Субсидиарная ответственность собственника учреждения возникает на основании решения суда об удовлетворении иска о взыскании денежных средств с собственника учреждения по обязательствам учреждения (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Следовательно, и с учетом обязательности толкования судом кассационной инстанции части 1 статьи 1 Закона о компенсации, как допускающей обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за неисполнение в разумный срок судебного акта о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения, такое обращение допускается только по основаниям неисполнения в разумный срок вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего возложение на публично-правовое образование - собственника учреждения, субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам учреждения с обращением взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных (казенных) учреждений. О необходимости наличия судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных (казенных) учреждений, в целях обращения с заявлением о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта в разумные сроки, прямо указано в части 1 статьи 1 Закона о компенсации, подпункте "б" пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64.

...

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 при подаче заявления о присуждении компенсации лицом, в отношении которого не выносились судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных (казенных) учреждений, заявление о присуждении компенсации возвращается судом по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 222.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (заявление подано лицом, не имеющим права на его подачу). Правомерность возврата заявления о присуждении компенсации на основании неисполнения судебного акта, не предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации, подтверждена определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2012 N ВАС-8855/12."