г. Казань |
|
16 мая 2014 г. |
Дело N А57-169/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.10.2013 (судья Алькова В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Тимаев Ф.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-169/2013
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Паршиной Нины Алексеевны, Саратовская область, г. Энгельс, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), г. Саратов, с привлечением третьих лиц: Правительства Саратовской области, г. Саратов, Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, Комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовкой области, г. Энгельс, общества с ограниченной ответственностью "Саратовская Экспертиза и Оценка", г. Энгельс, администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс, о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и об обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Паршина Нина Алексеевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) с исковым заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:50:021306:30, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, площадью 13 694 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 3 535 927,74 руб. и обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021306:30, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, площадью 13 694 кв. м, в размере 3 535 927,74 руб. в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Правительство Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовкой области, общество с ограниченной ответственностью "Саратовская Экспертиза и Оценка", Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.10.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в полномочия Кадастровой палаты не входят функции по государственной кадастровой оценке земельных участков. Также заявитель полагает, что удовлетворение исковых требований по данному делу не повлечет за собой обязанности Комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области произвести перерасчет арендной платы, соответственно, о защите прав Предпринимателя речи не идет.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Предприниматель является собственником объектов недвижимости: сооружение - рельсовый путь протяженностью 758 м.; нежилое здание площадью 267,7 кв. м; сооружение - скважина глубиной 40 м; сооружение - разгрузочная площадка; нежилое здание площадью 64,8 кв. м; нежилое здание площадью 825,9 кв. м; нежилое здание площадью 345 кв. м; нежилое здание площадью 278,3 кв. м, расположенных на сформированном земельном участке с кадастровым номером 64:50:02 13 06:30, общей площадью 13 694 кв. м, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона.
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Между Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 04.10.2011 N 10304/1, в соответствии с которым Предпринимателю передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 64:50:02 13 06:30, общей площадью 13 694 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, с видом разрешенного использования - "под производственную базу". Срок аренды установлен с 08.12.2009 по 07.12.2058.
По сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка составляет 20 965 924,82 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 1531,03 руб./кв. м.
В досудебном порядке по инициативе Предпринимателя была проведена рыночная оценка указанного земельного участка.
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Саратовская Экспертиза и Оценка" от 26.11.2012 N 731/12 об оценке рыночной стоимости земельного участка по адресу Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:02 13 06:30, общей площадью 13 694 кв. м, по состоянию на ноябрь 2012 года составила 2 715 000 руб.
Предприниматель, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Предприниматель, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением ее прав, являющейся арендатором земельного участка.
При этом права Предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012.
По ходатайству Предпринимателя судом была назначена судебная экспертиза об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 02.06.2012, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Федеральный центр судебных экспертиз".
По результатам проведенной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 15.08.2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:02 13 06:30, общей площадью 13 694 кв. м, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, по состоянию на 02.06.2012 составляет 3 535 927,74 руб.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, составляющей 3 535 927,74 руб.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Предприниматель, как плательщик арендной платы, размер которой рассчитывается, в том числе исходя из кадастровой стоимости земельного участка, обладает правом на предъявление требований об определении кадастровой стоимости данного земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняется.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости предъявляется к органу кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Таким образом, органом кадастрового учета является Кадастровая палата, а, следовательно, суды правильно удовлетворили иск в отношении Кадастровой палаты.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовым позициям, сформулированным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии правовых последствий для Предпринимателя в виде перерасчета арендной платы, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, расчет размер арендной платы в соответствии с договором от 04.10.2011 N 10304/1 производится с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с приложением к настоящему договору. Таким образом, во исполнение заключенного договора, при изменении кадастровой стоимости земельного участка, Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района обязан изменить размер арендной в одностороннем порядке.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу N А57-169/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
...
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовым позициям, сформулированным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2014 г. N Ф06-6445/13 по делу N А57-169/2013
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6445/13
10.02.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11893/13
30.10.2013 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-169/13
09.08.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6414/13